Понятие «туристическая деятельность».

Понятие «туристическая деятельность».

Организация услуг размещения.

Понятие «туристическая деятельность».

Туристическая деятельность как понятие может трактоваться с разных точек зрения. Широкие слои населения чаще всего понимают ее как занятие туризмом, отдыхом, экскурсии, досуг. В контексте хозяйственных взаимоотношений туристическую деятельность определяют как производственно-обслуживающей деятельности по предоставлению разных туристических услуг или деятельность по организации путешествий с туристической целью. Более широко туристическая деятельность может определяться как проявление социальной политики государства, профсоюзов, предприятий с целью реализации прав граждан на отдых, свободу их передвижения.

Основываясь на подходе, туристическая деятельность может быть определена как отношения, которые связывают субъект деятельности со средой и иллюстрируются несложной схеме:

Субъект = Туристическая деятельность = Окружающая среда.

Туризм является открытой системой, на которую значительное влияние оказывают природные факторы, климатические, экономические и социальные катаклизмы, национальные и региональные конфликты и т.п. Некоторые из таких внешних воздействий на систему проявляются регулярно, проявления других предсказать невозможно. Ситуация осложняется и тем, что во многих случаях отдельные виды коммерческой деятельности, например, организация размещения и питания, транспортных услуг направлены на обслуживание не только туристов, но и других категорий посетителей, путешествующих, местное населения. Кроме того, не все туристы пользуются услугами, которые реализуются туристическими предприятиями, предлагающими к потреблению комплексные туры рода (туроператорами или турагентами), предпочитая деятельности напрямую, самостоятельно связываясь с транспортных компаний и отелями, ресторанами, бюро экскурсионного обслуживания и тому подобное. Другие потребители туристических услуг предпочитают работать не с турагентствами, а непосредственно с операторами туров.

В современных условиях глобализации общественных процессов среда реализации туристической деятельности, с одной стороны, характеризуется значительной унификацией требований, а с другой − в значительной территориальной дифференциации реальных возможностей удовлетворять туристические потребности и поляризацией конкретного состояния ключевых элементов как прямого, так и косвенного воздействия: технологии; закономерности функционирования экономики, имеющие отличные проявления на различных таксономических уровнях (мировом, региональном, национальном, локальном), научно-технический прогресс; групповые интересы; существенные события; социально-культурные, экологические, политические условия.

Непосредственное осуществление туристической деятельности на национальном уровне происходит под влиянием элементов среды государственного регулирования туристической деятельности. Его составляющими являются:

- нормативно-правовые акты, содействие продвижению туристического продукта на внутреннем и мировом туристических рынках, защита прав и интересов туристов и обеспечения их безопасности;

- лицензирования и стандартизация в туристической индустрии; сертификация туристского продукта;

- правила въезда и выезда туристов с учетом интересов развития туризма; выделение прямых бюджетных ассигнований, создание благоприятных условий для инвестиций; налоговое регулирование;

- и таможенное регулирование, предоставление льготных кредитов, установление таможенных и налоговых льгот субъектам туристической деятельности; кадровое обеспечение, развитие научных исследований, обеспечение картографической продукцией.

Ощутимый вылил на конкретное состояние хозяйственной среды реализации туристической деятельности имеют процессы специализации, диверсификации, кооперации, концентрации производства.

Выражением специализации туристической деятельности является функционирование разнообразных и специализированных средств размещения (гостиницы, кемпинги, мотели и т.п.), реализация различных форм обслуживания в заведениях гостеприимства и развлечений в соответствии с возрастающего набора видов туристических услуг и путешествий. Процесс специализации приводит к усложнению хозяйственных связей между предприятиями, участвующими в обслуживании туристов, учитывая что, возникает необходимость в кооперировании специализированных производств.

Кооперирование в индустрии туризма является формой организации постоянных связей между специализированными, но самостоятельными предприятиями по производству и реализации туристических услуг и товаров.

В практике функционирования туристической индустрии кооперирования происходит в форме долгосрочного договорного сотрудничества на предметной, функциональной, региональной, межотраслевой, национальной, международной основе. Чаще всего инициаторами кооперирования выступают непосредственно субъекты туристической деятельности, поскольку именно они создают, предлагают и реализуют турпродукт. Фактически, кооперация − не самоцель, а средство повышения качественных показателей туристического сервиса, экономии времени, сил и средств.

Бурное развитие туризма в 70-е pp. вызвал активный процесс концентрации производств туристической индустрии. Прежде всего, концентрация приводит к увеличению среднего размера предприятий. Она происходит как путем увеличения отдельных производственных единиц, так и путем объединения широкого круга специализированных предприятий и связана с диверсификацией туристической лояльности отдельных субъектов. В экономике диверсификация понимается как расширение сферы производства/торговли производителем/торговцем за счет включения в нее новых продуктов. Она может происходить путем приобретения фирм, которые уже действуют на тех рынках, куда собирается проникнуть компания, либо из-за расширения собственных мощностей. Диверсификация позволяет уменьшить риск предпринимательской деятельности путем перераспределения инвестиций и других ресурсов между несколькими направлениями деятельности, а именно путем производства различных товаров и услуг. В туризме диверсификация позволяет решить проблемы зависимости от одного рынка, лимит которого начинает сокращаться (например, сокращение рынка въездного туризма в Грецию происходило параллельно с развитием рынков Турции, Кипра, Египта, Туниса) уравновешивания сезонных колебаний спроса, обеспечение пространства для роста фирмы (особенно при освоении новых направлений и открытии новых туристических рынков).

Учитывая потребительско-значимые признаки в туристической деятельности, принято различать: специализированный и социальный туризм, таймшер, а также альтернативный туризм.

Специализированный туризм - термин, используемый для обозначения туристов покупающих специализированный тур и выезжают с целью изучения специфических особенностей той или иной местности, для получения личного опыта, выполнение спортивных нормативов, активного отдыха и т.д. В рамках специализированного тура особое внимание уделяется широкому диапазону вопросов, связанных с изучением культуры, природы места посещения, а также с профессиональными и различного вида спортивно-туристическими интересами туристов, с обязательным соблюдением правил безопасности, что особенно важно для самодеятельного, спортивного туризма. В международной практике выделяют следующие виды специализированного туризма: приключенческий («мягкий» и «жесткий»), экотуризм, этнический (ностальгический), сельский, фермерский, спортивный, детско-юношеский и ин.

Сегодня очень распространена практика владения правом проведения отдыха в средствах размещения, принадлежащих клуба отдыха. Клубный отдых может осуществляться:

1) в режиме реального времени, когда его продолжительность и качество зависят от количества принадлежащих покупателю условных единиц измерения, используемых клубом (например, баллов или кредитных очков)

2) в режиме разделенного времени (таймшер) и совершения путешествия каждый год в определенный период продолжительностью не менее одной недели.

Широкое понимание социального туризма охватывает такие виды туристической деятельности − общедоступных путешествий, экскурсий, отдыха − которые удовлетворяют познавательные интересы, духовные и иные потребности людей, включая оздоровление, восстановление сил за счет различных источников финансирования, в т.ч. средств, выделяемых государством на социальные потреби.

В последнее время, в связи с развитием информационных сетей, получает распространение альтернативный туризм, где в качестве организатора путешествия выступает не специализированное предприятие, а сам турист, путешественник, используя рекламные материалы исполнителей отдельных туристических услуг и заказывает такие услуги самостоятельно с помощью информационных сетей.

Конкретными формами проявления туристической деятельности считают

Стратегическую туристическую деятельность, которая заключается в подготовке целевых документов; сборе информации; объяснении процессов и ситуаций; формировании ежегодных планов действий; мониторинга результатов деятельности.

Турагентскую деятельность, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на соответствующих принципах (лицензирование) как деятельность по продвижению и реализации туристского продукту.

Туроператорскую деятельность, которая предусматривает деятельность на основе лицензии, юридических или физических лиц по формированию, продвижению и реализации туристического продукта.

Экспедиционную деятельность, которая охватывает любые экспедиционные исследования, осуществляемые (самостоятельно или параллельно с другой деятельностью, в том числе с туризмом) с целью решения фундаментальных или прикладных заданиях.

Субъекты туристической деятельности.

Согласно Закону Украины «О туризме» субъектами туристической деятельности являются предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности, физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством Украины в порядке и имеют лицензию на осуществление деятельности, связанной с предоставлением туристических услуг. В таком контексте туристические услуги определяются как конечный продукт деятельности туристического предприятия по удовлетворению соответствующих потребностей и реализации деятельности людей в свободное время: отдых, экскурсии, путешествия.

Удовлетворения потребностей и спроса на туризм предполагает необходимость обеспечения большого количества туристических услуг. С точки зрения хозяйственной деятельности интерес представляют материальные и нематериальные туристические услуги. Иногда материальные услуги выступают в форме товара, их главной характеристикой является то, что они не ограничены количественно. Потребление нематериальных услуг туризма происходит исключительно в месте, где они производятся. Они не могут быть транспортированы к потребителю и используются туристами только после миграции в район локализации услуг. Такими услугами являются, например, услуги размещения, которые локализованы в определенном месте для привлечения туристов, услуги питания, которые предусматривают конкретные рестораны, услуги развлечений, которые удовлетворяют оперные, драматические театры, казино и т.д. в туристических центрах.

Следовательно, реализацию туристической деятельности в широком контексте хозяйствования осуществляют различные предприятия − экономические агенты мирового туристического рынка.

Субъектами рыночных отношений в контексте туристической деятельности выступают организаторы и продавцы (туроператоры и турагенты) туристического продукта, их контрагенты - исполнители услуг (гостиницы, рестораны, компании-перевозчики, экскурсионные бюро) и покупатели (потребители) как комплексного турпродукта, так и отдельных туристических услуг.

Важно отличать оптовую и розничную реализацию турпродукта.

Оптовая реализация − это деятельность по продаже тур-услуг тем, кто приобретает их с целью дальнейшей перепродажи. Она осуществляется по посредническим договором, который имеет форму договора-поручения, договора комиссии или агентского соглашения. Оптовой торговлей турами занимаются крупные туроператоры, которые проводят крупномасштабные операции по продаже турив.

Розничная продажа турпродукта конечному потребителю определяется как деятельность по продаже этих услуг конечным потребителям (туристам), т.е. не для коммерческого использования, а личного потребления. Розничные фирмы работают на основе прямых контактов с клиентами.

В международной практике известны и широко используются соглашения и контракты, которые регулируют взаимоотношения контрагентов с турагентами и туроператорами. Например, взаимоотношения с контрагентами − транспортными предприятиями, в частности с авиаперевозчиками, могут быть оформлены договорами фрахтования (чартер, субчарт), которые определяют арендные обязательства по отношению ко всей или части вместимости транспортного средства, осуществляющего чартерный рейс, или договорами на приобретение блока мест в транспортном средстве (блок-чартер), которые определяют отношения купли-продажи прав на услуги по перевозке пассажиров, их багажа чартерным или регулярным рейсом.