Пример выполнения практической работы № 2

Произвести расчёт косозубой передачи редуктора, если мощность на ведущем валу P1 = 14,5 кВт, угловая скорость ведущего вала ω1 = 115 рад/с, передаточное число редуктора u = 3,15. Материал шестерни и колеса - сталь 40ХН, термообработка шестерни - улучшение и закалка ТВЧ, колеса - улучшение.

Решение

1. Вращающие моменты на валу шестерни и колеса:

T1 = Нм,

Т2 = Т1 · u ·η = 126 · 3,15 · 0,97 = 385 Нм.

 

2. Принимаем для шестерни термообработку - улучшение поковки и закалка ТВЧ до твёрдости HRC1 =48...53, HRC1cp=50, для колеса – улучшение поковки НВ2 = 269...302, НВ2ср. = 285.

Допускаемые контактные напряжения для шестерни и колеса:

н]1 = Н/мм2

н]2 = Н/мм2

Расчётное допускаемое напряжение:

н] = 0,45([σн]1 +[ σн]2) = 0,45(913+557) = 662 Н/мм2.

 

Проверяем выполнение условия [σн] ≤ 1,23[σн]2:

662 ≤ 1,23 · 557 = 685 - условие выполняется.

 

Принимаем допускаемые напряжения на изгиб для шестерни и колеса:

F]1 = 400 Н/мм2,

F]2 = Н/мм2.

3. Принимаем расчётные коэффициенты. Выбираем ψα= 0,4, тогда

Ψd = 0,5Ψα (u + 1) = 0,5 · 0,4 ·(3,15 + 1) = 0,8 и КНβ = 1,05.

 

Определяем межосевое расстояние:

αw = 43 · (3,15+1) · = 110 мм.

Принимаем по стандарту αw = 112 мм.

 

4. Определяем модуль зацепления:

m= (0,01…0,02) · 112 = 1,12…2,24 мм.

Принимаем m =2 мм.

 

5. Принимаем угол наклона зубьев β = 12°.

 

6. Суммарное число зубьев

ZΣ = = 109,6.

Принимаем ZΣ = 109.

Фактический угол наклона зубьев Cosβ = = 0,9732; β=13018.

 

7. Фактическое передаточное число u' = 83/26 = 3,19.

Отклонение от заданного значения ((3,19 – 3,15)/3,15) 100% = 1,3% < 2%.

 

8. Основные геометрические размеры шестерни и колеса:

а) диаметры делительных окружностей

d1 = mz1/Cosβ=2·26/0,9732=53,43 мм,

d2 = mz2/Cosβ=2·83/0,9732=170,57 мм;

б) фактическое межосевое расстояние

αw' = (d1 + d2)/2 = (53,43 + 170,57)/2 = 112 мм;

в) диаметры вершин зубьев

da1=d1+2m=53,43+2·2=57,43 мм,

da2=d2+2m=170,57+2·2=174,57 мм;

г) ширина венца колеса и шестерни

b2 = ψα·αw = 0,4 · 112 = 44,8 (принимаем b2 = 45 мм),

b1 = b2 + 5 = 50 мм.

 

9. Силы в зацеплении:

а) окружная Ft = 2 · T2/d2= 2 · 385 · 103/170,57 = 4514 Н;

б) радиальная Fr = Ft tg200/Cosβ = 4514 · tg200/Cosβ = 1688 Н;

в) осевая Fa = Ft tgβ = 4514 tgβ = 1067 Н.

 

10. Окружная скорость: v = ω1d1/2 = 115 · 53,43/2·103 = 3,1 м/с.

Назначаем 8-ю степень точности.

 

11. Уточняем коэффициент ширины венца колеса:

Ψd=b2/d1=45/53,43 = 0,84.

Тогда КHβ = 1,06; КНα = 1,1; KHv = 1,03.

 

12. Контактные напряжения рабочих поверхностей зубьев:

 

σH=376· =647<[σH]=662 МПа.

Условие прочности выполняется.

Недогрузка ·100%=2,3%.

13. Вычисляем эквивалентные числа зубьев и определяем коэффициенты формы зуба шестерни и колеса:

zv1 = z1/Cos3β = 26/Cos3β = 28, YF1 = 3,84;

zv2 = z2/Cos3β = 83/Cos3β = 90, YF2 = 3,605.

 

14. Определяем для шестерни и колеса отношение

F]1/YF1 = 400/3,84 = 104,2,

F]2/YF2 = 293/3,605 = 81,3.

Так как 81,3<104,2 , то расчёт на изгиб ведём по колесу.

 

15. Определяем напряжения на изгиб:

σF = ≤ [σF];

K = 1,13; KFv= 1,1; K = 0,92;

Yβ = 1 - β/140 = 1 – 13,3/140 = 0,905;

σF = =187 МПа < [σF2]=293 МПа.

 

Условие прочности на изгиб выполняется.

 

Таблица 2.6

Варианты заданий для практической работы № 2