ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Для слушателей курсов профессиональной переподготовки «Клиническая психология»

Автор-составитель: кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии труда и служебной деятельности факультета психологии, социальной медицины и адаптационно-реабилитационных технологий ФГБОУ ВПО «РГСУ» Дмитрий Александрович Донцов.

Рецензент:

кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, заведующая кафедрой клинической психологии НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет» Карине Маратовна Шипкова.

Москва – 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «СУПЕРВИЗИЯ», составленный в контексте клинической психологии, является непосредственным продолжением курсов «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ» и «ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОТЕРАПИИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ», содержательно взаимосвязан с ними и базируется на них в плане информационного смысла и профессионального значения.

Курс «СУПЕРВИЗИЯ» предназначен для студентов курсов профессиональной переподготовки, обучающихся по специальности «клиническая психология», именно поэтому первой частью курса «Супервизия» является описание профессии «клинический психолог» как области практики.

Второй частью курса «Супервизия» является информационный блок «Понятие и процесс “супервизия”», так как именно явление, феномен и процесс супервизии как системы профессиональной оценки является основным содержанием практики психологического супервизирования в целом.

Третьей частью курса «Супервизия» выступает аналитическое описание разнообразных видов, моделей и форм супервизии, понимаемой в качестве профессионального обучения и развития специалиста-психолога, осуществляющего практическую деятельность и совершенствующегося в ней.

Таким образом, в данном комплексном документе, сразу после этой пояснительной записки следуют описания профессии «клинический психолог», – этот методический материал имеет место со страницы № 4 по страницу № 23. После этого, со страницы № 23 по страницу № 41 следует подробное анализирование понятия и процесса супервизии как особой профессиональной деятельности. Затем, со страницы № 41 имеет место блок «Виды, модели и формы супервизии», заключающий в себе видение супервизии в психологии как в сфере деятельности и в профессии. Здесь подвергаются детальному анализу различные содержательные аспекты и профессиональные параметры супервизии в клинической, психотерапевтической, консультативной и диагностической психологической практике, включая т.н. клиническую супервизию.

ОГЛАВЛЕНИЕ КУРСА «СУПЕРВИЗИЯ» №№ СТР.
1. Раздел № 1. «Профессия ″клинический психолог″»
1.1. Общие характеристики деятельности клинических психологов
1.2. Конкретные профессиональные компетенции клинического психолога
2. Раздел № 2. «Понятие и процесс “супервизия”»
2.1. Информационное вступление
2.2. Основные понятия в супервизии как в профессиональной деятельности
2.3. Этические проблемы в работе супервизора
2.4. Содержание этического профессионального кодекса супервизора
2.5. Информационное заключение к разделу № 2
3. Раздел № 3. «Виды, модели и формы супервизии»
3.1. Супервизия в психотерапии
3.2. Современные представления о клинической супервизии
3.3. Современная теория и практика супервизии.
3.4. Практические модели и концепции супервизии
3.5. Заключение к разделу № 3 и общее заключение к курсу «Супервизия»