Рекомендации по подготовке доклада

Доклад о результатах проделанной работы – это закономерный итог выполнения исследовательской работы.

Задача докладчика: точно и эмоционально изложить саму суть исследования. В ходе доклада недопустимо зачитывание работы, необходимо отразить основное содержание всех глав и разделов работы.

Чтобы не нарушить регламент, при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное. Иногда приходится "жертвовать” и некоторыми важными моментами, если без них можно обойтись. При изложении материала следует придерживаться отдельного плана, соответствующего структуре и логике выполнения самой исследовательской работы. Все остальное, если у аудитории возник интерес излагается в ответах на вопросы.

В течение 7 минут, когда длится выступление, важно успеть донести до зала:

- актуальность избранного направления исследования;

- сведения об исследуемой проблеме;

- цель и задачи исследования;

- объект и предмет исследования;

- гипотезу исследования;

- методы исследования;

- новизну, теоретическую и практическую значимость;

- самые важные результаты и выводы по работе.

Когда выступающий начинает превышать время выступления, нередко его останавливают и просят переходить к выводам. В такой ситуации велик риск, что какая-то из частей доклада получится неполной, скомканной и останется не понятой слушателями.

Необходимо составить детализированный план доклада. При составлении презентации по каждому пункту и подпункту плана создается слайд, иллюстрирующий содержание данного подпункта/пункта. В этом случае сама очередность слайдов поможет не сбиваться и сохранить логику выступления. Композиция ораторского выступления представлена в таблице 8.

 

Таблица 1 – Защита работы. Композиция ораторского выступления

Элементы Назначение Целевые действия Приёмы и средства
ВСТУПЛЕНИЕ
Зачин Подготовить аудиторию к восприятию Завладеть вниманием, возбудить интерес, заставить слушать, вызвать доверие, дисциплинированность Обратиться к аудитории, поприветствовать всех присутствующих, сообщить что-нибудь удивительное, факт, историю
Завязка мысли Поставить проблему Показать актуальность темы, выя­вить противоречие, объяснить тезис, заинтриговать новым материалом, назвать объект, предмет, цель и задачи Приём сопереживания, парадоксальная ситуация, драма идей и людей, контрастное положение
Изложение Довести план до аудитории Обеспечить понимание цели общения, наметить перспективу, сориентировать слушателей Обращение к интересам, потребностям людей, краткое описание, ссылки на литературные источники, документы
ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ
1-й вопрос Представить предмет Раскрыть основное понятие, показать структуру (элементы и связи). Проанализировать используемую литературу. Выявить сущностные характеристики исследуемого феномена Определение (дефиниция), деление понятия, трактовка, опорная схема, сигнал, образ, картина. Назвать первые исследовательские задачи, механизмы их решения и выводы

 

 

Продолжение таблицы 1
Элементы Назначение Целевые действия Приёмы и средства
2-й вопрос Довести сущность до понимания Выдвинуть тезис и обосновать новое задание, дать оценку элементов речи, опровергнуть антитезис Доказательство (методы мышления и способы убеждения), взгляды, мнения, свойства, аргументы, факты, приёмы критического анализа
3-й вопрос Дать установку на деятельность Связать теорию с жизнью (практикой), предложить решения Данные экспериментов, показательные примеры, официальные экспериментальные установки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Напоминание Закрепить мысль Напомнить основной тезис (цель исследования), дать понять, что мысль доказана, усилить впечатление Возвращение к проблеме, самый сильный аргумент, факт, афоризм, крылатая фраза, мудрое изречение, представление непротиворечивости выводов
Обобщение Убедиться, что цель достигнута Подвести к заключению, добиться одобрения и принятия мысли Подытоживающие утверждения, эмоциональные средства, яркий пример, цитата
Пожелание Направить деятельность аудитории Поставить задачи, мобилизовать людей, сориентировать их, приз­вать к решению Перспективы дальнейшего исследования

Рекомендации по подготовке презентации к выступлению на защите исследовательской работы.

Помните, что презентация к защите исследовательской работы должна отражать основные положения работы.

В каждой презентации должно быть:

1) название работы и информация об авторах;

2) методологический аппарат (актуальность избранного направления исследования; сведения об исследуемой проблеме; цель и задачи исследования; объект и предмет исследования; гипотезу исследования; методы исследования; новизну, теоретическую и практическую значимость)

3) сама работа, представленная в виде тезисов – кратко сформулированных основных положений. Тезисы должны быть написаны четко и конкретно не более двух, трех предложений;

4) основные выводы и рекомендации.

Деловые презентации оформляются в нейтральных и неброских тонах, рекомендуемые цвета - зеленый, нежно синий цвет, бежевый, при помощи этих цветов информация усваивается легче. Можно так же взять оранжевый и желтый, при помощи этих цветов люди обратят внимание на работу, желтый цвет, например, создает спокойную дружескую атмосферу. Подбирая шрифт и цвет текста, позаботьтесь о том, чтобы он легко читался и не сливался с фоном.

На протяжении всей презентации используйте сочетание не больше трех цветов. И выдерживайте работу в одном стиле.

Желательно на каждом слайде сделать тонкую рамку, что внимание людей было только в представляемых пределах (можно сделать надписи на каждом слайде).

В каждой презентации желательно должны быть рисунки, схемы, диаграммы и таблицы, но только тематические. Соотношение с текстом – рисунок должен быть 2/3, то есть текста меньше чем картинок. Изображения берутся – яркие, звучащие, в которых четко отражено, то содержание, которое требуется передать. Грамотно подобранные изображения – это 70 % успеха.

Заголовки выделяются по цветовой схеме, ставиться жирный шрифт или подчеркивание.

В текстовой части слайда главные мысли, то на что требуется обратить внимание, желательно подчеркнуть или выделить.

Так же можно добавить эффекты, с условием, что анимационные эффекты не будут отвлекать внимание от сообщения.

При докладе рассчитывайте, что на один слайд должно уходить в среднем от 1,5 минуты. Заранее потренируйтесь в представлении презентации.