для студентов дистанционного обучения

Контрольный тест по дисциплине «Социология»

Предлагаемый тест предназначен для контроля знаний, полученных студентами дистанционной формы обучения в процессе освоения курса общей социологии. Тест разработан в соответствии требований государственного образовательного стандарта и соответствует программе курса.

Прежде чем приступить к работе внимательно прочтите данную инструкцию, вопросы и варианты ответов на них. При этом обратите внимание на структуру теста. Она включает в себя основные темы курса. Каждая тема представлена серией конкретных вопросов. К каждому вопросу даны три варианта ответов. Один из них — правильный. Задача состоит в том, что бы найти правильный ответ и отметить его. Затем выбранный ответ перенести в таблицу ответов. Например, если Вы на вопрос 1.1 (первый вопрос первой темы) выбрали вариант «а», то в колонке таблицы под цифрой «1» пишите «а».

Таблица ответов

 

Выбранный вариант ответа на вопрос
№ темы
а б а                    
б б а а в в в а а б б    
а а а б а в а б в б      
в а б б б б а б б а      
в в в в а б б            
а б в б б а в а б б      
а б б в   в а в в б а в  
в а б б а б в б б б      
в а в а б б в            
в в а а а                

Таким образом, Вам необходимо дать ответы на 95 вопросов предложенного теста и отправить бланк ответов в адрес ЦСП.

Оценкабудет осуществляться по коэффициенту знаний студента (Кз), который рассчитывается как отношение суммы возможных правильных ответов к сумме полученных правильных ответов.При этом 1 правильный ответ = 1, неправильный = 0, пропущенный ответ = 0. Значения Кз: до 0,50 - неудовлетворительно; 0,51 до 0,65 -удовлетворительно; 0,66 до 0,80 - хорошо; 0,81 и выше - отлично.

Внимание! Студент получает зачет по социологии при условии зачтенной контрольной работы и положительной оценки по результатам теста.

Желаем удачи. ЦПС.

 

Контрольный тест по курсу «Социология»

 

Тема 1. Предмет социологии

 

 

1.1. В структуре социологии выделяют два уровня познания общества:

а) микросоциология и макросоциология;

б) гносеология и онтология;

в) фундаментальная социология и прикладная.

1.2. Какой метод считали основным методом социологии О.Конт и Г.Спенсер?

а) диалектико-материалистический;

б) сравнительно-исторический;

в) функциональный.

1.3. Предмет социологии — это:

а) социальные отношения и социальные взаимодействия;

б) межличностные взаимодействия людей;

в) личность.

Тема 2. Основные вехи истории развития социологической науки

2.1. Когда впервые появился термин «социология»?

а) в начале XVII в.;

б) в середине XIX в.;

в) в первой половине XX в.

2.2. Кем впервые в научный оборот был введен термин «социология»?

а) М. Вебером;

б) О. Контом;

в) К. Марксом.

2.3. Что означает термин «социология»?

а) учение об обществе как целостной системе;

б) науку, изучающую человека;

в) науку, изучающую политическую систему общества.

2.4. Какого известного немецкого социолога называют «великим буржуазным антиподом К. Маркса»?

а) М. Вебера;

б) Г. Зиммеля;

в) Р.Дарендорфа.

2.5. Как называется направление в социологии, возникшее в конце XIX века, представители которого пытались свести законы развития общества к
биологическим закономерностям естественного отбора?

а) социал-дарвинизм;

б) бихевиоризм;

в)морганизм – менделизм.

2.6. К. Маркс, Г. Зиммель, Р. Дарендорф - что объединяет эти имена?

а) это известные деятели международного рабочего движения;

б) это сторонники структурного функционализма;

в) это известные западные экономисты.

2.7. Определите, что связывает эти имена: Дж. Г. Мнд, Ч. X. Кули, М. Вебер?

а) это философы-позитивисты;

б) это сторонники структурного функционализма;

в) это сторонники социального бихевиоризма.

2.8. Где понятие «социальный характер» является центральным?

а) «психология толпы» Г. Лебона;

б) психологический эволюционизм Ф. Гидденса;

в) неофрейдизм Э. Фромма.

2.9. Какая концепция рассматривает общественную жизнь как результат
взаимодействия людей?

а) «формальная школа» Р. Парка;

б) структурный функционализм Т. Парсонса;

в) «теория конфликта» Г. Зиммеля.

2.10. Какая школа рассматривает социологию как поведенческую науку?

а) европейская;

б) американская;

в) русская.

2.11. Как называется один из основных трудов П.А. Сорокина, вызвавший
бурную дискуссию в 1922 г. в Советской России?

а) «Основания социологии»;

б) «Система социологии»;

в) «Социальные системы».

 

Тема 3. Социальное взаимодействие и социальные системы

3.1. Как рассматривали общественную жизнь представители эволюционизма
О. Коит и Г. Спенсер?

а) как особый вид социальной системы;

б) как автоматически действующий «механизм»;

в) как организм, который не является совокупностью отдельных

организмов, а наделен индивидуальной целосностыо.

3.2. Как рассматривал социальный прогресс Г. Спеисер?

а) как результат возникновения и разрешения социальных противоречий;

б) как степень развития производительных сил;

в) как уменьшение степени зависимости личности от общества.

3.3. Какое понятие подходит под определение: «Переход разрозненных
индивидов, находящихся в естественном состоянии, к национально-
государственному состоянию через взаимные ограничения и перенесению прав
друг на друга»?

а) общность;

б) корпорация;

в) общественный договор.

3.4. Какое понятие подходят под определение: «Способ регуляции и
саморегуляции какой-либо социальной общности, обеспечивающий ее единство
и целостность»?

а) санкция;

б) социальный контроль;

в) принуждение.

3.5. Каковы основные функции социального контроля в сфере труда?

а) формальная и неформальная;

б) оценочная, стимулирующая и укрепление трудовой дисциплины;

в) групповая и индивидуальная.

3.6. Механизм, с помощью которого общество регулирует поведение индивидов
и поддерживает социальный порядок:

а) социализация;

б) обучение;

а) социальный контроль.

 

3.7. Какое понятие подходит под определение: «Состояние общества, в котором
заметная часть его членов, зная о существовании обязывающих их норм,
относится к ним негативно или равнодушно»?

а)анархия

б) стагнация;

в) аномия.

3.8. Как называется направление в современной западной социологии,
изучающее устойчивые формы организации и регулирования социальной
жизни?

а) структурный функционализм;

б) институциональная социология;

в) неомарксизм франкфуртской школы.

3.9. Представители какого направления в современной социологии
рассматривают обмен различными типами деятельности как фундаментальную
основу общественных отношений?

а) неомарксизм;

б) анализ социальных связей;

в) теория социального обмена.

3.10. Назовите основные виды социальных взаимодействий, выделенные одним
из основателей чикагской школы социальной экологии Э.Р. Парком?

а) антагонистические и неантагонистические;

б) борьба за власть, изменение статуса, перераспределение доходов,
переоценка ценностей;

в) соревнование, приспособление, ассимиляция, социальный конфликт.

 

Тема 4. Основные виды социальной деятельности и их изучение в частных социологических дисциплинах

4.1. Когда произошло оформление науки как социального института?

а) V в. до н.э.;

б) начало XX в.;

в) на рубеже XVII-XVIII вв..

4.2. Найдите понятие, соответствующее данному определению: «Сфера
человеческой деятельности, функцией которой является выработка и
теоретическое осмысление объективных данных о действительности, а также
результат этой деятельности»;

а) философия;

б) наука;

в) образование.

4.3. Как называется процесс и результат усвоения систематизированных знаний,
умений и навыков?

 

а) воспитание;

б) обучение;

в) образование.

 

4.4. Деятельность субъекта управления по изменению отношения целевой
группы к политическому лидеру называется:

а) репутационной деятельностью;

б) деятельностью в системе связей с общественностью (PR - деятельностью);

в) управлением мировоззрением группы.

4.5. В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
дается социологический анализ становления семьи, различных форм брака.
Кому принадлежит заслуга в разработке этой проблемы?

а) П. Сорокину;

б) Ф. Энгельсу;

в) Г. Зиммелю.

4.6. Какая категория характеризуется данным определением: «Основанная на
браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью
быта, взаимной моральной ответственностью, взаимопомощыо»?

а) брак;

б) семья;

в) сожительство.

4.7. Какая категория характеризуется данным определением: «Исторически
меняющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством
которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и
устанавливает их супружеские и родительские права и отношения»?

а) брак;

б) семья;

в) сожительство.

4.8. Если под одной крышей живут несколько родственных семей, больше двух
поколений, то такая семья является:

 

а) нуклеарной;

б) расширенной;

в) супружеской.

4.9. Многоженство разрешается исламом и существует в некоторых странах.
Такие формы брака называются:

а) групповой брак;

б) полигамия;

в) полиандрия.

4.10. Какая наука изучает религию как социальный институт, ее генезис, роль и
место в обществе?

а) теология;

б) философия;

в) социология.

 

 

Тема 5. Социальные общности

5.1.Что понимается под социальной группой?

а) любой коллектив, реальный или воображаемый, с которым индивид

соотносит свое поведение или будущее;

б) группа, представляющая собой определенный социальный стандарт, с
помощью которого индивид оценивает себя и других;

в) относительно устойчивая совокупность людей, имеющих общие
интересы, ценности и нормы поведения.

5.2. Как называется теория, разрабатывающая проблемы функционирования в
обществе различных социальных групп?

а) теория среднего уровня;

б) теория социокультурной динамики;

в) теория групповой динамики.

5.3. «Свойство этического самосознания воспринимать и оценивать жизненные
явления сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы»
какое понятие подходит под данное определение?

а) национализм;

б) шовинизм;

в) этноцентризм.

5.4. «Исторически возникший вид социальной группировки людей,
представленный племенем, народностью, нацией» — к какому понятию
относится это определение?

а) община;

б) класс;

в) этнос.

 

5.5.«Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической и культурной жизнедеятельности» — к какому понятию относится это определение?

а) национальные отношения;

б) производственные отношения;

в) общественные отношения.

5.6. Как определить одним словом деятельность в сфере отношений между
большими социальными группами, прежде всего классами, а также нациями и
государствами?

а) управление;

б) политика;

в) дипломатия.

5.7. Как называется группа, к которой индивид принадлежит в настоящее время,
принадлежал в прошлом или хотел бы принадлежать в будущем, с учетом
следующих характеристик данной группы: образ жизни, доход, престиж,
статус?

а) первичная группа;

б) референтная группа;

в) общность,

Тема 6. Социальные институты

6.1. Какое понятие подходит под определение: «Устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему общества»?

а) социальная общность;

б) социальная организация;

в) социальный институт.

 

6.2. Как рассматривали известные американские социологии Дж.К. Хоманс и П.
Блау возникновение и развитие социальных институтов и организаций
общества?

а) как результат естественной эволюции общества;

б) как результат взаимодействия производительных сил и производственных отношений;

в) как результат развития обменных отношений.

6.3. Как называются институты, определяющие ролевую структуру общества по
самым различным основаниям — от пола и возраста до вида занятий и
способностей?

а) интеграционные;

б) регулятивные;

в) реляционные.

6.4. Как называются институты, определяющие допустимые рамки независимых
по отношению к нормам общества действий во имя личных целей и санкций,
карающих выход за эти рамки?

а) интеграционные;

б) регулятивные;

в) реляционные.

6.5. Какое понятие подходит под определение: «Произвольное соглашение
людей, которые объединились в процессе работы, распределив и закрепив за
каждым членом определенные функции для наиболее эффективной деятельности»?

а) социальный институт;

б) социальная организация;

в) социальная группа.

6.6. Главные функции социальных институтов:

а) удовлетворять общественные потребности, придавать обществу

стабильность;

б) обеспечивать обществу динамизм, подвижность, изменчивость;

в) давать дипломы выпускникам.

6.7. Потребность в решении духовных проблем, поиска смысла жизни
удовлетворяет социальный институт:

а) образования;

б) семьи;

в) религии.

6.8. Процесс и результат появления в обществе социального института — это:

а) институционализация;

б) дисфункция;

в) стабилизация.

 

6.9. Дисфункция социального института проявляется в следующем:

а) институт полностью удовлетворяет важнейшие общественные потребности;

б) институт не эффективен, его престиж падает в обществе;

в) институт является престижным, авторитетным в обществе.

6.10. Какое понятие объединяет следующие категории: разделение труда, семья,
собственность, армия, брак, образование?

а) социальная структура;

б) социальные отношения;

в) социальные институты.

 

Тема 7. Общество как целостная система

7.1. Что означает понятие «традиционное общество»?

а) доиндустриальное европейское общество с замедленными
темпами развития;

б) социалистическое общество;

в) общество, в котором сильны христианские традиции.

7.2. Что определяет качественное своеобразие, историческую специфику
любого общества, его тип, социальную структуру и социальные институты?

а) соотношение политических партий и движений;

б) уровень развития производительных сил;

в) отношения собственности.

7.3. Как называется общество, для которого характерно рациональное познание
мира, критицизм и индивидуализм?

а) общественно-экономическая формация;

б) закрытое общество;

в) открытое общество;

7.4. Как называется концепция, занимающая одно из ведущих мест в
современной социологии и футурологии, согласно которой информатика,

компьютеры и микроэлектроника определяют развитие социальной системы, выступают как средство создания новых социальных надклассовых и наднациональных структур?

а) теория технотронного общества;

б) теория индустриального общества;

в) теория информационного общества.

 

7.6. Как называется одна из основных концепций современной западной
социологии, усматривающая в современном развитии общества
преобладающую тенденцию к сближению двух социальных систем —
капитализма и «постсоциализма» и их последующему синтезу в «смешанное
общество»?

а) теория «стадий роста»;

б) теория «информационного общества»;

в) теория конвергенции.

7.7. Что обозначает широко распространенный в западной социологии термин
«постиндустриальное общество»?

а) общество, которое будет существовать в XXI в.;

б) европейское общество конца XIX — начала XX вв.;

в) современное западное общество.

7.8. Что включается в понятие «социальная структура общества»?

а) социальная инфраструктура;

б) структура занятости населения;

в) социально-профессиональная структура.

7.9. Подберите определение к понятию «социальная стратификация»:

а) система признаков социального расслоения, неравенства;

б) теория перемещения индивидов из одного социального слоя

в другой;

в) концепция о всеобщем стремлении граждан к наивысшим трудовым
достижениям.

7.10. Подберите определение к следующему понятию; «Переходы людей из
одних социальных групп и слоев в другие (социальные перемещения), а также
их продвижение к позициям с более высоким престижем, доходом и властью
(социальное восхождение) либо движение к более низким иерархическим
позициям (социальная деградация)»:

а) номенклатурная карьера;

б)социальная мобильность;

в) карьера и антикарьера.

7.11. Когда появился термин «культура» в его современном значении?

а) начало XX в.;

б) середина XIX в.;

в) XVIII в.

7.12. К какому понятию относится определение: «Система социально
приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых
символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения,
посредством которой люди организуют свою жизнедеятельность»?

а) средства массовой информации;

б) вероисповедание;
в) культура.

 

Тема 8. Взаимосвязь личности и социальной среды

8.1. Что является проявлением высших потребностей человека, согласно теории «иерархии потребностей» А. Маслоу?

а) витальные потребности;

б) культурные потребности;

в) творчество.

8.2. Результатом процесса социализации является;

а) формирование личности;

б) формирование темперамента;

в) получение образования.

8.3. Социализация должна начинаться:

а) в школе;

б)с рождения;

в) с началом трудовой деятельности.

8.4. Социальный статус показывает:

а) какое поведение общество ждет от индивида;

б) какое место занимает индивид в обществе или группе;

в) в какой социальной среде формируется личность.

8.5. Достигаемый статус

а) достается через личные усилия и конкуренцию;

б) достается при рождении;

в) навязывается обществом вне зависимости от заслуг и усилий
личности.

8.6. Ожидаемое поведение индивида называется:

а) социальный статус;

б) социальная роль;

в) девиантное поведение.

 

8.7. Девиантное поведение — это:

а) одобряемое поведение;

б) неодобряемое поведение;

в) отклоняющееся поведение, которое может быть как одобряемым, так и неодобряемым.

8.8. «Общепризнанное влияние личности на окружающих, основанное на
знаниях, опыте и нравственных достоинствах». К какому понятию относится
данное определение?

а) тирания;

б) авторитет;

в) культ.

8.9. К какому понятию относится определение: « Процесс усвоения индивидом
на протяжении всей его жизни социальных норм и культурных ценностей того
общества, которому он принадлежит»?

а) социальная адаптация;

б) социализация;

в) интериоризация.

8.10. Как называется ситуация, при которой социальный и личный статус
приходят в противоречие друг с другом и индивид вынужден предпочесть один
другому?

а) фрустрация;

б) статусный конфликт;

в) маргинальный статус.

 

Тема 9. Коллективные действия и социальные движения

9.1. Как называется направление в современной социологии, которое объясняет социальное поведение и жизнь общества через свойственное человеку

стремление воспроизводить воспринимаемое поведение других индивидов и групп?

а) ролевая теория;

б) теория социализации;

в) теория подражания.

9.2. Как называется теория, претендующая на описание и объяснение
социальных и личностных отношений современного общества с точки зрения
возрастания роли народных масс в истории, причем этот процесс
рассматривается как преимущественно негативный, как общественная
патология?

а)теория исторического материализма;

б) теория «массового общества»;

в) теория «подражания».

9.3. Как называется теория, претендующая на объяснение поведения
человеческих множеств, которые объединены лишь присутствием в одном
месте в одно время и взаимодействие, между которыми имеет характер усиления
эмоций?

а) теория массовых коммуникаций;

б) теория «подражания»;

в) теория «толпы ».

9.4. Кто является автором популярной на рубеже XX в. книги «Психология

толпы»?

а) Г.Лебон;

б) Г.Тард;

в) Э. Фромм.

9.5. Как называются концепции, предметом исследования которых являются
массовые реакции людей на критические ситуации, возникающие объективно и
внезапно?

а) теория «массы»;

б) «психология толпы»;

в) теории коллективного поведения.

9.6. Чем, с точки зрения М. Вебера, обеспечивается власть авторитета?

а) возможностью прямого применения силы (насилия);

б) харизмой;

в) личностными качествами.

 

9.7. Как называется господство, основанное на исключительных качествах, приписываемых лидеру?

а) олигархическое;

б) тоталитарное;

в) харизматическое.

 

Тема 10. Социальные конфликты

10.1. Современная социология выработала две формы описания конфликтов:

а) процессуальную и структурную;

б) динамическую и статическую;

в) визуальную и латентную.

 

10.2. Обычно в социальном конфликте выделяют:

а) 4 стадии: предконфликтную, конфликтную, разрешение конфликта,
послеконфликтную;

б) 2 стадии: предконфликтную и послеконфликтную;

в) 3 стадии: социальной напряженности, конфликтную и после-
конфликтную.

10.3. Конфликтное поведение — это:

а) действия, направленается теория, претендующая на объяснение поведения
человеческих множеств, которые объединены лишь присутствием в одном
месте в одно время и взаимодействие, между которыми имеет характер усиления
эмоций?

а) теория массовых коммуникаций;

б) теория «подражания»;

в) теория «толпы ».

9.4. Кто является автором популярной на рубеже XX в. книги «Психология

толпы»?

а) Г.Лебон;

б) Г.Тард;

в) Э. Фромм.

9.5. Как называются концепции, предметом исследования которых являются
массовые реакции людей на критические ситуации, возникающие объективно и
внезапно?

а) теория «массы»;

б) «психология толпы»;

в) теории коллективного поведения.

9.6. Чем, с точки зрения М. Вебера, обеспечивается власть авторитета?

а) возможностью прямого применения силы (насилия);

б) харизмой;

в) личностными качествами.

 

9.7. Как называется господство, основанное на исключительных качествах, приписываемых лидеру?

а) олигархическое;

б) тоталитарное;

в) харизматическое.

 

Тема 10. Социальные конфликты

10.1. Современная социология выработала две формы описания конфликтов:

а) процессуальную и структурную;

б) динамическую и статическую;

в) визуальную и латентную.

 

10.2. Обычно в социальном конфликте выделяют:

а) 4 стадии: предконфликтную, конфликтную, разрешение конфликта,
послеконфликтную;

б) 2 стадии: предконфликтную и послеконфликтную;

в) 3 стадии: социальной напряженности, конфликтную и после-
конфликтную.

10.3. Конфликтное поведение — это:

а) действия, направленные на блокирование достижения противополож­
ной стороной ее целей, интересов, намерений;

б) действия, основанные на применении силы противоположной
стороной;

в) поиск компромисса с действиями противоположной стороны.

10.4. Кто понимал социальное напряжение как тенденцию к нарушению
равновесия в балансе обмена между двумя или более элементами системы?

а) Т.Парсонс;

б) М.Вебер:

в) Р.Дарендорф.

10.5. Компромисс в социальном конфликте представляет собой:

а) реализацию конфликтующими сторонами своих интересов
путем взаимных уступок;

б) уступки одной стороны другой;

в) признание одной стороны правоты другой.