Цилиндрическая прямозубая передача.
Зубчатой передачей называется трехзвенный механизм, в котором два подвижных зубчатых звена образуют с неподвижным звеном вращательную или поступательную пару. Зубчатое звено передачи может представлять собой колесо, сектор или рейку. Зубчатые передачи служат для преобразования вращательных движений или вращательного движения в поступательное.
Зубчатые передачи являются наиболее распространенными типами механических передач и находят широкое применение во всех отраслях машиностроения, с параллельными осями: — цилиндрическая прямозубая, — цилиндрическая косозубая, — шевронная, — с внутренним зацеплением; с пересекающимися осями: — коническая прямозубая, — коническая с тангенциальными зубьями, — коническая с криволинейными зубьями; со скрещивающимися осями: — гипоидная, — винтовая; — зубчато-реечная прямозубая.
Зубчатое зацепление представляет собой высшую кинематическую пару, так как зубья теоретически соприкасаются между собой по линиям или точкам, причем меньшее зубчатое колесо пары называется шестерней, а большее — колесом. Сектор цилиндрического зубчатого колеса бесконечно большого диаметра называется зубчатой рейкой.
Зубчатые передачи можно классифицировать по многим признакам, а именно: по расположению осей валов (с параллельными, пересекающими, скрещивающимися осями и соосные); многоступенчатые); по взаимному расположению колес (с внешним и внутренним зацеплением); по форме поверхности, на которой нарезаны зубья (цилиндрические, конические); м/с); по расположению зубьев относительно образующей колеса (прямозубые, косозубые, шевронные, с криволинейными зубьями); по форме профиля зуба (эвольвентные, круговые, циклоидальные).
Материалы зубчатых передач.
Все зубчатые колеса за исключением червячных, изготавливаются из качественных конструкционных или легированных сталей с последующей термической обработкой.
Все зубчатые колёса изготавливаются на специальном оборудовании:
зубофрезерных, зубострогальных и зубодолбежных станках.
Для изготовления зубчатых колёс существует 12 степеней точности.
В машиностроении используются четыре степени:
(6) шестая - высокоточная
(7) седьмая - точная
(8) восьмая - ср. точная
(9) девятая - пониженной точности.