Цилиндрическая прямозубая передача.

Зубчатой передачей называется трехзвенный механизм, в котором два подвижных зубчатых звена образуют с неподвижным звеном вращательную или поступательную пару. Зубчатое звено передачи может представлять собой колесо, сектор или рейку. Зубчатые передачи служат для преобразования вращательных движений или вращательного движения в поступательное.

Зубчатые передачи являются наиболее распространенными типами механических передач и находят широкое применение во всех отраслях машиностроения, с параллельными осями: — цилиндрическая прямозубая, — цилиндрическая косозубая, — шевронная, — с внутренним зацеплением; с пересекающимися осями: — коническая прямозубая, — коническая с тангенциальными зубьями, — коническая с криволинейными зубьями; со скрещивающимися осями: — гипоидная, — винтовая; — зубчато-реечная прямозубая.

Зубчатое зацепление представляет собой высшую кинематическую пару, так как зубья теоретически соприкасаются между собой по линиям или точкам, причем меньшее зубчатое колесо пары называется шестерней, а большее — колесом. Сектор цилиндрического зубчатого колеса бес­конечно большого диаметра называется зубчатой рейкой.

Зубчатые передачи можно классифицировать по многим признакам, а именно: по расположению осей валов (с параллельными, пересекающими, скрещивающимися осями и соосные); многоступенчатые); по взаимному расположению колес (с внешним и внутренним зацеплением); по форме поверхности, на которой нарезаны зубья (цилиндрические, конические); м/с); по расположению зубьев отно­сительно образующей колеса (прямозубые, косозубые, шевронные, с кри­волинейными зубьями); по форме профиля зуба (эвольвентные, круговые, циклоидальные).

Материалы зубчатых передач.

Все зубчатые колеса за исключением червячных, изготавливаются из качественных конструкционных или легированных сталей с последующей термической обработкой.

Все зубчатые колёса изготавливаются на специальном оборудовании:

зубофрезерных, зубострогальных и зубодолбежных станках.

Для изготовления зубчатых колёс существует 12 степеней точности.

В машиностроении используются четыре степени:

(6) шестая - высокоточная

(7) седьмая - точная

(8) восьмая - ср. точная

(9) девятая - пониженной точности.