Государственный кредит (кредитор гос-во)

1. Межбюджетные кредиты (федеральный, региональный, местные бюджеты)

2. Кредиты подрядчикам на финансирование соц. значимых целей (для развития страны или ее безопасности)

3. Налоговые (отсрочки уплаты налога для налогоплательщика)

Когда гос-во является заемщиком, то заемы нецелевые (облигации или прямые кредиты), как правило необеспеченные (обеспечением является доверие к гос-ву и вся его собственность), кредиты имеют денежную форму.

источником погашения государственного кредита выступают средства бюджета, от одного года до тридцати лет, выполняет три функции:

1) распределительную, осуществляются формирование централизованных денежных фондов государства и их использования на принципах срочности, платности и возвратности.

Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики,

2)регулирующую

3)контрольную. контрольной функцией финансов с учетом специфических особенностей этой категории.

Государственный внутренний и внешний долг Российской Федерации

Функционирование механизма государственного кредита ведет к образованию государственного долга. Он бывает внутренний, внешний, капитальный и текущий.

Капитальный включает в себя совокупность долговых обязательств государства на определенную дату.

Текущий долг состоит из платежей по обязательствам, которые государство обязано погасить в отчетном периоде.

Верхний предел государственного долга определяют и устанавливают законодательные органы власти, а оперативное управление – исполнительная власть. Управление долгом представляет собой комплекс мер, предпринимаемых государством в лице его уполномоченных органов по определению мест и условии размещения.

В управлении долгом страны выделяют принципы:

Безусловности – выполнение государством всех обязательств перед инвесторами и кредиторами.

Единства – учет всех видов обязательств.

Снижение рисков – размещение и погашение займов таким образом, чтобы максимально снизать влияние колебаний коньюнктуры рынка капиталов.

Оптимальности структуры долговых обязательств по срокам обращения и погашения.

Сохранение финансовой независимости – поддержание структуры оптимальной долговых обязательств.

Прозрачности – соблюдение открытости при выпуске займов.

Одним из широко распространенных методов управления государственным долгом является рефинансирование государственного долга, т.е. погашение основной задолженности и процентов за счет средств.

Если государство не может обеспечить погашение займов и выплат, то могут быть приняты решения о конверсии, консолидации, унификации, отсрочке погашения займов или аннулировании государственного долга.

Конверсия – одностороннее изменение доходности займов.

Консолидация – изменение условий обращения государственных долговых обязательств, т.е. решение о переносе даты выплаты по обязательствам.

Унификация – решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов.

Отсрочка погашения займов – это консолидация при одновременном отказе государства от выплате доходов по займам.

Аннулирование государственного долга – отказ государства от всех обязательств по ранее выпущенным займам.Применение этих методов нарушает первый принцип управления – принцип безусловности.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ

внешний и внутренний долг. Долговые обязательства могут выступать в форме кредитов, полученных Правительством, государственных займов или других долговых обязательств, им гарантированных.

Кредиторами по внутренним займам выступают юридические и физические лица, являющиеся резидентами данного государства.