Государственное регулирование рынков ссудных капиталов
Государственное регулирование рынка ссудных капиталов состоит из регулирования кредитной системы и регулирования рынка ценных бумаг.
Регулирование рынка ссудных капиталов– это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Оно охватывает всех его участников: эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, организации инфраструктуры рынка.
Регулирование деятельности участников рынка может быть внешним и внутренним. Внутреннее регулирование – это подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и ее работников. Внешнее регулирование – это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.
Регулирование рынка ссудных капиталов охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем: кредитные, эмиссионные, посреднические, инвестиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые и т.п. Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:
• государственное регулирование рынка, которое осуществляется государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;
• регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка.
• общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение.
Регулирование рынка ссудных капиталов обычно имеет следующие цели:
• поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;
• защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций и преступников вообще;
• обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги и кредитные ресурсы на основе спроса и предложения;
• создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;
• в определенных случаях – создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т.п.;
• воздействие на рынок с целью достижения каких-либо общественных целей (например, для повышения темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т.д.);
• защита общественных интересов на рынке.
Процесс регулирования на рынке ссудных капиталов включает:
• создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработку законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;
• отбор профессиональных участников рынка;
• контроль за соблюдением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка (соответствующими контрольными органами);
• систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке.
Основными принципами регулирования РСК являются:
1. Разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка – с другой.
2. Выделение из всех видов ценных бумаг так называемых эмиссионных, т.е. тех, которые выпускаются в массовом порядке, сериями и могут быстро распространяться и рынок которых может быть быстро организован.
3. Максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка.
4. Необходимость обеспечения конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости.
5. Нормотворчеством и нормоприменением не должно заниматься одно и то же лицо.
6. Обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка.
7. Соблюдение принципа преемственности белорусской системы регулирования рынка ссудных капиталов, имеющей определенную историю и традиции.
8. Оптимальное распределение функций регулирования рынка ссудных капиталов между государственными и негосударственными органами управления (коммерческими организациями, общественными организациями).
Государство на рынке ценных бумаг выступает в качестве:
инвестора – при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий;
эмитента – при выпуске государственных ценных бумаг;
профессионального участника – при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;
регулятора - при написании законов и подзаконных актов;
верховного арбитра в спорах между участниками рынка – через систему судебных органов.
Государственное регулирование рынка ссудных капиталов – это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.
Система государственного регулирования рынка включает:
• государственные и иные нормативные акты;
• государственные органы регулирования и контроля.
Государственное управление рынком имеет следующие формы: прямое, или административное, управление; косвенное, или экономическое, управление.
Прямое, или административное, управление рынком ссудных капиталов со стороны государства осуществляется путем:
• установления обязательных требований ко всем участникам рынка;
• регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;
• лицензирования профессиональной деятельности на рынке ссудных капиталов;
• обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;
• поддержания правопорядка на рынке.
Косвенное, или экономическое, управление рынка ссудных капиталов осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:
• систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождение от налогов);
• денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);
• государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);
• государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли);
• политику Центрального (Национального) Банка.
Структура органов государственного регулирования белорусского рынка ссудных капиталов в настоящее время сложилась следующая.
Высшие органы государственной власти:
- Национальное собрание и Совет Республики Беларусь – издают законы, регулирующие рынок ссудных капиталов.
- Президент Республики Беларусь – издает указы.
- Правительство Республики Беларусь выпускает постановления, обычно в развитие указов Президента и принятых законов.
Государственные органы регулирования рынка ценных бумаг министерского уровня:
- Министерство финансов Республики Беларусь;
- Национальный банк Республики Беларусь;
- Министерство экономики Республики Беларусь.