Государственное регулирование рынков ссудных капиталов

Государственное регулирование рынка ссудных капиталов состоит из регулирования кредитной системы и регулирования рынка ценных бумаг.

Регулирование рынка ссудных капиталов– это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Оно охватывает всех его участников: эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, организации инфраструктуры рынка.

Регулирование деятельности участников рынка может быть внешним и внутренним. Внутреннее регулирование – это подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и ее работников. Внешнее регулирование – это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.

Регулирование рынка ссудных капиталов охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем: кредитные, эмиссионные, посреднические, инвестиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые и т.п. Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:

• государственное регулирование рынка, которое осуществляется государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;

• регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка.

• общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение.

Регулирование рынка ссудных капиталов обычно имеет следующие цели:

• поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

• защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций и преступников вообще;

• обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги и кредитные ресурсы на основе спроса и предложения;

• создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;

• в определенных случаях – создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т.п.;

• воздействие на рынок с целью достижения каких-либо общественных целей (например, для повышения темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т.д.);

• защита общественных интересов на рынке.

Процесс регулирования на рынке ссудных капиталов включает:

• создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработку законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;

• отбор профессиональных участников рынка;

• контроль за соблюдением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка (соответствующими контрольными органами);

• систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке.

Основными принципами регулирования РСК являются:

1. Разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка – с другой.

2. Выделение из всех видов ценных бумаг так называемых эмиссионных, т.е. тех, которые выпускаются в массовом порядке, сериями и могут быстро распространяться и рынок которых может быть быстро организован.

3. Максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка.

4. Необходимость обеспечения конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости.

5. Нормотворчеством и нормоприменением не должно заниматься одно и то же лицо.

6. Обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка.

7. Соблюдение принципа преемственности белорусской системы регулирования рынка ссудных капиталов, имеющей определенную историю и традиции.

8. Оптимальное распределение функций регулирования рынка ссудных капиталов между государственными и негосударственными органами управления (коммерческими организациями, общественными организациями).

Государство на рынке ценных бумаг выступает в качестве:

инвестора – при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий;

эмитента – при выпуске государственных ценных бумаг;

профессионального участника – при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;

регулятора - при написании законов и подзаконных актов;

верховного арбитра в спорах между участниками рынка – через систему судебных органов.

Государственное регулирование рынка ссудных капиталов – это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.

Система государственного регулирования рынка включает:

• государственные и иные нормативные акты;

• государственные органы регулирования и контроля.

Государственное управление рынком имеет следующие формы: прямое, или административное, управление; косвенное, или экономическое, управление.

Прямое, или административное, управление рынком ссудных капиталов со стороны государства осуществляется путем:

• установления обязательных требований ко всем участникам рынка;

• регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;

• лицензирования профессиональной деятельности на рынке ссудных капиталов;

• обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;

• поддержания правопорядка на рынке.

Косвенное, или экономическое, управление рынка ссудных капиталов осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:

• систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождение от налогов);

• денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);

• государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);

• государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли);

• политику Центрального (Национального) Банка.

Структура органов государственного регулирования белорусского рынка ссудных капиталов в настоящее время сложилась следующая.

Высшие органы государственной власти:

- Национальное собрание и Совет Республики Беларусь – издают законы, регулирующие рынок ссудных капиталов.

- Президент Республики Беларусь – издает указы.

- Правительство Республики Беларусь выпускает постановления, обычно в развитие указов Президента и принятых законов.

Государственные органы регулирования рынка ценных бумаг министерского уровня:

- Министерство финансов Республики Беларусь;

- Национальный банк Республики Беларусь;

- Министерство экономики Республики Беларусь.