Ход урока

Ключевые сцены в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Комическое и сатирическое начало в пьесе.

Цели урока:

 

Образовательные:

  • расширить знания о комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»;
  • научиться анализировать список действующих лиц;
  • прокомментировать первое действие комедии Грибоедова «Горе от ума»;
  • выявить особенности построения экспозиции комедии;
  • проанализировать ключевые действия комедии;
  • выявить особенности конфликта, раскрыть основные этапы сюжета комедии.

Развивающие:

  • развивать умение доказательно обосновывать свою точку зрения;
  • формировать умение взаимодействовать в коллективе.

Оборудование: текст пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума» у каждого ученика на парте.

 

Ход урока

 

- Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы говорили о личности Александра Сергеевича Грибоедова, его необычайных талантах и выдающихся способностях, о судьбе этого человека. Апогеем литературной деятельности Грибоедова стала пьеса в стихах «Горе от ума». Сегодня мы будем знакомиться с этим произведением и его героями, прочтем 1 действие.

 

Итак, а сейчас давайте вспомним определение драмы.

Драма – один из основных видов литературы, наряду с эпосом и лирикой, предназначенный для постановки на сцене.

Грибоедов стал создателем одной из самых величайших драм всех времен.

Давайте же прикоснемся к этому величию, попробуем составить собственное мнение о пьесе и ее героях.

 

Нам необходимо понять, в какой исторический период происходит действие комедии. Это нетрудно определить, проанализировав исторические события, обсуждаемые персонажами пьесы. Итак, война с Наполеоном уже закончена, но еще свежа в памяти героев. Прусский король Фридрих-Вильгельм побывал в Москве. Известно, что этот визит состоялся в 1816 г. Герои обсуждают обвинение трех профессоров Педагогического института в «призвании к покушению на законную власть», их изгнание из вуза произошло в 1821 г. Закончена комедия в 1824. Следовательно, время действия – первая половина 20х гг XIX века.

 

Открываем афишу. На что мы в первую очередь обращаем внимание? На название. О названии мы несколько слов сказали на прошлом уроке, а что следующее? Перечень действующих лиц. Вы видите, что персонажей много, но Грибоедов мастерски поработал над каждым из них. Поэтому некоторые черты характера можно прочесть уже в именах и фамилиях героев. Как называются такие имена и фамилии? (говорящие)

Итак, идем по порядку.

Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казенном месте – лат. fama – «молва» или англ. Famous – «знаменитый». Государственный служащий, занимающий довольно высокое положение.

Софья Павловна, его дочь – Софиями часто называют положительных героинь, мудрость. («Недоросль» Фонвизина)

Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фамусова, живущий у него в доме – молчалив, «враг дерзости», «на цыпочках и небогат словами», «дойдет до степеней известных – ведь нынче любят бессловесных».

Полковник Скалозуб, Сергей Сергеевич – часто неадекватно реагирует на слова героев, «скалозубит».

Наталья Дмитриевна, молодая дама, Платон Михайлович, муж ее, - Горичи - не первом месте женщина (!), Платон Михайлович – друг и единомышленник Чацкого, но невольник, находится под давлением жены и общества – «горе».

Князь Тугоуховский и Княгиня, жена его, с шестью дочерями – опять много женщин, на самом деле плохо слышат, мотив глухоты.

Хрюмины – фамилия говорит сама за себя – параллель со свиньями.

Репетилов – латинское, повторяет за собеседниками.

Александр Андреевич Чацкий – изначально Чадский (в чаду, Чаадаев); неоднозначная многогранная личность, чей характер не выразишь в одном слове; существует мнение, что имя Александр автор дал, чтобы подчеркнуть некоторую схожесть с собой. Сам Грибоедов говорил, что в его пьесе «двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека», коим он считал Чацкого. Возможно, поэтому он и поместил Чацкого в самый конец афиши, как намек на его «непохожесть» на других персонажей.

 

- Переходим к 1 действию. Мы прочтем его частично, обращая внимание на моменты, которые помогут нам ближе познакомиться с основными героями комедии, выяснить, какие конфликты и мотивы пьесы намечаются в 1 действии. Вы должны помнить, что в большинстве пьес 1 действие играет роль экспозиции. Что это такое?

Экспозиция – часть произведения, предшествующая началу развёртывания единиц структуры произведения, в частности, часть произведения в драме, эпосе, лирике, которая предшествует началу сюжета. В экспозиции следует расстановка действующих лиц, складываются обстоятельства, показываются причины, которые «запускают» сюжетный конфликт. Экспозиция может следовать как перед завязкой, так и после.

 

 

Итак, 1 действие комедии начинается с ремарки:

 

Гостиная, в ней большие часы, справа дверь в спальню Софии, откудова слышно фортопияно с флейтою, которые потом умолкают. Лизанька середи комнаты спит, свесившись с кресел. (Утро, чуть день брежжится)

 

Уже здесь присутствует комизм. В чем? (в несоответствии звуков классической музыки со спящей, развалившись в кресле, служанкой)

На какой предмет интерьера обращает наше внимание автор? (часы)

Как вы думаете, почему гостиная не описана более подробно? (Очевидно, интерьер уточнит постановщик пьесы)

 

Я прочитаю для вас 1 явление пьесы, а вы обращайте внимание на крылатые выражения, которые встретятся в тексте.

Какое место в композиции пьесы занимает 1 явление? (знакомит нас обстановкой в доме Фамусова и некоторыми происходящими в нем событиями, предваряет первую конфликтную ситуацию)

В чем важность экспозиции в пьесе? (позволяет ввести читателя/зрителя в атмосферу, в которой происходит действие)

 

- Вот так начинается действие комедии. Уже здесь в действиях Лизы есть намек на мотив, который станет одним из главных в 1 действии. Что же такого сделала Лиза? (перевела часы – обманула - мотив лжи)

Что мы узнаем о взаимоотношениях некоторых героев? (У Софьи роман с Молчалиным, который она скрывает от отца)

Определено ли точное время начала действия? (нет, Лиза отвечает неопределенно: «Седьмой, осьмой, девятый…»)

 

 

Во 2 явлении появляется хозяин дома – Фамусов. Он открыто заигрывает с Л, на что та отвечает довольно смело для служанки: «Вы баловник, к лицу ль вам эти лица» и «Опомнитесь, вы старики». Про С Л лжет, что та «ночь целую читала» и только «сейчас започивала». Л старается говорить громко, чтобы предупредить С о появлении Ф, но тот не задерживается. Когда барин выходит, Л произносит фразу, ставшую крылатой: «Минуй нас пуще всех печалей \ И барский гнев, и барская любовь». В 3 явлении мы впервые видим С и М, которые появляются из дверей комнаты С. Л упрекает барышню в безрассудстве, и здесь появляется еще одно выражение, которое ушло в народ: «Счастливые часов не наблюдают» - говорит С.

 

Ф застает С, М и Л в гостиной. Он подозревает, что все трое, особенно С и М неслучайно оказались в одной комнате в столь ранний час, и отчитывает своего секретаря и дочь:

 

Фамусов

 

Друг. Нельзя ли для прогулок

Подальше выбрать закоулок?

 

Как вы думаете, почему Ф говорит такое М?

 

(он заботится о благочестии дочери, поэтому и просит М в такое раннее время держаться подальше от С)

 

А ты, сударыня, чуть из постели прыг,

С мужчиной! с молодым! - Занятье для девицы!

Всю ночь читает небылицы,

И вот плоды от этих книг!

 

А все Кузнецкий мост, * и вечные французы,

Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:

Губители карманов и сердец!

Когда избавит нас творец

От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!

И книжных и бисквитных лавок!..

 

Кузнецкий мост - улица в центре Москвы. Во времена Грибоедова на Кузнецком мосту было множество различных магазинов, принадлежавшим

преимущественно французским купцам: книжных, кондитерских ("бисквитных

лавок"), модных нарядов и т.д.

 

Ф старается казаться хорошим отцом, поставить себя в пример С и указать М его место:

 

Фамусов

 

Вот попрекать мне станут,

Что без толку всегда журю.

Не плачь, я дело говорю:

Уж об твоем ли не радели

Об воспитаньи! с колыбели!

Мать умерла: умел я принанять

В мадам Розье вторую мать.

Старушку-золото в надзор к тебе приставил:

Умна была, нрав тихий, редких правил.

Одно не к чести служит ей:

За лишних в год пятьсот рублей

Сманить себя другими допустила.

Да не в мадаме сила.

Не надобно иного образца,

Когда в глазах пример отца.

Смотри ты на меня: не хвастаю сложеньем;

Однако бодр и свеж, и дожил до седин,

Свободен, вдов, себе я господин...

Монашеским известен поведеньем!..

 

Какие стороны личности Ф раскрываются в этом монологе? (Ф – хороший отец, заботится о воспитании дочери, старается сам стать для нее примером)

 

Лиза

 

Осмелюсь я, сударь...

 

Фамусов

 

Молчать!

Ужасный век! Не знаешь, что начать!

Все умудрились не по летам.

А пуще дочери, да сами добряки.

Дались нам эти языки!

Бepeм же побродяг, * и в дом и по билетам, *

Чтоб наших дочерей всему учить, всему -

И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!

Как будто в жены их готовим скоморохам. *

Ты, посетитель, что? ты здесь, сударь, к чему?

Безродного пригрел и ввел в мое семейство,

Дал чин асессора * и взял в секретари;

В Москву переведен через мое содейство;

И будь не я, коптел бы ты в Твери.

 

"Берем же побродяг" - имеются в виду учителя и гувернеты.

 

"И в дом, и по билетам" - учителя, не живущие "в доме", а "приходящие", в конце каждого урока получали "билеты" (особые квитанции) от родителей своих учеников. По этим билетам начислялась плата за ученье.

Асессор (коллежский асессор) - гражданский чин. Получение этого чина

давало право на личное дворянство.

 

Как отзывается Ф о нравах современного ему общества? (он настроен против лишнего ученья – языков и необходимых в свете мелочей)

Почему он называет век «ужасным»? (для него, может быть, слишком много суеты и забот, особенно в ученье)

Что мы узнаем о судьбе М и роли Ф в ней? (М не из богатой влиятельной семьи, даже не из Москвы, а Ф посодействовал его продвижению по службе, причем значительно --- Ф имеет влияние и может позволить себе покровительство над кем-либо)

 

 

Дальше С, пытаясь отвлечь отца, на ходу придумывает странный сон, который якобы ее и напугал и заставил прибежать в комнату, откуда она слышала голос отца. Сон, кстати, хоть и выдуман, однако предсказывает появление в доме гостя:

 

 

София

 

Позвольте... видите ль... сначала

Цветистый луг; и я искала

Траву

Какую-то, не вспомню наяву.

Вдруг милый человек, один из тех, кого мы

Увидим - будто век знакомы,

Явился тут со мной; и вкрадчив, и умен,

Но робок... Знаете, кто в бедности рожден...

 

С, конечно же, хочет намекнуть на М, но Ф этого не замечает, ему важнее другое:

 

Фамусов

 

Ах! матушка, не довершай удара!

Кто беден, тот тебе не пара.

 

Это первое, что говорит Ф во время рассказа С, он даже перебивает ее. Что же не понравилось Ф в речи дочери и почему?(Ф не понравилось, что герой сна С «в бедности рожден», а он не желает отдавать ее за бедного, пусть даже и любимого человека)

 

В итоге С удается без особого труда убедить отца, что она здесь случайно, М тоже, не особо раздумывая, избавляет себя от подозрений, сказав, что шел к Ф с бумагами. Ф отвлекается легко, не настаивая на правде. Обратите внимание, его заключительные слова:

 

 

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.

 

О какой черте характера Ф говорит эта фраза? (о нежелании всерьез заниматься какими бы то ни было делами: он подпишет, наверное, любую бумагу, лишь бы она не доставила ему хлопот, и дальнейшая судьба дела его не интересует)

 

Так почему же Ф позволяет себя обмануть, ведь ситуация была довольно прозрачной?

 

Вспомните его заключительные слова. ( он и не хочет ничего видеть, ему просто лень заниматься этими проблемами, он боится хлопот, ведь если принять все всерьез, придется идти на скандал с С, гнать М. поэтому он принимает любую хоть сколько-нибудь правдоподобную версию, и «с плеч долой» проблему. К тому же уж слишком увлечен он собой, говорит больше всех, никому не давая сказать. Такая болтливость и неспособность остновиться на одном предмете рассуждения, возможно, сами побуждают собеседников ко лжи)

 

В 5 явлении Л и С наедине обсуждают возможных кандидатов на руку С.

 

 

Лиза

Вот, например, полковник Скалозуб:

И золотой мешок, и метит в генералы.

 

София

 

Куда как мил! и весело мне страх

Выслушивать о фрунте * и рядах;

Он слова умного не выговорил сроду, -

Мне все равно, что за него, что в воду.

 

Как относится С к Скалозубу? (считает его недалеким, поэтому не сможет с ним жить : «Что за него, что в воду»)

 

Здесь вспоминают и о Ч, с которым С была дружна в детстве. Л отзывается о нем как о веселом, остроумном и, главное, влюбленном в С человеке.

Но С не воспринимает всерьез детскую дружбу, и мы понимаем, что она действительно по-настоящему влюблена в М.

 

София

Кого люблю я, не таков:

Молчалин, за других себя забыть готов,

Враг дерзости, - всегда застенчиво, несмело

Ночь целую с кем можно так провесть!

Сидим, а на дворе давно уж побелело,

Как думаешь? чем заняты?

 

Лиза

 

Бог весть,

Сударыня, мое ли это дело?

 

София

 

Возьмет он руку, к сердцу жмет,

Из глубины души вздохнет,

Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,

Рука с рукой, и глаз с меня не сводит.

 

Обратите внимание, С очень откровенна с Л, а ведь та всего лишь служанка. Как вы думаете, почему?(они ровесницы и, вероятно, Л уже давно в доме Фамусовых, поэтому девушки нашли общий язык, несмотря на разные социальные положения)

 

 

6 явл состоит из одной только реплики: входит слуга и объявляет: «К вам Александр Андреич Чацкий».

 

Слова Чацкого читает учитель, реплики Софьи и Лизы – подготовленный ученик.

Какими чувствами переполнен Чацкий? (восторг от встречи с С, он в приподнятом, даже в возбужденном настроении, поэтому многословен)

Исходя из слов Ч, как его встречает С? (довольно холодно, прикрываясь шаблонными светскими любезностями)

Что заставляет С перейти на почти враждебный тон? (замечание Ч о М)

Почему Ч пытается не придавать значения иронии и холодности С? (он восхищен ею, пытается вернуть прежний тон отношений)

Как Ч отзывается о Москве и ее нравах? (что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два)

Почему же тогда он вернулся? ( из этого явления можно сделать вывод, что любовь к С – причина приезда)

 

Крылатые выражения:

Чуть свет уж на ногах, и я у ваших ног

 

Помилуйте, не вам, чему же удивляться?

 

Гоненье на Москву!

 

И дым отечества нам сладок и приятен!

 

смешенье языков – французского с нижегородским

 

 

Далее, в 9 явлении Ч встречается с Ф, они беседуют, Ч не перестает восхищаться Софьей.

 

На этом заканчивается 1 действие комедии.

 

Со всеми ли действующими лицами комедии мы познакомились? (нет, только с несколькими)

Почему автор знакомит нас в первую очередь именно с этими персонажами?(потому что дальнейшее действие будет развиваться вокруг них, остальные герои – второстепенные)

Какие мотивы уже наметились в 1 действии? (мотив лжи и мотив глухоты как нежелания слышать правду)

Как вы думаете, какие наметившиеся конфликты станут ведущими в пьесе?(конфликт Ч с московским обществом, его образом жизни и любовный конфликт, ведь Ч влюблен в С, а она – в М)

 

Вывод: в 1 действии пьесы наметились некоторые основные мотивы и проблемы : мотив лжи и глухоты (Л обманывает С, С врет отцу, а тот легко поддается обману, не желая видеть правды); недовольство Ч московскими порядками, пока еще пассивное; влюбленность С в М и неопределенность его чувств к ней; желание Ч восстановить отношения с С. Наметился любовный конфликт.

 

Прочитать 2 действие комедии, подготовить устный ответ на вопрос «За что хвалит Москву Фамусов и что в ней осуждает Чацкий?». Выписать в тетради крылатые фразы из первого действия, учить наизусть.