Особенности проведения анкетирования по способу распространения
Параметр | Почтовый опрос | Опрос прессой | Раздаточное анкетирование |
Сложность организации | средняя | низкая | средняя |
Вероятность репрезентативности выборки | средняя | средняя | высокая |
Себестоимость опроса | низкая | средняя | средняя |
Оперативность опроса | низкая | средняя | высокая |
Допустимая сложность анкеты | средняя | средняя | высокая |
Возможность контакта со всеми элементами выборки | средняя | средняя | высокая |
Трудоемкость работы анкетера | низкая | низкая | средняя |
Возможность контроля за работой анкетера | средняя | низкая | высокая |
Представление визуальных стимулов, материалов | есть | есть | есть |
Риск для анкетера | нет | нет | есть |
Интервьюирование – метод получения первичной социальной информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента. В случае интервьюирования в роли посредника между текстом вопросника и респондентом выступает интервьюер, который представляет авторов исследования и реализует цели исследования в ситуации опроса. Интервьюер задает вопросы, выслушивает ответы респондента и фиксирует их содержание в соответствии с процедурой, предусмотренной инструкциями. В отличие от анкетирования, структурной единицей вопросника выступает не вопрос, а тема.
Преимущества метода интервью перед анкетированием заключаются в следующем:
– при интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента;
– этот метод дает возможность следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам; в случае необходимости интервьюер имеет возможность менять формулировки, ставить дополнительные, уточняющие вопросы;
– опытный специалист может видеть, искренне или нет отвечает респондент, в силу этого интервью считается наиболее точным методом сбора информации.
Интервью может проводиться по месту работы или по месту жительства – в зависимости от характера проблем и поставленной цели. По способу взаимодействия интервьюера с респондентом выделяются личное (face-to-face), телефонное, он-лайн-интервью.
Формализованное интервью предполагает легальную разработку всей процедуры на основе заранее сформулированных вопросов и вариантов ответов. Но формулировки вопросов должны быть рассчитаны скорее на беседу, чем на чтение. Структура процесса интервьюирования во многом напоминает структуру анкеты. Интервьюер представляется, говорит о целях и задачах исследования, гарантирует полную анонимность. Затем следует установление контакта с респондентом, создание благоприятной атмосферы для интервью. Задаются первые вопросы по содержанию изучаемых проблем. Когда интервьюер почувствовал, что респондент полностью «вошел» в беседу, он может придать ей более сложный характер.
Экспертные опросы при разработке и оценке эффективности PR-кампаний используются для оценки сложных ситуаций на предварительном этапе, для PR-анализа проблем и возможностей, для прогнозирования развития ситуации для базисного субъекта PR в условиях неопределенности и риска и т.п. В целом экспертные методы применяются для оценки динамики сложных процессов, зависящих от большого количества разнохарактерных факторов.
По характеру коммуникации методы опроса экспертов делятся на очные и заочные, по критерию типа процедуры согласования мнений экспертов – наточечные и итеративные (многоразовые), по составу экспертных групп – на индивидуальные (число экспертов 1–3), гомогенные (эксперты представляют одну область деятельности или знания) и гетерогенные (эксперты представляют разные области). По способу выработки информации эти методы делятся на две большие группы – интуитивные и аналитические. В первом случае эксперты непосредственно на основе интуиции формулируют суждение о состоянии и динамике рассматриваемого объекта. Методы второй группы опираются на более или менее формализованную схему исследования задачи.
В отличие от массового выборочного опроса, опрос экспертов не является анонимным, эксперты информированы о цели исследования и о его предполагаемом результате. Для групповой работы в рамках экспертного опроса применяются методы групповых дискуссий («круглые столы») и метод Дельфи, когда каждый эксперт работает индивидуально, заполняя свой лист экспертного опроса, а затем, получив информацию о позиции остальных экспертов, уточняет или развивает свою позицию.