Античная музыка

Происхождение музыки

Музыка происходит со времен появления человека разумного. Выводы о первобытной музыкальной культуре делаются на основании данных смежных искусств (наскальная живопись), по сохранившимся останкам материальной культуры (примитивные барабаны, свистки, духовые инструменты, сделанные из костей животных).

Первые известные образцы музыки относятся к цейлонскому племени веддов, это трудовые песни, тесно связанные с профессией (напр., песня ведда, отправляющегося за медом диких пчел, лесной охотник просит пчел быть добрее к нему, призывает духов на помощь). Древний южноамериканский фольклор включает исторические песни (о реальных событиях), появляются песни индивидуального содержания (любовные песни девушек), большое значение имеют песни вождей и шаманов. Песня вождя была неотделима от его личности, другим ее петь воспрещалось. Возникает похоронный обряд, появляются похоронные песни. В целом песнопения отличались главенством ритма и наличием трех звуков при постоянном возвращении к начальному звуку (опевание).

Основы всех искусств формируются в тесной связи с конкретными событиями жизни, привязаны к быту. Все виды искусства находятся в нерасчленимой целостности, в состоянии синкретизма. Виды синкретизма в странах Древнего Востока разные: Китай – музыка и слово, Индия – музыка и танец, Египет – музыка и театр.

 

Музыка Древнего Китая

Древнейший образец - сборник-песенник «Шидзин», (7-5 вв. до н.э., собрано 305 лирических стихов-песен). Тексты делятся на трудовые, лирические, тексты о природе. В Китае возникает инструментальный оркестр.

 

Музыка Древней Индии

Появился жанр танцевальной поэмы, где танцовщица поет текст и жестами повторяет его содержание, первоначальные сюжеты были легендарными, в последствии появляются 9 эмоциональных тем.

 

Музыка древнего Египта

Ведущую роль среди искусств занимают пространственные – архитектура, скульптура. Искусство тесно связано с религией. В храмах разыгрывались драмы-мистерии, самые популярные – о жизни бога Осириса. Представление состояло из трех блоков:

¾ 1 часть – жрецы из глины и зерен под пение гимнов лепили скульптуру Осириса;

¾ 2 часть – оживление скульптуры при помощи танцев;

¾ 3 часть – поддержка жизни скульптуры при помощи танцев и пения.

Длилось представление 4 часа и проводилось один раз в год.

 

Античная музыка

 

Появляется наука о музыке (первые музыкально-теоретические труды). Музыка по Пифагору – точная наука. Он рассчитал натуральный строй, сконструировал музыкальный инструмент – монохорд. Пифагору принадлежит учение о гармонии небесных сфер: небесные тела движутся и при движении образуется мелодия, которая образует целостную гармонию сфер. Представления Пифагора о музыке разделяют античные и средневековые философы. Платон - «Музыка – наука и средство воспитания», Аристотель – «Музыка – ремесло, а не искусство».

Музыка играла большую роль в общественной и личной жизни греков. Для свободных граждан обучение музыкальному искусству было обязательной составной частью образования. Нотные записи древнегреческого песенного фольклора отсутствуют.

Песни имели особые наименования, указывавшие их жанровую разновидность: свадебные – гименеос, хвалебно-гимнические с пляской – пеанос, песни гуляк – коммос, застольные песни – сколии.

Большую роль музыка играла в древнегреческом театре. Жанры: трагедия, комедия, драма сатиров. Трагедии: Эсхил, Софокл, Еврипид; комедии – Аристофан.

Представления разыгрывались актерами мужского пола под открытым небом, в гигантских амфитеатрах. Театр имел 2 площадки: сцена (для актеров) и орхестра (для хора из 12-15 чел.). Хор - главное действующее лицо в спектакле, глава хора – корифей, хор выступал на орхестре, пританцовывая. Актеры-мимы жестами иллюстрировали песни хора, не говорили и выступали в маске. Сюжеты трагедий – о героях, комедий – о богачах. Трагедии не прочитывались, а пропевались (хор и актеры).

Развивалась инструментальная музыка. Существовала как сопровождение к песне и как самостоятельный жанр. Любимыми инструментами греков были струнные щипковые: форминга, лира и кифара. Среди духовых распространены были сиринкс (флейта Пана) и авлос (типа гобоя).