В долгосрочном периоде конкурентная фирма максимизирует свою прибыль при таком объеме производства, при котором долгосрочные предельные издержки равны цене.

 

Осуществленный анализ позволяет сформулировать условия долгосрочного равновесия конкурентной фирмы:

- вход новых фирм в отрасль или выход из отрасли существующих является механизмом установления долгосрочного равновесия;

- конкурентная фирма находится в состоянии равновесия, если цена равна долгосрочным предельным и минимальным долгосрочным средним издержкам:

- вход в отрасль или выход из отрасли происходит до тех пор, пока конкурентная фирма не будет иметь нулевую прибыль.

Реализация данных условий является основой для формирования долгосрочной кривой предложения фирмы и отраслевой кривой предложения.

Для конкурентной отрасли краткосрочная кривая предложения всегда направлена вверх, так как отражает кривую предельных издержек.

Долгосрочная кривая отраслевого предложения – часть кривой долгосрочных предельных издержек, расположенных выше точки минимума долгосрочных средних издержек.

Форма долгосрочной кривой предложения отрасли определяется тем, как изменение объема производства отрасли влияет на цены используемых ресурсов. Различают три формы отраслевых предложения кривых с постоянными, растущими и снижающимися издержками.

В долгосрочном периоде все факторы являются переменными. Эффективное функционирование конкурентной фирмы возможно при возмещении всех издержек фирмы. Стремление к максимизации прибыли конкурентных фирм приводит к перераспределению ресурсов до тех пор, пока каждая из фирм не будет иметь экономическую прибыль, равную нулю.

Вывод: Производство продукции, максимизирующей прибыль, осуществляется в том случае, если P=LMC=LATC. В этом случае фирма использует наиболее эффективные из имеющихся технологий, а прибыли получают соответствующую спросу продукцию по наименьшей цене.

4. Эффективность конкурентных рынков.

Важнейшим положением экономической теории является то, что распределение ресурсов с помощью конкурентных рынков является эффективным 1.

Сн.1. Эффективность (или эффективность по Парето) достигается тогда, когда имеет место такое распределение ресурсов и готовой продукции, при котором никто не может улучшить положение без того, чтобы в результате для кого-то оно не ухудшилось. Данное положение было сформулировано в 1909 г. Вильфредо Парето. Для эффективной по Парето экономики не существует растраты ресурсов.

 

 

Экономика считается эффективной, если обеспечивает потребителей наиболее предпочтительными для них наборами товаров и услуг при данном уровне технологий и количестве ресурсов.

Внимание! 2

В нашем анализе на данном этапе мы абстрагируемся от несовершенств рынка (гл.2, вопрос 1): наличие внешних эффектов, социальных проблем и т.д.

Доказательство эффективности конкурентного рынка осуществим с помощью графика (рис. 10). Кривая MC является отраслевой кривой предложения (с возрастающими издержками). Аналогично кривая спроса отрасли может быть построена на основе индивидуальных кривых предельной полезности (см. гл.3.1 и гл.4.1). Пересечение кривых спроса DD и SS показывает состояние конкурентного равновесия на рынке товара, которое является эффективным:

1. Покупатели потребляют товары и услуги до тех пор, пока, количество не достигнет уровня, при котором P0=MU.

2. Увеличение объема выпуска производитель осуществляет до Q0, при котором P0=MC.

3. Отсюда предельные выгоды общества от потребления последней единицы равны предельным общественным издержкам производства этой последней единицы: MU=MC.

4. При цене P0 получают максимальный излишек и производители (SP0ЕМ), и потребители (SP0NE).


Рассмотрим, как изменится совокупный излишек производителя и потребителя. Если цена понизится до P1<P0, то объем продаж уменьшится на (Q0-Q1), это приведет к уменьшению совокупного излишка - площадь треугольника B и C (хотя потребители увеличивают выигрыш – на A). Если цена увеличивается и P2>P0, то возникает избыток на рынке товаров (Q2-Q1), полные потери выигрыша (излишка) производителя и потребителя составят B и C (выигрыш производителя составит N).

Таким образом, лишь при равновесной цене P0 совокупный выигрыш максимальный. Ценность расширения выпуска продукции любой отрасли для общества равняется сумме добавочного выигрыша потребителя и добавочного выигрыша производителя.

В заключение 4-го вопроса можно сделать следующий вывод: конкурентный рынок является эффективным, так как MU=MC и совокупный выигрыш производителя и потребителя максимален. Конкурентное равновесие и эффективность по Парето – эквивалентные понятия.

 

Основные выводы по теме: “Рынок совершенной конкуренции. Предложение конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах”.

1. Рынок является конкурентным, если выполняются следующие условия: множество продавцов и покупателей; абсолютная однородность товаров; свободный вход и выход с рынка; полная информированность всех субъектов рынка.

2. Рынок совершенной конкуренции – идеальная рыночная структура. Хотя несколько сфер в экономике (сельское хозяйство, рынок ценных бумаг) по ряду свойств можно назвать конкурентными.

3. Конкурентная фирма является ценополучателем, поэтому максимизация прибыли возможна посредством поиска оптимального объема производства.

4. В условиях краткосрочного периода конкурентная фирма получает максимальную прибыль, осуществляя выбор такого объема выпуска, при котором MC=MR=P до тех пор, пока P ≥ AVC.

5. В условиях краткосрочного периода фирма может иметь и убытки, и нулевую прибыль, и квазиренту.

6. Конкурентная фирма в долгосрочном периоде находится в состоянии равновесия, если:

а) P = LMC = LATC;

б) получает нулевую прибыль.

7. Конкурентный рынок является эффективным по Парето, так как P=MC=MU и производитель, и потребитель максимизируют совокупный выигрыш.

 

 


Термины и понятия темы 6: Рыночная структура. Конкурентная фирма. Условие равновесия конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах. Точка прекращения производства. Излишек производителя. Долгосрочная кривая отраслевого предложения.

Тесты к теме 6