История возникновения и развития контроля.

По дисциплине «Контроль и ревизия»

по направлению подготовки (специальности) 38.05.01 (080101.65) «Экономическая безопасность»

Квалификация (степень) выпускника специалист

Специализация: «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности»

 

Тема 1. «История развития контроля. Сущность, роль и функции контроля в управлении экономикой»

 

 

Обсуждена на заседании кафедры
«______» 2014 года.
протокол №

 

 

Санкт-Петербург

 

ма № 1

Страница первая

Содержание

 

Введение

На лекции будут рассмотрены вопросы, связанные с историей развития контроля, с его ролью и функцией в управлении экономикой. На основе полученных знаний курсант (слушатель) сможет выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий

Учебные вопросы (основная часть):

1. История возникновения и развития контроля.

2. Сущность, роль и значение контроля в условиях рыночной экономики.

3. Методы и функции контроля.

4. Взаимосвязь функций контроля и процесса управления.

Заключение

Литература

Нормативные правовые акты

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // www.garant.ru.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 30.11.2011) // СЗ РФ 05.12.1994, № 32, ст. 3301.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 30.11.2011) // СЗ РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.

4. Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 278 (ред. от 24.03.2011) "Об утверждении положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора" // "Российская газета", № 126, 17.06.2004.

5. Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 (ред. от 08.12.2010) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе // "Собрание законодательства РФ", № 40, 04.10.2004, ст. 3961.

6. Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» от 25.07.1996 № 1095 (ред. от 18.07.2001) // "Российская газета", № 144, 01.08.96.

Основная:

7. Бровкина Н.Д. Контроль и ревизия. Учебное пособие. − М.; ИНФРА – М, 2012.

8. Мельник М.В., Пантелеев А.С., Звездин А.Л. Ревизия и контроль. Учебник .− М.; Кнорус, 2013.

Дополнительная

9. Шатунова Г.А.Контроль и ревизия в схемах и таблицах.− М.; Эксмо,2011.

Учебно-материальное обеспечение

1. Наглядные пособия: (перечень)

2. Технические средства обучения: (перечень)

3. Приложения: (перечень)

 

История возникновения и развития контроля.

Понятие «контроль» связано с понятием «управление». Оно происходит от английского глагола «to co№trol», имеющего различные значения. В экономическом смысле он означает управление и наблюдение. Контроль существует только во взаимосвязи с управлением, поэтому сущность и содержание контроля могут быть обстоятельно раскрыты только во взаимосвязи с управлением, которое он обслуживает. Без контроля управление не имеет смысла.

Функции управления и контроля существуют со времен глубокой древности. Их появление обусловлено формированием в процессе общественного развития совокупности факторов, к которым относятся: разделение общественного труда; возникновение товарно-денежного обмена; формирование институтов государства и права.

Государственное устройство общества, как и разделение общественного труда, предполагает наличие многоступенчатой социально-административной иерархии, в которой полномочия каждой нижестоящей иерархической ступени определяются главной задачей — исполнять решения, принятые на более высоком уровне иерархической лестницы. Такое разграничение полномочий и обязанностей явилось главным фактором, вызвавшим обособление функции управления.

Еще на ранних стадиях становления государственного устройства общества потребность в традиционно-устойчивом централизованном управлении сложным производственно-административным комплексом с внутренними неоднозначными, иногда даже противоположными интересами вызывалась появлением обычаев и необходимостью принятия законов и правил, определяющих права, обязанности и ответственность членов общества. Исполнение требований обычаев и решений вышестоящих в иерархии административных органов государства, соблюдение прав, обязанностей и принципа ответственности членов общества, установленных правилами и законами, обеспечивались посредством контроля.

1811 г. в России появился контроль (а именно государственный контроль) как отдельное, независимое установление в составе го­сударственного управления. Однако фактически учреждения с функциями государственного контроля в стране появились зна­чительно раньше.

В XV в. появились казенные дворы, которые стали началом системы централизованного управления. В это время денежной казной ведали так называемые приказы — службы, которые кон­тролировали государственные доходы и исполняли роль посред­ника между верховной властью царя и управлением на местах. Та­кая система просуществовала до конца XVII в.

В 1654 г. появляется Счетный Приказ, который действовал для проверки, раздачи полкового жалования во время войны. В это время ему доставляются приходно-расходные книги за 1653—1663 гг. А также на Счетный Приказ возлагается обязан­ность обревизовать за 50 лет «Большую Казну». Такие приказы были учреждены не только в столице, но и в разных территориях. Важно отметить, что в Счетный Приказ поступали со всего госу­дарства суммы от ассигнованных по разным ведомствам и недо­имки прошлых лет. Однако эта система оказалась очень запутан­ной и сложной.

Затем появилась так называемая Ближняя Канцелярия, кото­рая в известной мере может быть признана контрольным учреж­дением. Она была учреждена в 1699 г. Петром I. В нее должна бы­ла доставляться «со всех приказов по вся недели ведомость, что, где, чего в приходе, в расходе и кому что должно на что расход держать, чтобы ему, Великому Государю, о тех делах известно бы­ло всегда»[1].

Вместо прежних приказов Петром I были созданы 12 коллегий, из которых половина имела финансово-экономический характер. Самыми важными из них были три: ведавшая государственными доходами и имуществом Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия, ведавшая государственными расходами; и Ревизион-колле-гия, которая наблюдала за исполнением смет по доходам и расхо­дам. А высшим органом контроля и ревизии в то время стал Сенат. В дополнение к этому государство было разделено на 45 провинций, а во главе каждой поставлены воеводы. Поступавшие сборы принимал казначей, который хранил их в особой земской казне и выдавал по ассигновкам.

return false">ссылка скрыта

Создание Сената в первую очередь имело контрольный харак­тер. И для осуществления этих обязанностей он требовал из гу­берний подлинную приходно-расходную отчетность. Но впервые проверить эту отчетность не удалось, так как ревизионное дело представлялось очень сложным из-за его новизны и неупорядо­ченности самой отчетности.

Вследствие этого, 12 февраля 1712 г. указом дело это было пе­редано Обер-Комиссару сенатской Канцелярии князю Вадболь-скому. Дело было передано с точной инструкцией о производстве ревизий. А также ему было необходимо наблюдать, не попадают­ся ли в приходных и расходных книгах «не росписанные статьи». Однако «Вадбольская деятельность» продолжалась всего лишь около года и успеха не имела.

В 1718 г. была учреждена Ревизион-коллегия для «счета всех государственных доходов и расходов». Но в дальнейшем выясни­лось положение ненормальности этого ревизионного учрежде­ния, так как отчетность должна была доставляться по-прежнему и в Сенат, и в Ревизион-коллегию.

Поэтому 12 января 1722 г. указом было решено подчинить Ре-визион-коллегию Сенату, которая была переименована затем в Ревизион-контору Сената и в этом виде получила инструкцию для своих действий, которая представляла первый опыт система­тического изложения обязанностей государственного контроля и ревизии.

Главным ревизионным требованием ко всем операциям рас­порядителей средствами казны инструкция ставит принцип за­конности, т. е. законное основание операций для их производ­ства. Но ревизионное дело не продвигалось, так как не были удалены основные причины застоя — несовершенство местного счетоводства и отчетности и недостаточное количество личного состава ревизионных учреждений.

Можно выделить эпоху правления императрицы Елизаветы Петровны. Не смотря на значительное внимание на внешнее бла­гоприятное состояние государственных финансов, расходы и до­ходы не поддавались даже приблизительному учету.

Устанавливается новая попытка совершенствования реви­зионного дела. В 1775 г. издается «Учреждение для управления гу­берний Всероссийской Империи», которым устанавливались ка­зенные палаты, в их обязанность входила функция ревизий счетов губернских учреждений.

По сути, казенные палаты выполняли функции представи­тельств финансовых органов на местах. Происходит установле­ние штатов соответствующих чиновников. Губернии подразделя­ются на уезды.

В каждом уезде назначается свой уездный казначей — финан­совый чиновник низшей степени. Срок назначения на эту дол­жность — 3 года. Были упорядочены одновременно и учет, и от­четность, что способствовало составлению более реального бюджета.

31 декабря 1779 г. создается Экспедиция ревизии счетов — центральное учреждение контроля. Ее функцией является сличе­ние денег и счетов. С созданием Экспедиции необходимость в Ре­визионной Коллегии отпала. В 1781 г. Коллегия была упразднена.

К концу XIX в. благодаря реформаторским усилиям отече­ственных патриотов-государственников в России сформирова­лась весьма разветвленная система губернских контрольных па­лат (61 палата с численностью около 4500 человек). Всего же в государственном контроле того периода было задействовано около 8500 человек.

И что характерно: контрольные учреждения не находились в подчинении администрации губерний и других местных вла­стей, а в случае обнаружения хищений, растрат или других уго­ловно наказуемых деяний органы государственного контроля инициировали вопрос о предании виновных суду и сами опреде­ляли сумму убытков, на которую распорядительное управление обязано было предъявить к обвиняемым иск в уголовном суде[2].

Историю развития и становления контрольных органов на­глядно можно представить в таблице.

Таблица 1.