История возникновения и развития контроля.
По дисциплине «Контроль и ревизия»
по направлению подготовки (специальности) 38.05.01 (080101.65) «Экономическая безопасность»
Квалификация (степень) выпускника специалист
Специализация: «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности»
Тема 1. «История развития контроля. Сущность, роль и функции контроля в управлении экономикой»
Обсуждена на заседании кафедры |
«______» 2014 года. |
протокол № |
Санкт-Петербург
ма № 1
Страница первая
Содержание
Введение
На лекции будут рассмотрены вопросы, связанные с историей развития контроля, с его ролью и функцией в управлении экономикой. На основе полученных знаний курсант (слушатель) сможет выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий
Учебные вопросы (основная часть):
1. История возникновения и развития контроля.
2. Сущность, роль и значение контроля в условиях рыночной экономики.
3. Методы и функции контроля.
4. Взаимосвязь функций контроля и процесса управления.
Заключение
Литература
Нормативные правовые акты
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // www.garant.ru.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 30.11.2011) // СЗ РФ 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 30.11.2011) // СЗ РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.
4. Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 278 (ред. от 24.03.2011) "Об утверждении положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора" // "Российская газета", № 126, 17.06.2004.
5. Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 (ред. от 08.12.2010) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе // "Собрание законодательства РФ", № 40, 04.10.2004, ст. 3961.
6. Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» от 25.07.1996 № 1095 (ред. от 18.07.2001) // "Российская газета", № 144, 01.08.96.
Основная:
7. Бровкина Н.Д. Контроль и ревизия. Учебное пособие. − М.; ИНФРА – М, 2012.
8. Мельник М.В., Пантелеев А.С., Звездин А.Л. Ревизия и контроль. Учебник .− М.; Кнорус, 2013.
Дополнительная
9. Шатунова Г.А.Контроль и ревизия в схемах и таблицах.− М.; Эксмо,2011.
Учебно-материальное обеспечение
1. Наглядные пособия: (перечень)
2. Технические средства обучения: (перечень)
3. Приложения: (перечень)
История возникновения и развития контроля.
Понятие «контроль» связано с понятием «управление». Оно происходит от английского глагола «to co№trol», имеющего различные значения. В экономическом смысле он означает управление и наблюдение. Контроль существует только во взаимосвязи с управлением, поэтому сущность и содержание контроля могут быть обстоятельно раскрыты только во взаимосвязи с управлением, которое он обслуживает. Без контроля управление не имеет смысла.
Функции управления и контроля существуют со времен глубокой древности. Их появление обусловлено формированием в процессе общественного развития совокупности факторов, к которым относятся: разделение общественного труда; возникновение товарно-денежного обмена; формирование институтов государства и права.
Государственное устройство общества, как и разделение общественного труда, предполагает наличие многоступенчатой социально-административной иерархии, в которой полномочия каждой нижестоящей иерархической ступени определяются главной задачей — исполнять решения, принятые на более высоком уровне иерархической лестницы. Такое разграничение полномочий и обязанностей явилось главным фактором, вызвавшим обособление функции управления.
Еще на ранних стадиях становления государственного устройства общества потребность в традиционно-устойчивом централизованном управлении сложным производственно-административным комплексом с внутренними неоднозначными, иногда даже противоположными интересами вызывалась появлением обычаев и необходимостью принятия законов и правил, определяющих права, обязанности и ответственность членов общества. Исполнение требований обычаев и решений вышестоящих в иерархии административных органов государства, соблюдение прав, обязанностей и принципа ответственности членов общества, установленных правилами и законами, обеспечивались посредством контроля.
1811 г. в России появился контроль (а именно государственный контроль) как отдельное, независимое установление в составе государственного управления. Однако фактически учреждения с функциями государственного контроля в стране появились значительно раньше.
В XV в. появились казенные дворы, которые стали началом системы централизованного управления. В это время денежной казной ведали так называемые приказы — службы, которые контролировали государственные доходы и исполняли роль посредника между верховной властью царя и управлением на местах. Такая система просуществовала до конца XVII в.
В 1654 г. появляется Счетный Приказ, который действовал для проверки, раздачи полкового жалования во время войны. В это время ему доставляются приходно-расходные книги за 1653—1663 гг. А также на Счетный Приказ возлагается обязанность обревизовать за 50 лет «Большую Казну». Такие приказы были учреждены не только в столице, но и в разных территориях. Важно отметить, что в Счетный Приказ поступали со всего государства суммы от ассигнованных по разным ведомствам и недоимки прошлых лет. Однако эта система оказалась очень запутанной и сложной.
Затем появилась так называемая Ближняя Канцелярия, которая в известной мере может быть признана контрольным учреждением. Она была учреждена в 1699 г. Петром I. В нее должна была доставляться «со всех приказов по вся недели ведомость, что, где, чего в приходе, в расходе и кому что должно на что расход держать, чтобы ему, Великому Государю, о тех делах известно было всегда»[1].
Вместо прежних приказов Петром I были созданы 12 коллегий, из которых половина имела финансово-экономический характер. Самыми важными из них были три: ведавшая государственными доходами и имуществом Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия, ведавшая государственными расходами; и Ревизион-колле-гия, которая наблюдала за исполнением смет по доходам и расходам. А высшим органом контроля и ревизии в то время стал Сенат. В дополнение к этому государство было разделено на 45 провинций, а во главе каждой поставлены воеводы. Поступавшие сборы принимал казначей, который хранил их в особой земской казне и выдавал по ассигновкам.
return false">ссылка скрытаСоздание Сената в первую очередь имело контрольный характер. И для осуществления этих обязанностей он требовал из губерний подлинную приходно-расходную отчетность. Но впервые проверить эту отчетность не удалось, так как ревизионное дело представлялось очень сложным из-за его новизны и неупорядоченности самой отчетности.
Вследствие этого, 12 февраля 1712 г. указом дело это было передано Обер-Комиссару сенатской Канцелярии князю Вадболь-скому. Дело было передано с точной инструкцией о производстве ревизий. А также ему было необходимо наблюдать, не попадаются ли в приходных и расходных книгах «не росписанные статьи». Однако «Вадбольская деятельность» продолжалась всего лишь около года и успеха не имела.
В 1718 г. была учреждена Ревизион-коллегия для «счета всех государственных доходов и расходов». Но в дальнейшем выяснилось положение ненормальности этого ревизионного учреждения, так как отчетность должна была доставляться по-прежнему и в Сенат, и в Ревизион-коллегию.
Поэтому 12 января 1722 г. указом было решено подчинить Ре-визион-коллегию Сенату, которая была переименована затем в Ревизион-контору Сената и в этом виде получила инструкцию для своих действий, которая представляла первый опыт систематического изложения обязанностей государственного контроля и ревизии.
Главным ревизионным требованием ко всем операциям распорядителей средствами казны инструкция ставит принцип законности, т. е. законное основание операций для их производства. Но ревизионное дело не продвигалось, так как не были удалены основные причины застоя — несовершенство местного счетоводства и отчетности и недостаточное количество личного состава ревизионных учреждений.
Можно выделить эпоху правления императрицы Елизаветы Петровны. Не смотря на значительное внимание на внешнее благоприятное состояние государственных финансов, расходы и доходы не поддавались даже приблизительному учету.
Устанавливается новая попытка совершенствования ревизионного дела. В 1775 г. издается «Учреждение для управления губерний Всероссийской Империи», которым устанавливались казенные палаты, в их обязанность входила функция ревизий счетов губернских учреждений.
По сути, казенные палаты выполняли функции представительств финансовых органов на местах. Происходит установление штатов соответствующих чиновников. Губернии подразделяются на уезды.
В каждом уезде назначается свой уездный казначей — финансовый чиновник низшей степени. Срок назначения на эту должность — 3 года. Были упорядочены одновременно и учет, и отчетность, что способствовало составлению более реального бюджета.
31 декабря 1779 г. создается Экспедиция ревизии счетов — центральное учреждение контроля. Ее функцией является сличение денег и счетов. С созданием Экспедиции необходимость в Ревизионной Коллегии отпала. В 1781 г. Коллегия была упразднена.
К концу XIX в. благодаря реформаторским усилиям отечественных патриотов-государственников в России сформировалась весьма разветвленная система губернских контрольных палат (61 палата с численностью около 4500 человек). Всего же в государственном контроле того периода было задействовано около 8500 человек.
И что характерно: контрольные учреждения не находились в подчинении администрации губерний и других местных властей, а в случае обнаружения хищений, растрат или других уголовно наказуемых деяний органы государственного контроля инициировали вопрос о предании виновных суду и сами определяли сумму убытков, на которую распорядительное управление обязано было предъявить к обвиняемым иск в уголовном суде[2].
Историю развития и становления контрольных органов наглядно можно представить в таблице.
Таблица 1.