ФРИКЦИОННЫЕ МУФТЫ
Передают вращающий момент благодаря силам трения, возникающим в контакте между элементами муфты (лат. frictio - трение). Силы трения легко регулируются изменением силы сжатия трущихся поверхностей. Поэтому фрикционные муфты допускают плавное сцепление при любой скорости, что успешно используется, например, в конструкции автомобильного сцепления.
Кроме того, фрикционная муфта не может передать через себя момент больший, чем момент сил трения, поскольку начинается проскальзывание контактирующих фрикционных элементов, поэтому фрикционные муфты являются эффективными неразрушающимися предохранителями для защиты машины от динамических перегрузок.
Встречаются различные формы рабочих поверхностей фрикционных элементов:
è дисковые, в которых трение происходит по торцевым поверхностям дисков (одно- и многодисковые);
è конусные, в которых рабочие поверхности имеют коническую форму;
è цилиндрические, имеющие цилиндрическую поверхность контакта (колодочные, ленточные и т.д.).
Главной особенностью работы фрикционных муфт является сжатие поверхностей трения. Отсюда ясно, что такие муфты рассчитываются на прочность по контактному давлению (аналогично напряжениям смятия). Для каждой конструкции необходимо вычислить сжимающую силу и разделить её на площадь контакта. Расчётное контактное давление не должно быть больше допускаемого для данного материала.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
s Для чего существуют муфты ?
s Каковы главные признаки классификации муфт ?
s Какая характеристика муфты считается главной ?
s Каковы принципы конструкции и работы жёстких муфт ?
s Каковы принципы конструкции и работы шарнирных муфт ?
s Каковы принципы конструкции и работы упругих муфт ?
s Как устроена и как работает упруго втулочно-пальцевая муфта (МУВП) ?
s За счёт каких сил работают фрикционные муфты ?
s Какие критерии прочности применяют для фрикционных муфт ?