ПОДВИЖНЫЕ МУФТЫ
Допускают соединение валов с повышенным взаимным смещением осей как вызванными неточностями, так и специально заданными конструктором.
Ярким представителем этого семейства являются шарнирные муфты. Идея муфты впервые предложена Джероламо Кардано в 1570 г. и доведена до инженерного решения Робертом Гуком в 1770 г. Поэтому иногда в литературе они называются карданными муфтами, а иногда – шарнирами Гука.
Шарнирные муфты соединяют валы под углом до 45о, позволяют создавать цепные валы с передачей вращения в самые недоступные места. Всё это возможно потому, что крестовина является не одним шарниром, а сразу двумя с перпендикулярными осями.
Прочность карданной муфты ограничена прочностью крестовины, в особенности мест крепления пальцев крестовины в отверстиях вилок. Поломка крестовины – весьма частый дефект, известный, практически, каждому автовладельцу.
Муфты выбираются по каталогу. Проверочный расчёт ведётся для рабочих поверхностей шарниров на смятие, проверяется прочность вилок и крестовины.
Малогабаритные шарнирные муфты стандартизованы в диапазоне диаметров 8 ¸ 40 мм и моментов 1,25 ¸ 128 кГм. Крестовина выполнена в виде параллелепипеда. Шарнир образуется с помощью вставных осей, одна из которых длинная, а другая состоит их двух коротких втулок, стянутых заклёпкой. Конструкция весьма технологична.
Карданные передачи с шарнирной муфтой применяются на российских железных дорогах в рамном подвешивании редуктора электропоездов и электровозов серий ВЛ, ЧС, ЭР. Передача вращающего момента от двигателя к колёсной паре карданной муфтой компенсирует несоосность валов якоря и зубчатого колеса при смещениях рамы тележки относительно колёсных пар.