Государство — субъект международных экономических отно-
шений.
Существуют диаметрально противоположные подходы к определе- нию роли государства в экономике. Родоначальником научной школы, условно обозначаемой как «кейнсианство» (иначе говоря, «государст-венный дирижизм»), является английский ученый Дж. Кейнс. «Государственный дирижизм» исходит из того, что рынок не способен к самонастройке, не обеспечивает макроэкономическое равновесие и нуждается в «дирижере». Основным фактором равновесного развития экономики признается спрос, на который государство воздействует с помощью различных рычагов. Для увеличения спроса поощряются инвестиции и занятость. В целях стимулирования потребления налоговое бремя переносится на зажиточные слои общества. Государство согласует долгосрочные и краткосрочные цели развития, управляет отраслями экономики, корректирует межотраслевые пропорции, проводит активную кредит-но-денежную, налоговую политику, контролирует цены, осуществляет социальные программы. Особенно успешно кейнсианские методы управления экономикой применяются в кризисных ситуациях.
Основателем другой научной школы — «монетаризма» — считается американский экономист М. Фридмен. Представления этой школы заключаются в том, что рынок достигает равновесия автоматически, при условии устойчивости денежной системы и свободной конкуренции, при этом чрезмерное вмешательство государства может причинить вред экономике. Сторонники этой школы выступают за ограничение государственных инвестиций, социальных программ, субсидий, сокращение заработной платы в целях сокращения издержек и потребительского спроса, лимиты на денежную эмиссию и государственные займы.
Вместе с тем тенденцией мирового развития стало расширение государственного вмешательства в экономику и другие сферы жизнедеятельности общества, отделение капитала как собственности от функций управления, усиление роли менеджеров в управлении. Развитые страны различаются по политическим институтам, моделям хозяйствования и управления, но исповедуют общие подходы к роли государства в обществе: оно регулирует рынки и факторы производства, обеспечивает соблюдение национальных интересов.
В конце XIX — начале XX вв. появились труды ученых, в которых был научно обобщен накопленный опыт и заложены основы современной науки управления. Всю совокупность теорий, результатов исследовательских изысканий, подходов, взглядов, изречений, практических советов и даже верований условно можно с достаточной степенью условности свести к следующим школам менеджмента (семействам управленческих идей):
- научного менеджмента;
-административного менеджмента;
- бюрократического управления организации;
- человеческих отношений;
- математической;
- новых человеческих отношений;
- эмпирической.
Основоположником школы научного менеджментатрадиционно считается Ф.У. Тейлор, американский инженер. Это научное направление отражает технократический подход к проблемам управления. Исходным является тезис о том, что рабочие должны работать, а менеджеры думать. Исследования направлены на то, чтобы на основе измерений процесса труда устранить преднамеренно низкую загруженность работников, их «систематическое увиливание» от демонстрации реально достижимой производительности труда. Объектом исследований является преимущественно низовое звено производственной организации. Внимание представителей этой школы сконцентрировано на технических приемах и методах максимизации производительности труда работников, структуризации ручных операций, исследовании рабочего места. Разрабатываются научные основы организации производства. В рамках школы развиваются техники исследования рабочего времени и движений работников. Важной предпосылкой для научных построений является представление о рабочем, который должен работать как машина. Научный менеджмент оказал большое влияние на современную организацию труда, его принципы широко используются и сегодня.
Центр тяжести исследований школы административного менедж-
ментасмещен в сторону администрирования, относящегося преимущественно
к высшей управленческой иерархии. По существу разрабатываются научные
основы административной деятельности. Основным объектом исследований
являяется деятельность менеджеров высшего звена. Большое внимание уделяя-
ется обоснованию состава и изучению функций управления, как несущего эле-
мента всего каркаса управления. Исследуется, в частности, «работа руководите-
ля за столом». Вместе с тем, управление изучается как особый вид деятель-
ности, при этом постулируется, что управленческая деятельность свойственна
не только менеджеру, но и рабочему, хотя и в существенно меньшей степени.
Возникновение школы ассоциируется с именем французского инженера и руко-
водителя компании А. Файоля. На принципах административного менеджмента
основываются многие современные организационные структуры. Расширяющий-
ся в настоящее время бизнес в области управленческого консультирования
также опирается, прежде всего, на принципы административного менеджмента.
В основе исследований школы бюрократического управленияоргани-
зацией лежит стремление повысить эффективность коллективной деятельности
с использованием принципа рационализации. Разрабатывается идеальный тип
организации, которая уподобляется современной машине и представляет собой
конечную стадию деперсонализации управления. Концептуально предполагается,
что отступление от формальной структуры организации снижает эффективность
управления. В соответствии с положениями разрабатываемой в рамках школы
теории, бюрократическая форма организации отличается строгой специализаци-
ей, иерархией, правилами, беспристрастностью, штатными чиновниками, наце-
ленностью на карьеру, а также четкой границей между личной и общественной
деятельностью.Теория бюрократии ассоциируется с именем М.Вебера. Бюро-
рократия как управленческая идея до сих пор остается весьма привлекательной
для менеджеров, во многом, в силу ее способности структурировать любую,
самую крупную организацию.
Школа человеческих отношений зародилась в 20—30 гг. XX в.
В своем развитии теория человеческих отношений во многом опиралась на результа-
ты хоторнских экспериментов (1924 г.), связанных с именем профессора Э. Мэйо.
Исследуются взаимосвязи между условиями труда рабочих и его результатами. В
состав объектов менеджмента включена неформальная группа. В центре внимания
исследователей находятся, в частности, неформальные отношения в группе, лиде-
ры и нормы поведения в группе.Так, понятие справедливых норм выработки играет
важную роль в поведении рабочих.
Характерными для этой школы являются следующие положения:
- условия труда не могут рассматриваться в отрыве от того значения,
которое придают им рабочие;
- решающее влияние на рост производительности труда оказывают не только
материальные, но, главным образом, психологические и социальные факто-
ры,в частности солидарность членов неформальной гpynпы.
Другие положения, отражающие существо данной теории, заключа-
ются в следующем:
- концентрация на человеке, а не на механизмах или экономике;
- ключевой управленческой задачей является мотивация работников;
- мотивация должна бытьнаправлена на командную работу;
- как индивиды, таки организации стремятся к достижению максималь-
ных результатов при минимальных затратах. Для этой школы характер-
на идея участия рабочих в управлении, когда они решают, как выпол-
нять приказы менеджеров.
Математическая школа стала формироваться, начиная с 1930 г.,
когда в г. Кливленде (США) появилась ассоциация «Международное общество
для развития экономической теории в связи со статистикой и математикой». В
состав этой ассоциации входили буржуазные экономисты Й. Шумпетер, И.
Фишер и др. Бурное развитие школы приходится на начало 40-х гг., когда поя-
вились первые работы по кибернетике, исследованию операций. Предметом
исследований математической школы стали процессы принятия решений
на основе математических методов и с помощью электронно-вычислительной
техники. В составе школы - несколько более узких направлений исследования
проблем управления, в том числе, эконометрика,теория принятия решений.
В рамках кибернетического подхода к управлению рассматриваются
системный подход, системный анализ, программно-целевой подход. Матема-
тическая школа предполагает широкое использование достижений линейного
программирования, методов исследования операций, экономико-математиче-
скихметодов. Необходимым средствомдля применения подобного рода мето-
дов является компьютерная техника. Вместе с тем, следует помнить, что чис-
численные методы могутдать лишь набор наиболее выгодных по определен-
ному критерию вариантоврешения, окончательное же решение принимает
руководитель. К числу теоретиков данной школы можно отнести Л. Берта-
ланфи (системный подход) и Н. Винера (кибернетика). Среди видных отече-
ственных ученых, внесших большой вклад в развитоеуказанных подходов,—
академик Л.В. Канторович (линейное программирование, отраслевое и народ-
нохозяйственное оптимальное планирование).
В основе эмпирической школылежит мысль о том, что управленче-
ская деятельность - это особая профессия, предполагающая, прежде всего, работу с людьми. Представители школы демонстрируют эмпирический, т.е. идущий от практики, подход к управлению, обосновывают приоритет искусства управления людьми. Главная идея эмпириков состоит в том, что необходимо создавать из себя руководителя самостоятельно, используя при этом и чужой опыт. Достижением школы стало целевое управление как постоянно действующая система целей (результатов) деятельности для подразделений и работников организации. Предполагается, что для всех целей необходимо определить сроки их достижения, требуемые ресурсы, а также количественные показатели, позволяющие контролировать степень достижения цели. В рамках школы сформулированы общие задачи, которые должны решать менеджеры, независимо от их сферы деятель-ности и уровня управления, в их числе:
- целевое планирование (определение целей предприятия, путей их
достижения, постановка конкретных задач перед работниками);
- организация труда (упорядочение, распределение работ, создание
организационной структуры управления);
- стимулирование труда (выявление мотивации, укрепление связи
стимулов с результатами труда);
- анализ деятельности (нормирование труда, оценка эффектив-
ности работы, оценка работников);
- обеспечение профессионального роста работников.
Наиболее видные представители этой школы — выдающиеся менеджеры,в их числе П. Друкер, Т. Питерс, Ли Якокка.
Слабым местом эмпирического подхода является его пренебреже-ние наукой и увлечение готовыми рекомендациями, правилами, рецептами, заповедями, памятками и т.д. При всей полезности и нацеленности такого рода рекомендаций на разрешение конкретных реальных управленческих ситуаций,практика управления, конечно, не укладывается в жесткие схемы не только конкретной памятки, но даже широкой их совокупности, поэтому рано или поздно приходится обращаться к теории, принципам и закономерностям. Многие представители школы, например. П. Друкер, в конце концов, признавали роль теории иполучали наиболее значительные результаты именно на стыке науки и практики.
В рамках эмпирической школы возник ситуационный подход к управле-нию. Сторонники этого научного направления исходят из того, что результаты одних и тех же управленческих решений в разных ситуациях могут сильно отличаться друг от друга. Отсюда следует,что важнейшую роль в руководстве организацией играет управленческая ситуация, а при осуществлении всех функций управления необходимо учитывать особенности складывающейся ситуации.
Школа новых человеческих отношений, возникшая в конце 1950-х годов, перемещает фокус внимания от неформальной группы к индивиду. Основываясь во многом на взглядах школы человеческих отношений, привер-женцы этой новой школы делают акцент на иерархии потребностей в теории мотивации А. Маслоу. В соответствии с этой теорией физиологические потребно-сти людей удовлетворяются ориентировочно на 85%, потребности в безопасности — на 70%, общественные потребности- на 50%, эгоистиче-ские потребности на 40%, потребности в самоактуализации— на 10%, при этом в качестве мотиваторов выступают, прежде всего, неудовлетворенные пот-ребности людей. Одним из наиболее характерных для этой школы положений является то, чтокаждый работник стремится воспользоваться возможностями профессионального роста и развития, а также к получению удовлетворения от своего труда.