Выводы по лекции:

1. Появление теорий монополистической и несовершенной конкуренции Э. Чемберлина и Дж. Робинсон стало следствием усиливающейся монополизации хозяйственной жизни общества в первой трети ХХ века. При всей несхожести эти теории объединяет достаточно глубокий анализ действия рыночного механизма в обстоятельствах, нарушающих условия свободной конкуренции. Благодаря работам этих экономистов был сделан шаг вперёд в понимании процессов, происходящих на современном рынке.

2. Кейнсианство приобрело мировую славу не столько из-за теоретических построений и истолкования природы экономических явлений, сколько из-за своей главной политико-экономической установки - обоснования необходимости государственного регулирования хозяйственных процессов. Кейнсу удалось показать, что в современных условиях автоматического восстановления нарушенных пропорций между основными параметрами воспроизводственного процесса не происходит, и одни лишь рыночные регуляторы оказываются неспособными обеспечить эффективно функционирование экономики. Кейнсианское учение оказало мощное влияние на экономическую политику, являясь господствующей доктриной в 40-60-е гг. ХХ века. Некоторые его рекомендации используются для поддержания занятости и темпов экономического роста и ныне.

Задание на самостоятельную подготовку:

Дополнить конспект лекции материалом из рекомендованных учебников.

Следующее занятие – лекция по теме 23 «Развитие экономической науки во второй половине XX века».

В ней будут рассмотрены следующие учебные вопросы:

1. Принципы неолиберального подхода к регулированию экономики. Фрайбургская школа. Монетарная концепция М. Фридмена.

2. Неоклассический синтез. Экономическое наследие Дж. Р. Хикса, Э. Хансена и П. Самуэльсона.

3. Защита идеи естественной свободы и демократии в трудах Л. Мизеса и Ф. Хайека.

На самоподготовке следует по рекомендованной литературе ознакомиться с материалом, раскрывающим содержание предстоящей лекции.

Учебно-материальное обеспечение следующего лекционного занятия:

1. Конспекты лекций.

2. «Лектор-2000».

3. Выставка литературы.

Ответы на вопросы студентов.