Выводы по лекции:
1. Появление теорий монополистической и несовершенной конкуренции Э. Чемберлина и Дж. Робинсон стало следствием усиливающейся монополизации хозяйственной жизни общества в первой трети ХХ века. При всей несхожести эти теории объединяет достаточно глубокий анализ действия рыночного механизма в обстоятельствах, нарушающих условия свободной конкуренции. Благодаря работам этих экономистов был сделан шаг вперёд в понимании процессов, происходящих на современном рынке.
2. Кейнсианство приобрело мировую славу не столько из-за теоретических построений и истолкования природы экономических явлений, сколько из-за своей главной политико-экономической установки - обоснования необходимости государственного регулирования хозяйственных процессов. Кейнсу удалось показать, что в современных условиях автоматического восстановления нарушенных пропорций между основными параметрами воспроизводственного процесса не происходит, и одни лишь рыночные регуляторы оказываются неспособными обеспечить эффективно функционирование экономики. Кейнсианское учение оказало мощное влияние на экономическую политику, являясь господствующей доктриной в 40-60-е гг. ХХ века. Некоторые его рекомендации используются для поддержания занятости и темпов экономического роста и ныне.
Задание на самостоятельную подготовку:
Дополнить конспект лекции материалом из рекомендованных учебников.
Следующее занятие – лекция по теме 23 «Развитие экономической науки во второй половине XX века».
В ней будут рассмотрены следующие учебные вопросы:
1. Принципы неолиберального подхода к регулированию экономики. Фрайбургская школа. Монетарная концепция М. Фридмена.
2. Неоклассический синтез. Экономическое наследие Дж. Р. Хикса, Э. Хансена и П. Самуэльсона.
3. Защита идеи естественной свободы и демократии в трудах Л. Мизеса и Ф. Хайека.
На самоподготовке следует по рекомендованной литературе ознакомиться с материалом, раскрывающим содержание предстоящей лекции.
Учебно-материальное обеспечение следующего лекционного занятия:
1. Конспекты лекций.
2. «Лектор-2000».
3. Выставка литературы.
Ответы на вопросы студентов.