Эксперимент по воспроизведению неосознанного торможения на самолете Як-42

В связи с возникшими сомнениями в принципиальной возможности неосознанного торможения мною 26 сентября 2012 г., то есть еще до выхода ОО 2 ноября 2012 г., был проведен эксперимент на самолете Як-42, на фото ниже, находящемся на учебном аэродроме Самарского Аэрокосмического Университета. Эксперимент заключался в том что на стоящем самолете имитировались тянущие усилия на штурвале с упиранием в педали и рулением ими согласно графику аварийного взлета.

Педали там несколько отличаются от Як-42Д, они не сплошные, тормозная площадка отделена от нижней части, но для целей эксперимента это не существенно, так как методика использования, постановка ноги и функционал педалей одинаковы с Як-42Д. Для общего представления ниже даны фото кабины Як-42 ( но другого) с этими педалями и более крупное фото аналогичных педалей в самолете Як-40.

 

 

Цели эксперимента ставились следующие.

1.Проверить утверждение имеющееся в ПО п. 1.1.70 стр.15 и 1.1.80 стр. 17, что - при повышенных усилиях при отклонении штурвала на себя возникает непроизвольное (естественное , незаметное для находящегося в стрессе человека) упирание ступней ног в педали и при нахождении ног именно в верхнем штатном положении для торможения, когда носки ног лежат на тормозных площадках - это ведет к нажатию носков ног на тормозные площадки, и чем больше усилия на штурвале тем больше непроизвольное упирание в педали и нажатие на тормозные площадки.

2. Оценить саму принципиальную возможность существования неосознанного торможения - то есть действительно ли возможно нажимать на тормоза и не замечать этого?

3. При повышенных усилиях на штурвале при отклонении на себя попытаться воспроизвести график управления педалями аварийного взлета и оценить возможность неосознанного (случайного) сохранения одинаковой степени нажатия и соответственно отклонения тормозных площадок педалей.

По результатам эксперимента сделаны следующие выводы.

По п.1 утверждение МАК верное. Действительно, при повышенных нагрузках при взятии штурвала на себя происходит естественное упирание в педали и при нахождении ног в верхнем штатном положении для торможения происходит непроизвольное нажатие на тормозные площадки педалей. Необходимо отметить что верно и обратное, при ослаблении усилий на штурвале - ослабляется и нажатие на тормоза.

По п.2 определенного ответа получить не удалось. В результате эксперимента не удалось принципиально исключить возможность неосознанного торможения, но крайне маловероятно что торможение с большими усилиями на протяжении длительного времени останется незамеченным для летчика.

 

По п.3. ответ отрицательный. Мне никоим образом не удалось получить того чтобы при движении педалями вперед-назад при упоре в них и когда носки нажимают на тормозные площадки можно было добиться неконтролируемого (неосознанного, случайного) одинакового нажатия на тормозные площадки педалей.

Это объясняется следующим. Очевидно что для дачи ноги от себя необходимо надавить ногой на педаль чтобы она двигалась вперед и одновременно ослабить давление на педаль другой ноги которая идет на себя. Таким образом, на той педали которую даешь - усилие на тормозную площадку увеличивается, а на педали которая идет обратно - это усилие ослабевает , согласно как раз механизму указанному в п.1 выше - увеличение усилий на взятие штурвала на себя ведет к увеличению упора на педали и соответственно отклонению тормозных площадок, и очевидно что верно и обратное , упор на педали меньше - меньше и отклонение тормозных площадок. И эта разница в усилиях и отклонениях левой и правой тормозных площадок в реальности получается значительной и при тех довольно малых ходах тормозных площадок максимум в 4 см. должна приводить к резким скачкам давления в тормозах и оказывать курсовое воздействие на самолет, которое не может быть незамеченным летчиком. Эти движения являются инстинктивными, непроизвольными и естественными для той кинематической схемы летчик-педали-штурвал. Одинаково отклонять тормозные площадки при упоре в педали мне удавалось только при тщательном контроле за этим процессом, и то я не уверен в том что сохранял достаточную симметрию. Более того, считаю что одинаковое (симметричное) нажатие на тормоза при выполнении руления по курсу может быть достигнуто только посредством тренировки. Неосознанное же (неконтролируемое) сохранение одинакового отклонения тормозных площадок левой и правой педалей на протяжении 30 секунд разбега при упирании в педали и тормозные площадки, на протяжении 23 ходов педалей, каждый за 0,5 - 1 сек., я оцениваю как практически невероятное событие.

Таким образом, вероятность возникновения неосознанного торможения крайне мала так как реакция самолета сразу же "приведет в чувство" забывшегося летчика.