Выводы по лекции:

1. В современной экономической теории господствует «основное течение» (mainstream), ядром которого является неоклассический подход. Границы «основного течения» постоянно изменяются, включая новые достижения экономического анализа. При этом сохраняются общие методологические принципы, характеризующие неоклассический подход.

2. Теоретические направления, использующие иные модели мира или человека (например, кейнсианская макроэкономика), имеют тенденцию со временем выпадать из основного течения и на их место приходят новейшие приложения неоклассической теории: экономическая теория предложения, новая классическая макроэкономика Р.Лукаса и пр.

3. В настоящее время все более широкое применение находит новая институциональная теория, ставящая в центр внимания не столько поведение отдельного индивида, сколько институциональные структуры. Институты выступают как продукт общественного развития и форма, в рамках и при участии которой протекает хозяйственная деятельность людей.

Задание на самостоятельную подготовку:

Дополнить конспект лекции материалом из рекомендованных учебников.

Следующее занятие – семинар по теме 23 «Развитие экономической науки во второй половине XX века». На нём будут рассмотрены следующие учебные вопросы:

1. Институционализм и теории несовершенной конкуренции.

2. Кейнсианство – как система мер государственного регулирования экономики. Неокейнсианство.

3. Неолиберальный подход к регулированию экономики. Фрайбургская и Чикагская (монетарная) школы.

4. Неоклассический синтез. Защита идеи естественной свободы и демократии в трудах Л. Мизеса и Ф. Хайека.

5. Неокейнсианство и эволюция институционализма.

На самоподготовке следует по рекомендованной литературе ознакомиться с материалом, входящим в содержание предстоящего семинарского занятия и изучить задание на семинар.

Учебно-материальное обеспечение следующего лекционного занятия:

1. Конспекты лекций.

2. «Лектор-2000».

3. Выставка литературы.

Ответы на вопросы студентов.

Проверка (выборочная) конспектов лекции.

Разработчик – доцент кафедры № 5

к.э.н., доцент Рощина Н.В.

 


[1] Там же. С. 379.