Теория общественного выбора.
В жизни общества важную роль играют так называемые общественные блага. Они создаются за счёт централизации части доходов людей и потребляются всеми без дополнительных затрат.
Общественные блага отличают две особенности:
1. Их использование нельзя ограничить. Если человек пользуется освещением на городских улицах, то этим могут пользоваться и все остальные граждане. Если в городе построены открытые парки и спортивные площадки, то они могут посещаться любым желающим. Никто не может препятствовать пользованию общими услугами со стороны других людей.
2. Противодействовать использованию общественных благ нежелательно (или нецелесообразно). Общественные блага неизбирательны в потреблении.
Но если общественными благами можно пользоваться всем, ничего не платя при этом, то возникает проблема уклонения от участия в общих расходах по их созданию и поддержанию. «Зачем платить налоги на содержание милиции, если я не опасаюсь грабителей, а заботу об общественном порядке пусть несут другие». Люди стараются избежать уплаты «дорожного сбора», поскольку по государственной дороге можно ездить бесплатно. Так возникла проблема пользования общественными благами «без билета» (подобно стремлению ездить в общественном транспорте «зайцем»).
Однако блага, предоставляемые государством бесплатно, не являются для общества бесплатными. Производство «бесплатных» благ связано с издержками. Отказ от уплаты соответствующих взносов означает сокращение размеров предоставляемых благ. Увеличение количества льгот и числа льготников, не подкрепленное финансовыми и материальными ресурсами, - один из негативных аспектов рассматриваемого явления.
Количество общественных благ и затраты на их создание и поддержание постоянно растут. В связи с этим в обществе возникают определенные коллизии при обсуждении вопросов: куда направить средства в первую очередь (проблема приоритетов), какие принципы положить в основу при распределении общественных благ, как ограничить их использование, какую процедуру избрать при принятии этих и подобных решений?
Все более активное участие государства в бизнесе и хозяйственном регулировании сопряжено с решением вопроса о практике реализации общественного выбора. Суть проблемы - как добиться, чтобы принятие законов, установление налогов, распределение бюджетных средств, другие действия и решения властных структур действительно отвечали нуждам общества, а не отдельных лиц или групп населения?
Эту проблему исследует американский экономист Джеймс Бьюкенен (род. 1919). Он утверждает, что политические решения нужно рассматривать с экономических позиций.
Политические решения – это выбор альтернативных вариантов, подобный тому, что имеет место на обычном рынке. Правда, здесь присутствуют особенности. Если на рынке люди меняют яблоки на апельсины, то в политике налоги платят в обмен на общественные блага. Этот обмен не очень рационален. Налоги платят одни, а блага за счет налогов нередко получают другие.
На обычном рынке обе стороны преследуют сходные цели – получить выигрыш, прибыль. В политике же действуют разные силы, борются представители различных партий, люди руководствуются различными интересами. Принимая соответствующие решения, политики исходят из своих частных интересов, которые далеко не всегда соответствуют интересам общества.
Государственные деятели думают о том, как обеспечить успех на выборах, получить голоса избирателей. При этом они наращивают государственные расходы (что противоречит интересам населения), стимулируя тем самым инфляцию. В свою очередь, это ведет к усилению жесткого регулирования, государственного контроля, раздуванию бюрократического аппарата. В итоге правительство концентрирует в своих руках все большую власть. Экономика же оказывается в проигрыше.
Существуют и экономические предпосылки принятия неэффективных решений: недобросовестность чиновников, отсутствие ответственности, сокрытие информации, ее искажение. А это порождает негативное отношение избирателей к правительственным решениям, распоряжениям, документам, законам.
return false">ссылка скрытаКаков выход из этих противоречий?
Концепция Бьюкенена предлагает «реформировать политические процедуры и правила таким образом, чтобы они способствовали достижению общего согласия». В теории общественного выбора он выдвигает два основных принципа согласования интересов избирателей и государственной власти:
1. Детальная разработка правил и процедур, регламентирующих принятие законов, форм контроля за финансами, принципов налогообложения, т.е. всего, что требуется для достижения согласия в рамках «политического обмена». Это «конституция экономической политики».
2. Практическая деятельность государства и его органов на основе принятых правил и процедур.
В итоге правила «экономической игры» распространяются на весь политический процесс.
Сторонники теории общественного выбора не отрицают экономической роли государства. Однако оно должно выполнять защитительные функции и не брать на себя функции участия в производственной деятельности. Выдвигается принцип защиты порядка без вмешательства в экономику. Блага общественного пользования предлагается преобразовать в товары и услуги, продаваемые на рынке. Экономические агенты заключают сделки, осуществляют контракты к взаимной выгоде без регламентации со стороны государства.
Как практически реализовать концепцию Бьюкенена, представить довольно трудно. Из неё неясно, как в действительности можно преодолеть противоречия и конфликты, устранить различие интересов, сконструировать идеальную модель.
В 1986 г. за «развитие конституционных и контрактных принципов теории экономических решений» Бьюкенен получил Нобелевскую премию Его основные работы – «Формула согласия» (1962, написана совместно с Г. Таллоком), «Теория общественного выбора» (1972), «Свобода, рынок и государство» (1986). Основные идеи, методология изложены в нобелевской лекции «Конституция экономической политики».
Выводы по 3 вопросу:
1. Тематика институциональных исследований в настоящее время достаточно обширна. Основное внимание уделяется анализу изменений в технологии, природе крупных корпораций, участии государства в регулировании экономического процесса.
2. Теории прав собственности (Р. Коуз) и общественного выбора (Дж. Бьюкенен) рассматривают деятельность индивидов и организаций с позиций юридических, социальных, политических «правил игры».
3. Представители неоинституционального направления выступают против идеализации рыночного механизма, отрицают универсальную способность рынка преодолевать противоречия, регулировать развитие экономики.
Заключение