Анализ домашнего задания
Чтобы пациент усвоил, что домашнее задание - это неотъемлемая часть терапии в целом, терапевт должен всегда уделять время анализу домашнего задания. Даже если пациент находится в кризисном состоянии или желает обсудить вопросы, не имеющие отношения к домашнему заданию, необходимо проявить настойчивость или, в крайнем случае, договориться обсудить домашнее задание в следующий раз.
Иногда домашнее задание тесно связано с темами повестки дня и/или целями терапевта. В этом случае большая часть сессии охватывает темы и вопросы домашнего задания. Анализ домашнего задания может занимать от пяти
Домашнее задание 317
до пятнадцати минут и перейти в определение нового домашнего задания на следующую неделю - например, продолжить задание ил и выполнить новое.
Подведем итог всему сказанному в этой главе. И терапевт, и пациент должны относиться к домашнему заданию как к неотъемлемой части терапии в целом. Правильно определенное и выполненное домашнее задание способствует улучшению состояния пациента и позволяет ему освоить техники когнитивной терапии, которые пригодятся ему после окончания курса терапии.
_____ Глава 15
ЗАВЕРШЕНИЕ ТЕРАПИИ
И ПРОФИЛАКТИКА РЕЦИДИВА
Цель когнитивной терапии - не только добиться ремиссии расстройства пациента, но и обучить его быть своим собственным терапевтом, а не полагаться во всем на специалиста. Взяв на себя ответственность за решение каждой проблемы пациента, терапевт рискует вызвать или усилить зависимость пациента и лишает его возможности проверить и закрепить приобретенные в процессе терапии умения и навыки.
В начале курса терапии сессии обычно проходят еженедельно. Затем, по мере того как состояние пациента улучшается, а он осваивает основные навыки когнитивной терапии, ее график меняется. Сессии проходят раз в две недели, а затем раз в три-четыре недели. Кроме того, терапевт предлагает пациенту встречи спустя три, шесть и двенадцать месяцев после окончания курса терапии (бустерные сессии).
В этой главе представлен алгоритм подготовки пациента к завершению терапии и возможному рецидиву расстройства, начиная с мер, принимаемых на самой первой сессии, и вплоть до завершающей бустерной сессии спустя год после окончания курса терапии.