Список достижений

(Мои хорошие поступки или то, что было сложным, но мне удалось)

1.Пыталась понять новую тему на лекции по статистике.

2. Закончила писать отчет и сдала его преподавателю.

3. За обедом поговорила с другом Джулии.

4. Позвонила Джону, чтобы узнать, что задано по химии.

5. Приготовила ужин, вместо того чтобы лечь спать.

6. Прочитала главу 5 учебника по экономике.

Рис. 12.10.Список похвальных дел ("Список достижений" Салли)

 

Т: А справедливо ли все это в отношении вас самой? Заслуживаете ли вы хотя бы небольшой похвалы - своего рода аванса, чтобы начать действовать?

П: Наверное, да...

Т: Между сессиями вам, возможно, будет непросто вспомнить о необходи­мости хвалить себя. Поэтому я предлагаю заранее составить список. Как вам эта идея?

П: Я попробую.

Т: Если не возражаете, давайте начнем прямо сейчас. Как мы назовем этот список? Список похвальных дел? Список достижений? Или как-нибудь иначе?


Дополнительные когнитивные и поведенческие техники 269

 

П: Пусть будет "Список достижений".

Т: Хорошо. Сейчас вы заполните его, отметив поступки, за которые заслу­живаете похвалы, - что было сложным, но удалось вам.

П: Хорошо. (Записывает указания терапевта.)

Т: Давайте начнем с сегодняшнего дня. Чем вы сегодня занимались?

П: (Записывает и комментирует.) Так, надо вспомнить... Я пришла на заня­тие по статистике... и пыталась разобраться в новой теме, хоть это было непро­сто... Я закончила писать свой отчет и сдала его... Я поговорила с другом моей соседки по комнате, который приходил к нам на обед...

Т: Хорошее начало. Сможете ли вы выполнять это задание каждый день?

П: Смогу.

Т: Мне кажется, вы запомните свои положительные поступки в десять раз лучше, если будете записывать их, едва вспомнив. Но если такой возможности не представится, старайтесь делать записи, как минимум, во время обеда, ужи­на и перед сном. Получится у вас?

П: Да.

Т: Надо ли записать, зачем вам нужно это задание?

П: Нет, я запомню. Это поможет мне сосредоточиться на хорошем, чтобы мое состояние улучшилось.

 

Составление списка похвальных дел в начале терапии готовит пациента к более позднему заданию: поиску позитивных данных для бланка для работы с глубинными убеждениями (РГУ) (глава 11).

Итак, существует множество когнитивных и поведенческих техник; в этой книге представлены самые распространенные. Чтобы расширить репертуар ис­пользуемых техник, обратитесь к дополнительной литературе.

 

Глава 13

 

 

ОБРАЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

 

 

У многих пациентов автоматические мысли возникают не только в виде не­высказанных слов, но также в форме мысленных картин или образов (Beck & Emery, 1985). Например, у Салли была мысль: "Если я попрошу помощи у преподавателя, он подумает, что я ему навязываюсь". В ходе беседы терапевт определил, что Салли помимо этой вербальной автоматической мысли одно­временно представляла себе преподавателя, который, нахмурившись, смотрел на нее сверху вниз и выглядел очень раздражённым, в то время как она зада­вала ему волнующий ее вопрос. Эта картина и есть образная автоматическая мысль.

Из этой главы вы узнаете, как обучать пациентов выявлению их спонтан­ных образов и как осуществлять терапевтическую работу с двумя видами об­разов - спонтанными и намеренно вызванными. Хотя визуальные образы возникают у большинства пациентов, лишь немногие сообщают о них. Чтобы выявить образные автоматические мысли, зачастую недостаточно простого во­проса, даже повторенного несколько раз. Образы нередко слишком мимолетны и неприятны пациенту. Неудивительно, что их стараются как: можно скорее стереть из памяти. Если травмирующие образы остаются нераспознанными и непроработанными, дистресс пациента продолжает усугубляться.

Терапевт рассказывает пациенту об автоматических мыслях, принимаю­щих форму образов, уже на первой терапевтической сессии (см. главу 3).