Тема 4. Связующие процессы управления: коммуникации и принятия решений
Принятие решений: Природа процесса принятия решений; факторы, влияющие на процесс принятия решений; Типы решений по характеру их принятия; Процесс принятия и реализации управленческих решений, его основные стадии.
Организационное решение: Запрограммированное и незапрограммированное решение; Модели и методы, используемые в процессе принятия решений; Методы прогнозирования; Методы экспертных оценок.
Коммуникации: Элементы и этапы коммуникационного процесса; Вертикальные и горизонтальные коммуникации; Процесс обмена информацией как система с обратной связью; Межличностные коммуникации; Информационные системы управления (ИСУ): понятие, назначение. Функциональная и обеспечивающая подсистемы ИСУ; Требования, предъявляемые к информации. Влияние информационных технологий на менеджмент.
Тема 5. Менеджер в системе управления
Руководство, лидерство, власть. Формальное и неформальное лидерство.
Руководство в организации: Влияние и власть; Источники власти в организации; Баланс власти; Формы власти и влияния; Проблемы власти; Влияние через участие и путём убеждения; Практическое использование влияния.
Подходы к определению факторов эффективного лидерства: Понятие лидерства в системе управления; Поведенческий подход к лидерству; Одномерные теории лидерства (исследования Левина; теория X и теория Y; системы лидерства по Лайкерту); Двумерные теории лидерства, управленческая решётка; Обзор исследований по лидерству, удовлетворенности и производительности; Ситуационные подходы к лидерству (ситуационная модель руководства Фидлера; подход Митчела и Хауса “путь-цель”; теория жизненного цикла Херси и Бланшара; модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона). Адаптивное руководство. Факторы, влияющие на выбор стиля руководства.
Управление конфликтом: типы конфликтов, основные способы их разрешения. Действия, предпринимаемые менеджером в процессе управления конфликтом. Уровни конфликта в организации. Стили разрешения межличностного конфликта. Структурные методы управления организационным конфликтом.
Управление стрессом. Содержание труда менеджера, его особенности, управленческие роли. Навыки, необходимые менеджерам различных уровней управления. Организация труда менеджера. Эффективность менеджмента. Этика и социальная ответственность менеджмента.