Зависимость менеджмента изменений от организационной культуры.

Прежде чем принимать решение о новой стратегии, призванной внести необходимые изменения в деятельность фирмы, необходимо определить не только вид кризиса, который угрожает организации, но и степень соответствия модели изменений существующей культуре фирмы. Если новая стратегия не вписывается в существующую организационную культуру, необходимо решить, будет ли оправдан риск, связанный с принятием данной модели изменений, что предполагает изменения культуры фирмы.

Рассмотрим взаимосвязь менеджмента изменений и организационной культуры на примере западноевропейской фирмы “Хьюлетт-Паккард”.

На фирме учли, что успехи предприятия являются результатом взаимодействия всех сотрудников, преследующих общие предпринимательские цели. При этом они должны быть реальны, пониматься каждым сотрудником и отражать основной характер предприятия.

Для достижения целей предприятия, в том числе, связанных с осуществлением необходимых изменений, должны быть созданы следующие предпосылки:

1. Во всех отделах предприятия должны работать творчески активные сотрудники. Каждый работник должен стремиться к лучшим результатам, а для этого постоянно повышать свой уровень подготовки.

2. Руководители должны быть не только сами мотивированы, но и должны изыскивать возможность вдохновить своих сотрудников на достижение целей предприятия, в том числе, связанных с изменениями самой стратегии развития.

3. Предприятие должно преследовать свои цели в полном объеме. При этом сотрудники всех отделов должны действовать исключительно на основе общепринятых правил ведения дел и этот принцип должен передаваться от поколения к поколению. Так формируется и закрепляется культура фирмы, в рамках которой только и возможно успешное управление персоналом.

4. Максимум эффективности и пользы будет достигнуто, если все отделы предприятия совместно будут работать ради общей цели. При этом сотрудники должны иметь возможность самостоятельно решать вопрос о путях наилучшего решения тех функций, которые на них возложены.

Без создания этих предпосылок невозможен, по мнению руководства фирмы “Хьюлетт-Паккард”, эффективный стратегический менеджмент персонала.

Прежде всего сотрудники должны понимать и разделять следующие цели предприятия:

1. Прибыль. “Мы хотим получить достаточную прибыль для финансирования роста нашего предприятия и получения средств, которые потребуются нам для осуществления других наших целей”. Как предполагается осуществить достижение поставленной цели? - Руководство фирмы предложило следующие идеи:

· длительное время прибыль является критерием оценки потенциала предприятия;

· большая часть прибыли должна реинвестироваться;

· начисление процентов с капитала должно соответствовать степени роста капитала, при этом рост оборота не должен быть выше, чем начисление процентов с капитала;

· предполагается, что все подразделения финансируют себя сами;

· кто хочет расти, тот должен вкладывать прибыль в производство;

· реинвестированная прибыль должна быть основным источником капитала;

· каждый продукт должен приносить прибыль и, с точки зрения покупателя, должен стоить своих денег;

· необходимость достижения прибыли не может быть отложена на завтра, так как прибыль должна быть вложена в производство сегодня;

· за прибыль должны отвечать все.

2. Клиенты.“Наши продукты и услуги должны полностью соответствовать высоким запросам нашего клиента по качеству и пользе. Только так мы сможем выиграть и удержать доверие клиента”. Реализация данной цели предполагает следующее:

· отношения с клиентами должны устанавливаться на длительное время;

· ответственность по отношению к клиенту должна выражаться в превосходных продуктах в сочетании с превосходным обслуживанием;

· различные группы, занимающиеся реализацией продукции, должны тесно сотрудничать друг с другом при обслуживании одних и тех же клиентов, не конкурировать между собой;

· важен единый имидж компании.

3. Сфера деятельности.“Мы хотим своими силами обосноваться на наших традиционных рынках и только тогда перейти к другой сфере деятельности, когда это будет соответствовать нашим основным целям”.

Достижение этой цели, по мнению руководства фирмы “Хьюлетт-Паккард”, предполагает проведение следующих мероприятий:

1. развитие предприятия в двух направлениях: а) постоянное создание новых продуктов для рынков, где у фирмы уже имеются солидные позиции; б) распространение технологий на новые рынки, родственные традиционным;

2. разработка новейших диалоговых систем;

3. распространение своего влияния на новые сферы и рынки только тогда, когда:

а) это соответствует цели предприятия;

б) позволяет внести существенный вклад в развитие отрасли;

в) имеется технология для разработки действительно инновационных и пользующихся спросом продуктов;

г) имеются возможности недорого изготавливать эти продукты и с выгодой их продавать.

4. Рост.“Наш рост должен ограничиваться только нашими доходами и нашими способностями разрабатывать и производить инновационные продукты, которые соответствуют фактическим потребностям клиента”. Достижение данной цели предполагает, по мнению руководства фирмы “Хьюлетт-Паккард”, признание того, что фирме не нужен рост ради роста. Мотивами роста должны быть:

а) рынки, на которых работает фирма, быстро растут и остановка означала бы для нее потерю части рынка;

б) рост важен, чтобы привлекать и удерживать высококвалифицированных сотрудников.

5. Наши сотрудники.“Все сотрудники должны разделять успехи предприятия, в достижение которых они внесли вклад. Их место в компании должно соответствовать вкладу в общий успех. Индивидуальные достижения работников должны признаваться, что позволит им получить от работы ощущение собственной значимости и личное удовлетворение”.

Эта цель может быть достигнута в результате реализации следующих мероприятий:

· внимание к индивидуальности каждого должно стать одной из составных частей политики предприятия;

· каждый должен быть убежден в единстве мотивов всех сотрудников;

· менеджмент должен стараться понимать сотрудников и оказывать им помощь;

· должно широко практиковаться участие всех сотрудников в прибылях;

· необходимо осуществлять иные методы поощрения инициативы, например, выдача сотруднику за инновационное достижение акции-опцион фирмы, страхование и т.д.;

· сотрудники должны получать признание, в котором они нуждаются и которое они заслуживают.

6. Стиль руководства.“Мы хотим способствовать инициативе и творческим силам наших сотрудников, при этом мы предоставляем каждому широкое поле действий для достижения ясно определенной цели предприятия”.

Эта цель предполагает, по мнению руководства фирмы “Хьюлетт-Паккард”, следующее:

· руководство путем согласования целей должно пониматься как двусторонний процесс, то есть руководство фирмы должно быть уверено, что каждый сотрудник понимает как цели предприятия, так и вытекающие из них задачи, поставленные ним;

· сотрудники должны быть заинтересованы в своей работе.

return false">ссылка скрыта

7. Общественная ответственность.“Мы хотим выполнять наши социальные обязательства. При этом в каждой стране и каждом регионе, где мы работаем, мы хотим решать экономические, духовные и социальные задачи”. Достижение этих целей предполагает следующее:

· улучшение окружающей среды, в которой мы живем;

· регионы, где расположены наши предприятия, должны видеть явные преимущества, связанные с этим;

· строительство объектов предприятия должно быть таким, чтобы ими мог гордиться регион;

· сотрудники предприятия, как и другие жители региона должны работать в группах, церквах, школах, городских и благотворительных учреждениях;

· осознание ответственности фирмы перед обществом должно быть на национальном уровне.

В целом, в конце 90-х годов ХХ века в менеджменте утверждается новый подход к управлению персоналом: объектом управленческой деятельности все в большей степени становятся не люди, их потребности, их деятельность, а организационные культуры. Именно культура предприятия становится важным стратегическим инструментом, который позволяет ориентировать все подразделения фирмы на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников на творческое отношение к труду, что позволяет добиваться конкурентных преимуществ на глобализируемом рынке.