II. Структура организации.

Структура организации – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. Основой любой структуры организации является специализация труда, т.е. разделение труда между отдельными подразделениями.

Разделение труда бывает горизонтальное и вертикальное.

Горизонтальное разделение труда – группировка специалистов в пределах функциональной области. Выбор функциональных областей определяет основную структуру организации и в значительной степени – возможности ее успешной деятельности.

Вертикальное разделение труда - отражает иерархию управления уровней и представляет отделение работы по координации от непосредственного выполнения заданий, что необходимо для успешной работы организации.

 

 

Важной характеристикой структуры организации является сфера контроля. Если первому руководителю подчиняется довольно большое количество людей, то мы говорим о широкой сфере контроля, что дает плоскую структуру управления.

И наоборот, если сфера контроля узкая, т.е. первому руководителю подчиняется мало людей, можно говорить о многоуровневой структуре.

 

Схема «плоской» организационной структуры:

 

президент
Директор по маркетингу
Директор по сбыту
Директор по торговым операциям в супермаркете
Управляющий по кадрам
Старший продавец женской одежде
Старший продавец мужской одежды
Старший продавец чулочно – носочных изделий

 

 

Схема «высокой» организационной структуры:

президент
Вице президент по производству
Технический директор
Директор по производству
Директор по сбыту
Управляющий завода Б
Управляющий завода А
Начальник 1-й смены
Начальник 2-й смены
Мастер 1-го участка
Мастер 2-го участка

 

III задачи.

Задача – это предписанная работа, серия или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее установленные сроки.

С технической точки зрения задачи предписываются не работнику а должности. Каждая должность включает в себя ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации.

Условно все задачи можно разделить на 3 категории:

1. задачи по работе с людьми

2. задачи по работе с предметами (сырье, оборудование)

3. задачи по работе с информацией