Принципы неолиберального подхода к регулированию экономики. Фрайбургская школа. Монитарная концепция М. Фридмена

 

Неолиберализм как одно из течений в экономической науке начал складываться на стыке 20-30-х годов XX века. В нём можно выделить несколько разновидностей: неолиберализм (неомаржинализм) в Австрии и Швейцарии, неолиберальный дирижизм во Франции, неолиберализм (ордолиберализм) в Германии. Последний заслуживает особого внимания, так как именно в ФРГ сформировались условия для его теоретического развития и практического воплощения. Термин "неолиберализм" в послевоенный период стал употребляться главным образом применительно к западногерманской разновидности данного направления. Тем не менее, предшественником неолиберализма можно считать американского экономиста А. Уолтера Липпмана, предвосхитившего многие его идеи в книге "Свободный город" (1938).

Неолиберальная концепция основывается на идее приоритета свободной конкуренции не вопреки, а благодаря определенному вмешательству государства в экономические процессы. Неолибералы выступают за сохранение ведущей роли в экономике частной собственности и негосударственных хозяйственных структур. Главная же функция государства – это обеспечение условий для беспрепятственного функционирования рынка.

Лидером немецкого неолиберализма был Вальтер Ойкен (18911950). Учёба в университетах Киля, Бонна и Йены способствовала формированию у него широкого круга научных интересов. Сюда входила и ''национальная экономия", и история, и статистика, и философия. После окончания первой мировой войны, на которой Ойкен прошел путь от солдата до командира батареи и был награжден за храбрость, он вернулся к научной работе. С 1927 г. и до конца жизни Ойкен был профессором Фрайбургского университета. Здесь он и его последователи в 1948 г. начали выпуск ежегодника «Ордо», который сыграл роль теоретической трибуны неолибералов всех стран. Само слово «Ордо» превратилось в собирательное понятие, символизирующее, по выражению Ойкена, «естественный строй... свободного рыночного хозяйства». Западногерманская доктрина неолиберализма стала даже именоваться «ордолиберализмом».

На основе ордолиберальных идей была разработана концепция «социального рыночного хозяйства», ставшая с 1948 г. фундаментом для выработки экономической политики ФРГ. Ее создателями являются профессора экономики Альфред Мюллер-Армак (19011978), Александер Рюстов (18851963), Вильгельм Рёпке (18991967) и Людвиг Эрхард (18971977).

Наиболее полно взгляды Ойкена изложены в книге «Основания национальной экономии» (1947). В основе его концепции лежит представление о двух идеальных типах хозяйства: централизованно управляемого и рыночного (менового). Они никогда не встречаются в чистом виде, но в любой конкретной экономике всегда присутствуют в определённом сочетании с преобладанием одного из них. Кроме того, «хозяйственный порядок», установившийся в той или иной стране, зависит от господствующих в ней социальных институтов и характера власти.

Любой хозяйственный порядок Ойкен представляет как конкретное сочетание шести основных элементов или «чистых форм». К ним он относит: «потребности, природу, труд по руководству и исполнению, запасы готовых и созревающих потребительских благ, техническое знание, социальную и правовую организацию хозяйства». Число чистых форм невелико, но количество их всевозможных комбинаций огромно.

Задача экономического исследования состоит в том, чтобы найти, какой из возможных хозяйственных порядков реализовался в данном месте в данное время. Решив эту задачу, мы получим ответы на два вопроса: какова структура хозяйственного порядка и каковы происходящие в нем процессы. Ойкен отмечает, что при любом хозяйственном порядке сохраняется действие принципа, в соответствии с которым человек пытается «достичь определенной цели с наименьшими затратами ценных для себя вещей». Причём следует учитывать влияние на него религиозных, культурных, политических, моральных и психологических изменений.

По мнению Ойкена, рыночное хозяйство предпочтительнее (эффективнее) централизованного, поскольку «центральная инстанция не располагает надежными средствами для того, чтобы выяснить потребности членов общества». Поэтому государственное вмешательство в эффективную экономику не должно быть чрезмерным. В этом смысле Ойкен продолжает либеральную тенденцию в истории экономической мысли, существующую со времен Адама Смита. Однако, в отличие от классических либералов, теперь признается, что вмешательство государства в экономику не может быть минимальным. Напротив, оно должно быть весьма значительным.

Экономический порядок, полагает Ойкен, не может устанавливаться сам по себе, его создание требует вмешательства государства. Если его действия соответствуют потребностям исторического развития, то возникающий порядок открывает возможности для реализации спонтанных образований, для изменений, которые идут снизу. В результате порядок оказывается не навязанным, а естественным, соответствующим природе человека, принципам экономической свободы. В этом состоит искусство экономической политики.

Кроме того, рыночному хозяйству со свободной конкуренцией противоречит существование монополий. Государство должно взять на себя осуществление мер по недопущению монополий или, по крайней мере, по контролю за их деятельностью. Государство должно обеспечивать свободу ценообразования и ценовой конкуренции. Отдельные неолибералы, например, Рюстов, допускали даже национализацию монополий.

Вмешательство государства в экономику диктуется не только хозяйственными, но и социальными и политическими целями. Ничем не ограниченное рыночное хозяйство порождает как позитивные, так и негативные социальные последствия: чрезмерный разрыв в доходах, недостаточную материальную обеспеченность отдельных социально-демографических групп, возрастающую при конъюнктурных спадах безработицу и т.п. Отсюда и политическая нестабильность, экстремистские движения, революционные взрывы. Государство призвано осуществлять некоторое перераспределение доходов в пользу малоимущих через налоги и бюджетное финансирование социальных программ, чтобы обеспечить общественную стабильность.

Важна также денежная политика государства. Её правильное построение позволит, не допуская инфляции, нейтрализовать циклические колебания экономической конъюнктуры «денежным стабилизатором».

Воздействуя на создание хозяйственного порядка, государство должно определиться с принципами этого порядка, образующими «хозяйственную конституцию». Ее характер определяет законы о коммерческих и неприбыльных объединениях, налоговое право, законы о монополиях, трудовое право, патентное право, законы о торговой марке, и т.д. Однако ничего сверх этого государству в экономике предпринимать не следует.

Кейнсианская идея регулирования экономики посредством дефицитного финансирования ошибочна. Государственный бюджет должен быть сбалансирован, а платежный баланс выровнен. Государство не может контролировать инвестиции и гарантировать полную занятость. Не может оно и ставить задачи по достижению определенных темпов экономического роста и вообще заниматься конкретной хозяйственной деятельностью. Вместе с тем, обеспечив свободу конкуренции в рамках определенных хозяйственных форм, устойчивость денежного обращения, сбалансированность бюджета и платежного баланса, государство способствует этим достижению «естественных» (для данной экономической структуры) темпов экономического роста.

Таким образом, государство для неолибералов не ночной сторож, как для классиков, а, по выражению Репке, - футбольный судья, выходящий на поле не для того, чтобы самому играть или диктовать игрокам, куда бежать и куда бить, а чтобы гарантировать соблюдение игроками всех правил игры.

В 70-е годы ХХ века неолиберальная концепция подвергалась некоторой трансформации. Новая модель как более динамичная противопоставляется старой модели как более статичной. В новой модели расширены допустимые границы государственного воздействия на экономику. Признается возможным и целесообразным государственное регулирование цен на отдельные экономически и социально важные товары: сельскохозяйственные продукты, электроэнергию, услуги транспорта и т.п. Это регулирование может осуществляться как в прямой форме, если речь идет о государственных предприятиях, так и в косвенной - через субсидии частным предприятиям некоторых отраслей. Не исключаются в новом варианте неолиберализма и прямые государственные инвестиции в те направления экономической деятельности, от которых зависит общий подъем народного хозяйства страны, повышение конкурентоспособности ее товаров на мировом рынке.

Представители неолиберализма, памятуя о напутствии Эрхарда: "конкуренция везде, где возможно, регулирование – там, где необходимо", на практике доказали его положительное влияние на экономику.

Монетаризм– это направление экономической теории, анализирующее воздействие денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом. Центром современного монетаризма является чикагская школа в США во главе с М. Фридменом. Она возникла в 50-е годы XX века.

Милтон Фридмен(р. 1912) закончил Рутгерский университет со степенью бакалавра сразу по двум дисциплинам математике и экономике. В 1948 г. он становился профессором экономики Чикагского университета. В годы второй мировой войны Фридмен работал в Казначействе США. В послевоенное время он консультировал мероприятии по реализации плана Маршалла. Известность пришла к Фридмену в 60-егоды, а в 70-е годы его избирают президентом Американской экономической ассоциации. В 19711974 гг. ученый был советником президента Р. Никсона по экономическим вопросам. В 1976 г. Фридмен стал лауреатом Нобелевской премии. Основная его деятельность прочно связана с Чикагским университетом. Наиболее известными работами Фридмена являются "Очерки позитивной экономики" (1952), "Капитализм и свобода" (1962), книга, написанная совместно с А.Шварц, – "Монетарная история Соединенных Штатов, 1867-1960 гг." (1963) и "Роль денежной политики" (1968). В них сформулированы основные теоретические положения монетаризма.

Кроме работ Фридмена к чикагской школе относят работы Р.Барро ("Макроэкономика", 1984), И. Фишера, К. Бруннера, А. Мельтцера и др.

М. Фридмен – приверженец идеи экономической свободы. Государство нельзя допускать к созданию богатства, регулированию объема производства, занятости и цен. Единственное, что оно может и должно делать в экономике, - это регулировать количество денег в обращении.

Фридмен полагает, что изменения в кредитно-денежной сфере оказывают решающее воздействие на экономическую конъюнктуру. Афористически это выражается словами: «деньги имеют значение» (money does matter). Разъясняя свою позицию, он подчёркивает, что деньги служат: 1) главной причиной изменения реального дохода в короткий период времени и 2) единственной причиной изменения номинального дохода в длинные периоды времени. Долгосрочный экономический рост, напротив, определяется ресурсами, технологиями и предпочтениями потребителей.

Основные положения классического (фридменовского) монетаризма таковы.

1. Изменение денежного запаса, а не уровня совокупного спроса является главной причиной изменения уровня цен, а потому и величины номинального дохода. Поэтому существует явная связь между темпом роста количества денег и темпом роста номинального дохода, которую можно выразить посредством той или иной версии количественной теории денег. Однако эта связь не мгновенна.. Текущие изменения в доходе зависят от того, что происходило с деньгами в прошлом. Лаг между изменением предложения денег и доходом достаточно велик и переменчив, от 3 месяцев до 3 лет.

2. Изменение количества денег противоречиво влияет на норму процента: рост предложения денег сначала вызовет понижение нормы процента, а затем рост затрат и инфляции увеличивает спрос на займы, что ведет к росту величины процента. Кроме того, высокая инфляция увеличивает различие между номинальным и реальным процентом, а предвидение роста инфляции еще сильнее повышает процент. Поэтому норма процента наиболее высока в тех странах, где имеет место быстрый рост денежной массы и наоборот.

3. В условиях долгосрочного равновесия деньги нейтральны. Это означает, что существует долгосрочная пропорциональность между деньгами и ценами, основанная на стабильности денежного спроса (или обратной ему величины - скорости обращения денег). Напротив предельная склонность к потреблению и мультипликатор, вопреки утверждениям Кейнса, считаются неустойчивыми величинами.

Долгосрочную реальную процентную ставку невозможно изменить посредством денежной политики. Она определяется реальными факторами: производительностью и бережливостью. Следовательно, с её помощью нельзя стимулировать инвестиции и накопление капитала.

4. В короткие и средние периоды времени (до 57 лет) деньги, напротив, не нейтральны и могут стать причиной реальных изменений в экономике. В силу краткосрочного воздействия на производство деньги важны для определения реального уровня занятости и дохода (а не только цен). Движущей силой денежных импульсов является расхождение между фактической и желаемой величиной реальных кассовых остатков, непредсказуемое изменение предложения денег.

Изменение спроса на деньги влияет на скорость обращения денег. Последняя зависит от издержек хранения денег (величины процентной ставки и темпа инфляции), от величины реального дохода на душу населения. Одновременно принимается тезис о том, что эластичность спроса на деньги по проценту весьма мала.

5. Деловой цикл усиливает влияние изменения предложения денег на величину дохода. Денежный кризис, приводящий к уменьшению предложения денег, образует необходимое и достаточное условие серьезной депрессии.

6. Предложение денег экзогенно. Отношения резервы-депозиты и наличные деньги-депозиты достаточно устойчивы и предсказуемы. Это означает, что Центральные банки могут регулировать общее количество денег в обращении.

Для обоснования этого тезиса монетаристы исходят из известного равенства, определяющего количество денег в зависимости от величины денежного мультипликатора:

M = mH, m = (l + С/D) / (R/D + C/D).

Здесь Н денежная база (сумма выпущенных в обращение наличных денег + остатки на резервных счетах коммерческих банков в Центральном банке), m денежный мультипликатор, С сумма наличных денег, находящихся в частном секторе и у населения, D банковские депозиты, R деньги, хранящиеся в качестве банковских резервов. Поскольку Центральный банк может контролировать эти величины, то он может контролировать и М.

7. Бюджетная политика не имеет особого значения. По мнению Фридмена, для того, чтобы бюджет играл роль балансира, достаточно рассматривать только доходную часть бюджета, не расходную. Решающее значение имеет кредитно-денежная политика.

8. «Инфляция всегда и везде есть денежное явление в том смысле, что она может возникнуть только тогда, когда количество денег растет быстрее, чем уровень производства». Многие явления могут вызвать временные колебания в темпе инфляции, но они становятся устойчивыми только тогда, когда влияют на темп денежного роста.

Рост государственных расходов не вызывает инфляции, если он не использует дополнительного выпуска денег. Для сдерживания инфляции достаточно устойчивого замедления роста М.

9. Денежная политика важнее бюджетной. Однако в силу того, что существуют непредсказуемые лаги в отношениях между деньгами, доходом и ценами, политика «тонкой настройки», основанная на тщательно разработанной (дискреционной) денежной политике, трудно осуществима и может иметь своим последствием дестабилизирующий эффект. Поэтому лучше использовать простое правило ежегодного увеличения денежной массы постоянным темпом, пропорциональным долговременному ежегодному темпу экономического роста (для США это 3-5% в год), независимо от состояния конъюнктуры и фазы цикла. Важнее контролировать количество денег, чем норму процента и объем кредита. Благодаря применению «денежного правила» до минимума сократится амплитуда циклических колебаний экономической конъюнктуры, а безработица снизится до естественного уровня, т.е. практически исчезнет вынужденная безработица

Рекомендации монетаризма с большей или меньшей полнотой были реализованы в Чили, Израиле и других странах.

Выводы по 1 вопросу;

1. Неолиберальная концепция основывается на идее приоритета свободной конкуренции не вопреки, а благодаря определенному вмешательству государства в экономические процессы.

2. С 80-х гг. экономическая теория стала полем битвы между последователями Кейнса и монетаристами. Чикагская школа доказывает, что государственное вмешательство по кейнсианским рецептам способно дать лишь кратковременный эффект, в долгосрочной же перспективе оно бесплодно и даже вредно, ибо блокиight:400px" data-ad-client="ca-pub-1201569435861782" data-ad-slot="9319239531">