Тема 4. Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации

Методические рекомендации:

Студент должен четко знать понятие бюджета, которое является определяющим и является легальным закреплением понятия публичного фонда денежных средств в его материальном значении. Именно поэтому студентов следует опрашивать с учетом предварительного изучения таких категорий, как «бюджет», «доходы бюджета», «расходы бюджета», «бюджетное учреждение», «бюджетные ассигнования» и др.

Для лучшего уяснения студенты должны уметь отвечать на вопросы о понятии и видах расходов, структуре бюджетной системы, а также методах перераспределения средств между уровнями бюджетной системы РФ.

Организационной формой функционирования бюджета любой страны является ее бюджетная система. Каждое государство имеет свою организацию бюджетной системы и принципы ее построения, т.е. бюджетное устройство.

Бюджетное устройство представляет собой внутреннюю совокупность бюджетов, виды и принципы взаимной связи которых определяются национально-государственным и административно-территориальным устройством страны. Бюджетное устройство обусловлено типом и формой государства. Структура БК РФ дает ошибочное основание считать понятие «бюджетная система» более емким, чем понятие «бюджетное устройство», поскольку часть вторая БК РФ называется «Бюджетная система Российской Федерации», а входящий в нее раздел I – «Бюджетное устройство Российской Федерации». Звеньями этой системы (согласно ст. 10 БК) являются:

· федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

· бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

· местные бюджеты, в том числе:

- бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

- бюджеты городских и сельских поселений. Рассматривая бюджетную систему, целесообразно предложить студентам выполнить задание, связанное с характеристикой ключевых актов бюджетного законодательства субъектов РФ (Закон о бюджете субъекта РФ, Закон о бюджетном устройстве).

Особое внимание в рамках семинарского занятия стоит уделить характеристике субъектного состава и видов бюджетных правоотношений.

Важным для правильного понимания бюджетной деятельности является опрос студентов, в рамках которого они должны будут сформулировать и раскрыть принципы бюджетного устройства. В соответствии со статьей 28 БК РФ к ним относятся единство бюджетной системы РФ, разграничение доходов и расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ; самостоятельность бюджетов; равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований; полнота отражения доходов и расходов бюджета и источников финансирования дефицитов бюджета, сбалансированность бюджета, результативность и эффективность использования бюджетных средств, общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов, прозрачность (открытость), достоверность, адресность и целевой характер бюджетных средств, подведомственность расходов бюджетов, единства кассы.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какова социально-экономическая роль бюджета в современных условиях?

2. Какими особенностями отличаются субъекты бюджетных правоотношений?

3. Каковы принципы построения бюджетной системы РФ?

4. Что такое бюджетная система и какова ее структура?

5. Каков состав бюджетной классификации РФ?

6. Какие источники доходов бюджетов Вам известны?

7. Каков правовой режим целевых бюджетных фондов?

8. Что представляет собой дотация; субвенция; субсидия?

Задания:

1. Дайте определение бюджета, как правовой категории, раскройте понятие «консолидированный бюджет».

2. Перечислите группы общественных отношений, урегулированных нормами бюджетного права, раскройте компетенцию органов исполнительной власти РФ в области регулирования бюджетных правоотношений.

3. Составьте принципиальную схему бюджетного устройства РФ.

4. Как Вы считаете, что представляет из себя принцип совокупного покрытия расходов?

5. Классифицируя составы доходов бюджетов по различным основаниям, дайте полную характеристику порядка и условий зачисления доходных источников в бюджеты различного уровня.

6. Состав расходов бюджетной системы определяется задачами и функциями государства. Исходя из этого раскройте основные направления расходов, финансируемых из федерального бюджета.

Задачи:

1. Законодательное Собрание г. С-Петербурга приняло закон г. С-Петербурга «О резервном фонде бюджета г. С-Петербурга», в котором установило, что направления расходования 2/3 средств резервного фонда определяются Законодательным Собранием при рассмотрении проекта бюджета города во втором чтении путем подачи поправок депутатами Собрания. Объем средств расходования определяется каждым депутатом путем деления 2/3 средств резервного фонда на число депутатов, избранных в Законодательное Собрание.

Противоречит ли данное положение Закона субъекта Российской Федерации федеральному бюджетному законодательству? Если да, то назовите нормы права, которые предполагают иной порядок формирования расходной части резервного фонда. С какой целью формируется резервный фонд субъекта Российской Федерации?

2. Муниципальное образование Архангельской области обратилось в суд с заявлением о признании незаконной статьи 14 Закона Архангельской области «Об областном бюджете на третий квартал … года» в части передачи в бюджеты городов и районов расходов областного бюджета по компенсационным выплатам на детей.

Каким должно быть решение суда? Каков правильный порядок выплаты пособия, предусмотренный Федеральным законом? Дайте ответ со ссылкой на норму права.

3. На основании распоряжения Министра финансов Российской Федерации Кировской обл. была предоставлена финансовая помощь (в виде дотации) на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности в размере 30% расходов консолидированного бюджета данного субъекта. В конце года глава администрации Кировской обл. вышел с просьбой на Министра финансов Российской Федерации погасить ранее выделенную до дотации бюджетную ссуду за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, зачисляемых в бюджет Российской Федерации.

Какие юридические факты лежат в основе возникших правоотношений? Дайте анализ действий участников данных правоотношений.