Наименование лекционных тем, их содержание и объем в часах
№ | Тематика | Содержание лекции | Часы |
1. | Общие сведения о периоде | Геополитика и историческая справка периода. Философия и литература: особое место интеллектуальной прозы этого периода. Тематика и проблематика литературных произве-дений рубежа XX – XXI веков. Взаимосвязь зарубежной и русской литературы данного периода. | |
2. | Европа (Западная и Центральная). | Страны-лидеры литературного процесса Западной и Цен-тральной Европы: Италия, Испания, Англия, Франция и Бельгия. Особое место немецкоязычной литературы этого периода: писатели Австрии, Германии и Швейцарии. Творчество Д. Фо, А. Табукки, Ф. Бегбедера, А. Нотомб, Г. Свифта в контексте времени и литературной традиции. Реконструкция античного мифа в романах «Гомер. Илиада» А. Барикко и «Медея. Голоса» К. Вольф. | |
3. | Европа (Северная и Восточная). | Особый расцвет литературы скандинавских стран: Дании, Норвегии, Швеции и Финляндии. Актуальность и новации творчества П. Хёга, Э. Лу и П.У. Энквиста. Восточная Европа – новое слово в зарубежной литературе и современной истории: Польша, Венгрия, Чехия, Сербия. Эксперимент и традиция мировой классики в творчестве М. Павича. «Хазарский словарь» - интеллектуальный р-н. | |
4. | Америка (США). | Интеллектуальная проза США: Т. Моррисон, Ф. Рот и М. Каннингем. Своеобразие стиля и проблематики романов Т. Моррисон. Массовая и эзотерическая литература США («Код да Винчи» Дэна Брауна и «Принц-лягушка» Стивена Митчелла). | |
5. | Америка (Латинская Америка и Канада). | Канадская литература как новое слово в современной литературе. Д. Коупленд - создатель нового литературного направления «поколения Х». Латиноамериканская литература и европейская традиция в творчестве М. В. Льосы (Перу), А. Поссе (Аргентина), Х. Вольпи (Мексика). Феномен прозы П. Коэльо (Бразилия). | |
6. | Африка и Австралия. | Африка – особое литературное поле мирового культурно-го пространства: ведущие писатели и своеобразие их художественной манеры. Новаторство прозы Д.М. Кутзее. Жанр стилизации в творчестве П. Кэри. Национальная история и культура Австралии в романе «Истинная история шайки Келли»: поиск культурного героя. | |
7. | Азия и Ближний Восток. | Наступление Востока на культуру Запада. Азиатские страны и мировое литературное пространство. О. Памук – лауреат Нобелевской премии 2006 года. Япония и Китай – продолжение литературной традиции ХХ столетия и новые имена: Р. Мураками, Х. Мураками. Поэтическое начало романов-миниатюр Б. Ёсимото. |
Итого: 12 часов.
Практические занятия
№ | Тематика | Часы |
1. | Итальянская литература ХХ – XXI вв. | |
2. | Творческое наследие Питера Акройда. | |
3. | Проза Тони Моррисон – одна из вершин литературы США рубежа ХХ – XXI вв. | |
4. | Особенности прозы писателей африканского континента. Дж. М. Кутзее. | |
5. | Своеобразие прозы Орхана Памука. | |
6. | Переосмысление Второй мировой войны в современной немецкой литературе: творчество Б. Шлинка и У. Тимма. |
Итого: 14 часов.
Самостоятельная работа студентов
№ | Содержание | Источник | Форма контроля |
1. | Драматургия рубежа XX – XXI веков: пьесы Э. Елинек, М. Павича и Д. Улкотта. | №№ 8, 39, 49, 84, 98. | Читательский дневник |
2. | Урбанизм в современной прозе и драматургии П. Акройда, О. Памука, В. Аллена. | №№ 3, 25, 52, 70, 79, | Читательский дневник |
3. | Литература Израиля рубежа XX – XXI вв. Жанр новеллы в творчестве А.Оза и У.Вайля. | №№ 82, 87, 94, 98. | Читательский дневник |
4. | Сатира во французской прозе: М. Уэльбек, Ф. Бегбедер и Д. ван Ковелер. | №№ 7, 9, 26, 36, 53, 83, 95, 98. | Читательский дневник |
5. | «Женская проза» - новое слово в популярном жанре: А. Нотомб, Э. Елинек, А. Кристоф. | №№ 1, 2, 8, 12, 70, 98. | Читательский дневник |
6. | Переосмысление уроков Второй мировой войны в современной немецкоязычной прозе. | №№ 1, 2, 28, 30, 38, 39, 40, 49, 55, | Читательский дневник |
7. | Своеобразие японской поэзии и драматургии рубежа XX – XXI вв. | №№ 11, 18, 22, 30, 43, 73, 91, 93. | Читательский дневник |
8. | Проблема Восток – Запад в современной литературе. | №№ 1, 2, 30, 38, 39, 45, 70, 91, | Читательский дневник |
9. | Проблема взаимоотношений взрослых и подростков в литературе рубежа XX-XXI вв. | №№ 1, 2, 78, 80, 84, 98. | Читательский дневник |
10. | Споры вокруг современных бестселлеров: беллетристика или «чтиво». | №№ 1, 2, 30, 39, 70, 84, 98. | Читательский дневник |
Итого: 34 часов.
Список учебной и научно-методической литературы
Художественные тексты для обязательного чтения:
1. Дарио Фо (Италия). Пьеса «Свободная пара» (Современная драматургия, 1998, №2).
2. Алессандро Барикко (Италия). Романы по выбору: «Шелк» (ИЛ, 1999, № 6), «1990. Легенда о пианисте».
3. По выбору: 1) Хуан Марсе (Испания). Роман «Чары Шанхая»; 2) Бернардо Ачага(Испания). Роман «Сын аккордеониста»; рассказы (ИЛ, 2004, №10).
4. Фредерик Бегбедер (Франция). Романы по выбору: «99 франков», «Windows on the World» (ИЛ, 2004, №9), «Романтический эгоист» (ИЛ, 2006, №2).
5. Жан-Мари Гюстав Леклезио (Франция). Роман «Диего и Фрида» (ИЛ, 2000, № 9).
6. Амели Нотомб (Бельгия). Повести по выбору: «Антихриста» (ИЛ, 2004, № 10), «Дрожь и оцепенение» (другой перевод «Страх и трепет»), «Любовный саботаж» (ИЛ, 2006, № 3).
7. Эрленд Лу (Норвегия). Книги по выбору: «Во власти женщины», «Наивно. Супер», «Допплер» (ИЛ, 2005, № 11); «Четыре сказки о Курте».
8. Карл - Йоганн Вальгрен(Швеция). Роман «Личное дело игрока Рубашова».
9. Питер Акройд (Англия). Романы по выбору: «Процесс Элизабет Кри» (ИЛ, 1997, № 5), «Повесть о Платоне» (ИЛ, 2001, № 9).
10. Кадзуо Исигуро (Англия). Роман «Не отпускай меня» (ИЛ, 2006, № 7).
11. Бернхард Шлинк (Германия). Роман «Чтец»; рассказы.
12. Уве Тимм (Германия). Романы по выбору: «На примере брата» (ИЛ, 2004, № 11); «Открытие колбасы карри».
13. Кристиан Крахт(Швейцария). Романы по выбору: «Faserland», «1979», «Я буду здесь, на солнце и в тени».
14. Вислава Шимборская (Польша). Сб. стихов «Двоеточие» (ИЛ, 2006, № 6) и др. сб.
15. Амос Оз(Израиль). Роман «Повесть о любви и тьме»; рассказ «Путь ветра».
16. Орхан Памук (Турция). Роман «Меня зовут Красный» (ИЛ, 2001, № 9).
17. Банана Ёсимото (Япония). Роман «NP».
18. Современная японская поэзия: Мотото Митиура, Мати Тавара, Юкари Кодзима, Сюити Сакаи, Момоко Курода, Хироси Хомура, Амари Оки, Сэй Имаи, Юмико Катаяма, Митио Накахара. Анализ стихотворений молодых авторов – приверженцев одного жанра (хайку или танка) – по выбору (ИЛ, 2003, № 10).
19. Мо Янь (Китай). Роман «Страна вина».
20. Тони Моррисон (США). Романы по выбору: «Возлюбленная» (ИЛ, 1994, № 12), «Джаз», «Любовь» (ИЛ, 2005, № 9).
21. Майкл Каннингем (США). Романы по выбору: «Дом на краю света» (ИЛ, 1997, № 8-9), «Часы» (ИЛ, 2000, № 9), «Избранные дни».
22. Вуди Аллен (США). Пьесы по выбору: «Риверсайд-драйв» (ИЛ, 2004, № 7), «Олд-Сэйбрук», «Центрл-Парк Вест». Рассказы по выбору.
23. Дуглас Коупленд (Канада). Романы по выбору: «Поколение Икс» (ИЛ, 1998, № 3), «Жизнь после Бога», «Пока подружка в коме».
24. Хорхе Вольпи (Мексика). Роман «В поисках Клингзора» (ИЛ, 2005, № 7-8).
25. Джон Максвелл Кутзее (ЮАР – Австралия). Романы по выбору: «Осень в Петербурге» (ИЛ, 1999, № 1), «Бесчестье» («ИЛ», 2001, № 1), «Молодость» (ИЛ, 2005, №№ 10,12).
26. Питер Кэри (Австралия – США). Роман «Истинная история шайки Келли».
Художественные тексты для дополнительного чтения:
1. Антонио Табукки (Италия). Романы по выбору: «Утверждает Перейра», «Сны о снах» (ИЛ, 2003, № 12).
2. Никколо Амманити(Италия). Роман «Я не боюсь».
3. Милорад Павич (Сербия). Пьесы по выбору: «Кровать для троих» (ИЛ, 2003, № 3), «Вечность и еще один день»; романы по выбору: «Хазарский словарь», «По ту сторону ветра».
4. Хавьер Мариас(Испания). Рассказы по выбору (ИЛ, 2008, № 6).
5. Дидье ван Ковелер (Франция). Роман «Запредельная жизнь» (ИЛ, 2000, № 2).
6. Мишель Уэльбек (Франция – Швейцария). Романы: «Элементарные частицы» (ИЛ, 2000, № 10), «Платформа» (ИЛ, 2002, № 11), «Лансароте».
7. Иэн Макьюэн(Англия). Романы по выбору: «Чизл-Бич» (ИЛ, 2008, № 7), «Искупление».
8. Чжан Джун (Китай – Англия). Роман «Дикие лебеди, или Три дочери Китая» (ИЛ, 2005, № 9).
9. Питер Хёг (Дания). Романы по выбору: «Смилла и ее чувство снега», «Женщина и обезьяна».
10. Эльфрида Елинек (Австрия). Нобелевская речь (ИЛ, 2005, № 7), Пьесы по выбору: «облака. дом» (ИЛ, 2008, № 9), «Клара Ш.», «Ничего страшного».
11. Агота Кристоф (Швейцария). Роман «Вчера» (ИЛ, 1998, № 9).
12. Криста Вольф (Германия). Роман «Медея. Голоса» (ИЛ, 1997, № 1).
13. Михал Вивег (Чехия). Романы по выбору: «Лучшие годы – псу под хвост» (ИЛ, 1997, № 4), «Летописцы отцовской любви» (ИЛ, 2000, № 6), «Игра на вылет» (ИЛ, 2007, № 1).
14. Узи Вайль (Израиль). Рассказ «Это не Хамас, это Смерть, мать твою…» (ИЛ, 2004, № 9).
15. Дерек Уолкотт (Вест-Индия: Тринидад-и-Тобаго). Лирика («ИЛ», 1997, №12; «ИЛ», 2006, №2); пьеса «День поминовения» (ИЛ, 1993, №3).
16. Стивен Митчелл (США). Сказка для взрослых «Принц и лягушка».
17. Джеффри Евгенидес(США). Романы: «Девственницы-самоубийцы»,«Средний пол».
18. Янн Мартел (Канада). Роман «Жизнь Пи».
19. Паоло Коэльо (Бразилия). Роман «11 минут».
20. Марсело Фигерас(Аргентина). Роман «Камчатка».
21. Ван Мэн (Китай). Повесть «Мертвеющие корни самшита» (ИЛ, 2004, № 5).
22. Харуки Мураками (Япония). Романы: «Охота на овец», «Дэнс, дэнс, дэнс».
Основные учебники:
1. Зарубежная литература ХХ века: учебник для вузов / под ред. Л.Г. Андреева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 2003. – 559 с.
2. Зарубежная литература ХХ века: учебное пособие / под ред. В.М. Толмачёва. – М.: ИЦ «Академия», 2003. – 640 с.
3. Зарубежная литература. ХХ век: практикум / Н.П. Михальская, В.А. Пронин и др.; под общ. ред. Н.П. Михальской. – М.: Дрофа, 2007. – 270, [2] с.
4. Луков, В.А. История литературы: зарубежная литература от истоков до наших дней: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Луков. – М.: Академия, 2003. – 512 с.
Дополнительная литература:
5. Андельгейм, И.Е.Постмодернизм как «посттравматический опыт» в польской прозе 90-ых годов // Вопросы литературы. 2001. - №6. – Ноябрь – Декабрь. – С. 172 – 197.
6. Античность и современность сквозь призму мифа об Атридах / сост., автор вст. ст. и примеч. С.М. Пинаев. – М.: Школа-Пресс, 1996. – 768 с.
7. Бегбедер, Ф. Лучшие книги ХХ века. Последняя опись перед распродажей: эссе / пер. с фр. И. Волевич / Ф. Бегбедер. – М.: FreeFly, 2006. – 190 с.
8. Белобратов, А.В.Австрийская литература 1990-х гг.: в ожидании шедевра // Постмодернизм. Что дальше? – М.: Юнион, 2006.
9. Бренер, Ж.Моя история современной французской литературы / предисл., пер. с фр., комм. О.В. Тимашевой / Ж. Бренер. – М.: Высш. шк., 1994. – 352 с.
10. Бютор, М. Роман как исследование / сост., пер., вст. и комм. Н. Бунтман / М. Бютор. – М.: Изд-во МГУ, 2000. – 208 с.
11. Вайль, П.Л. Гений места: [очерки]; послесловие Л. Лосева / П.Л. Вайль. – М.: Изд-во КоЛибри, 2006. – 488 с.: ил.
12. Вдовиченко, Л.Р., Никифоров, В.Н. Всемирная литература: пособие для учителя. – Тольятти: Изд-во Фонда «Развитие через образование», 1995. – 286 с.
13. Волгин, И. Трагедия ошибок (Достоевский и его двойник): о романе Д.М. Кутзее «Осень в Петербурге» // ИЛ. 1999. - №1. – С. 236 – 239.
14. Володина, И.П.Итальянская традиция сквозь века: из истории итальянской литературы XVI – XX веков / И.П. Володина. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. – 262 с.
15. Гарин, И.И. Век Джойса / И.И. Гарин. – М.: ТЕРРА – Кн. клуб, 2002. – 848 с.
16. Гиленсон, Б.А.История литературы США: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Б.А. Гиленсон. – М.: Академия, 2003. – 704 с.
17. Главная обязанность писателя – заботиться о гигиене языка: беседа с польскими писателями П. Хюлле и А. Либерой // ИЛ. 2005. - №8. – С. 287 – 299.
18. Григорьева, Т.П.Красотой Японии рождённый: в 2 т. / Т.П. Григорьева. – М.: Альфа-М, 2005. – Т.1. – 360 с., Т.2. – 416 с.
19. Гусев, Ю.П. Знак Освенцима. О творчестве Имре Кертеса, лауреата Нобелевской премии по литературе // Вопросы литературы. 2003. - №3. – Май – Июнь. – С. 124 – 151.
20. Давидсон, А. Что это? Предостережение миру? (о романе Д.М. Кутзее «Бесчестье») // ИЛ. 2001. – №12. С. 229 – 237.
21. Данилов, С.Ю. История Канады / С.Ю. Данилов. – М.: Изд-во «Весь Мир», 2006. – 256 с.
22. Долин, А.А. История новой японской поэзии в очерках и литературных портретах: в 4 т. / А.А. Долин. – СПб.: Гиперион, 2007.
23. Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000 – 2000: учебное пособие / под ред. Л.Г. Андреева. – М.: Высш. шк., 2001. – 335 с.
24. Зарубежные писатели: биобиблиографический словарь: в 2 ч. / под ред. Н.П. Михальской. – М.: Просвещение: учеб. лит., 1997.
25. Зверев, А. Питер Акройд // Энциклопедия для детей. Том 15. Всемирная литература: ч. 2. XIX-XX вв. / гл. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта +, 2001. – С. 354.
26. Зенкин, С. Место парижских картин // ИЛ. 2006. № 4. – С. 301 – 304.
27. Злобина, А. Возвращение на Землю Ж. Сарамаго // ИЛ. 1999. - №1. – С. 241 – 249.
28. Иванова, Е.Л. Измерение мира. О чём писали немецкоязычные литературные издания осенью 2005 – зимой 2006 гг. // ИЛ. 2006. № 7. – 195 – 202.
29. Ильин, И.П. Постмодернизм: словарь терминов / И.П. Ильин. – М.: ИНИОН РАН (отдел литературоведения). – INTRADA, 2001. – 384 с.
30. История зарубежной литературы ХХ века: учебник / под ред. Л.Г. Михайловой и Я.Н. Засурского. – М.: ТК Велби, 2003. – 544 с.
31. Киреева, Н.В.Постмодернизм в зарубежной литературе: учебный комплекс для студентов-филологов / Н.В. Киреева. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 216 с.
32. Кормильцев, И.В. Поколение ИКС: последнее поколение? // ИЛ. 1998. - №3. – С. 226 – 234.
33. Кофман, А.Ф. Переживание аналогии. О творчестве О. Паса // Вопросы литературы. 2003. - №1. – Январь – Февраль. – С. 242 – 272.
34. Ковтун Е.Н. Поэтика необычайного: Художественные миры фантастики, волшебной сказки, утопии, притчи и мифа (На материале европейской литературы первой половины ХХ века). – М.: Изд-во МГУ, 1999. – 308 с.
35. Коэльоза 90 минут / автор составитель Е.В. Лиственная. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006. – 96 с. – (Знаменитые мистики за 90 минут).
36. Кубарева, Н.П.Зарубежная литература второй половины ХХ века / Н.П. Кубарева. – М.: Московский Лицей, 2002. – 208 с.
37. Кузнецов, С.Ю. Певцы неизвестного поколения // ИЛ. 1998. - №3. – 97 – 107.
38. Кузнецова, А.Ю. Зарубежная литература второй половины ХХ века: учебно-методическое пособие / А.Ю. Кузнецова. – Великие Луки: «Великолукская городская типография», 2004. – 368 с.
39. Лейтес, Н.С. Конечное и бесконечное. Размышление о литературе ХХ века: мировидение и поэтика: учебное пособие по спецкурсу / Н.С. Лейтес. – Пермь: Перм. ун-т., 1993. – 120 с.
40. Лейтис, Н.С. От «Фауста» до наших дней: из истории немецкой литературы / Н.С. Лейтис. – М.: Просвещение, 1987. – 223 с.
41. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина. Ин-т научн. информации по общественным наукам РАН. – М.: НПК «Интелвак», 2003. – 1600 стб.
42. Литературные итоги ХХ века (Центральная и Юго-Восточная Европа).– М.: Индрик, 2003. – 400 с.
43. Литературы Азии и Африки. Опыт ХХ века: материалы конференции, состоявшейся в ИМЛИ РАН 27 – 28 февраля 1997 г. – М.: ИМЛИ РАН, 2002. – 191 с.
44. Любимова, А.Ф. Жанр антиутопии в ХХ веке: содержание и поэтологические аспекты: учебное пособие по спецкурсу / А.Ф. Любимова. – Пермь: Пермский ун-т, 2001. – 91 с.
45. Мелетинский, Е.М. От мифа к литературе: курс лекций / Е.М. Мелетинский. – М.: РГГУ, 2000. – 170 с.
46. Морозов, И.В. Основы культурологи. Архетипы культуры / И.В. Морозов. – М.: «Театр Системс», 2001.– 608 с.
47. Мулярчик, А. Романистка Т. Моррисон // Т. Моррисон. Джаз: роман. – М.: Панорама, 2000. – 464 с. – (Серия «Библиотека лауреатов Нобелевской премии»). – С. 452 – 460.
48. Мэн, В. «Чувствую, что попал к старым друзьям»: [интервью] / запись беседы и вст. С. Торопцева // ИЛ. 2005. – №4. – С. 265 – 268.
49. «Мюнхенская свобода» и другие пьесы. Немецкоязычная драма 2-ой пол. ХХ столетия / сост., предисл. и пер. с нем. В.Ф. Колязина. – М.: НЛО, 2004. – 365 с.
50. Нартов, К.М., Лекомцева, Н.В. Взаимосвязи отечественной и зарубежной литератур в школьном курсе: книга для учителя. – М.: Флинта; Наука, 2003. – 336 с.
51. Нарцизова, О.А.История зарубежной литературы: конспект лекций / О.А. Нарцизова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 224 с. – (Серия «Сессия без депрессий»).
52. Нестеров, А.В. Радуга критического притяжения. О чём пишут англоязычные критики: осень-зима 2005 года // ИЛ. 2006. № 3. – С. 234 – 244.
53. Ногез, Д. Уэльбек как он есть / пер. с фр. А. Финогеновой. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 288 с.
54. Орлицкий, Ю.Б.На рубеже тысячелетий. О русской и зарубежной литературе конца ХХ века // Литература. 2001. - №6. – С. 14.
55. Память о войне 60 лет спустя: Россия, Германия, Европа.– М.: НЛО, 2005. – 784 с.: ил.
56. Персон, М. Современная шведская литература: научно-фантастическое эссе / пер. со шведск. Е. Серебро // ИЛ. 2007. - № 3. – С. 297 – 300.
57. Постмодернизм: энциклопедия. – Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. – 1040 с.
58. Проблемы метода и поэтики в зарубежных литературах:межвузовский сборник. – Пермь: Пермский ун-т, 2002. – 227 с.
59. Путеводитель по английской литературе / под ред. М. Дрэббл и Дж. Стрингер / пер. с англ. – М.: ОАО Издательство «Радуга», 2003. – 928 с.
60. Путеводитель по искусству / под ред. Яна Чилверса / пер. с ан. – М.: ОАО Издательство «Радуга», 2004. – 688 с.
61. Рабинович, В.С. Западная литература. История духовных исканий: учебное пособие / В.С. Рабинович. – М.: «Интерпракс», 1994. – 376 с.
62. Резник, В.Г.Пояснения к тексту / В.Г. Резник. – СПб.: ИД «Петрополис», 2006. – 232 с.
63. Рейнгольд, Н.И.Мартин Эмис: реальность покорно следовала за мной // Вопросы литературы. 2001. - №5. – Сентябрь – Октябрь. – С. 135 – 175.
64. Россиянов, О.К. Два века венгерской литературы / О.К. Россиянов. – М.: Наследие, 1997. – 320 с.
65. Сануйе, М. Дада в Париже / пер. с фр. / М. Сануйе. – М.: Ладомир, 1999. – 638 с.
66. Семиотика: антология / сост. Ю.С. Степанов. – изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. – 702 с.
67. Сёдерблум, С. Заметки о новой шведской литературе: [статья] / пер. со шведского М. Людковской и А. Поливановой // ИЛ. 2007. - № 3. – С. 289 – 296.
68. Силакова, С.В. Поколение дворников и (кс) сторожей // ИЛ. 1998. - №3. – С. 220 – 225.
69. Скорнякова, М. Театр нобелевского лауреата // Современная драматургия. 1998. - № 2 (апрель – июнь). – С. 130 – 134.
70. Современное зарубежное литературоведение(страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины: энциклопедический справочник. – М.: Интрада-ИНИОН, 1999. – 320 с.
71. Спэкерен, Кетрин ван. Американская литература: краткая история / К. ван Спэкерен. – М.: Информационное агентство США, 1995. – 135 с.
72. Стулов, Ю.В.100 писателей США / Т. Струкова. – МН.: Выш. шк., 1998. – 334 с.: ил.
73. Стэнли – Бейкер, Дж. Искусство Японии. – М.: СЛОВО / SLOVO, 2002. – 240 с.: ил.
74. Судленкова, О.А., Кортес, Л.П. 100 писателей Великобритании / О.А. Судленкова, Л.П. Кортес. – Мн.: Выш. шк., 1997. – 247 с.: ил.
75. Тодоров, Ц. Введение в фантастическую литературу / пер. с фр. Б. Нарумова / Ц. Тодоров. – М.: Дом интеллектуальной книги; Русское феноменологическое общество, 1997. – 11 с.
76. Традиции и взаимодействия в зарубежной литературе: межвузовский сборник научных работ. – Пермь: Перм. ун-т., 1999. – 244 с.
77. Турчин, В.С. По лабиринтам авангарда / В.С. Турчин. – М.: Изд-во МГУ, 1993. – 248 с.
78. Тюркин, Б.В. Образ ребёнка в творчестве современного датского писателя П. Хёга // Мировая словесность для детей и о детях: сборник науч. ст.: вып. 10: ч. 2. – М.: Изд-во МПГУ, 2004. – С. 365 – 368.
79. Тюркин, Б.В. Типологические черты героев-«чудовищ» в стилизациях ХХ века (на примере произведений П.У. Энквиста, П. Зюскинда и П. Акройда) // Текст: теория и методика в контексте вузовского образования: сборник научных трудов и материалов II Международной конференции. – Тольятти: ТГУ, 2006. – 404 с. – С. 196 – 198.
80. Тюркин, Б.В. «Четыре сказки о Курте» Э. Лу как книга для детей и взрослых // Мировая словесность для детей и о детях: сборник науч. ст.: вып. 11. – М.: Изд-во МПГУ, 2006. – С. 139 – 142.
81. Тюркин, Б.В. Эволюция архетипа Пятницы в мировой литературе ХХ столетия (на примере романов М. Турнье и Д.М. Кутзее) // Мировая словесность для детей и о детях: сборник науч. ст.: вып. 10: ч. 1. – М.: Изд-во МПГУ, 2005. – С. 131 – 135.
82. Фиш, Г. Очерки современной израильской литературы: Шмуэль Йосеф Агнон и другие писатели / Г. Фиш. – М.: Еврейский ун-т; Иерусалим: «Гешарим», 1994. – 126 с.
83. Фокин, С.Л.«Русская идея» во французской литературе ХХ века / С.Л. Фокин. – СПб.: ИД СПбГУ, 2003. – 211 с.
84. Фрай, М. Книга для таких, как я / М. Фрай. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2004. – 453 с.
85. Французская семиотика:от структурализма к постструктурализму / пер. с фр. и вст. Г.К. Косикова. – М.: ИГ «Прогресс», 2000. – 536 с.: ил.
86. Харт, К. Постмодернизм / пер. с ан. К. Ткаченко / Кевин Харт. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 272 с. – (Наука & Жизнь).
87. Хольцман, А., Герциг, Х.Ивритская новелла начала ХХ века: учебник: в 2 ч. / А. Хольцман, Х. Герциг. – Израиль: Изд-во Открытого ун-та, 2003.
88. Хьюитт, К. О Грэме Свифте: современный английский романист. Семьи, наваждения и «Последние распоряжения» // ИЛ. 1998. - №1 (январь). – С. 264 – 269.
89. Чернышева, Т.А. Природа фантастики / Т.А. Чернышева. – Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1985. – 336 с.
90. Чугунов, Д.А. Немецкая литература 1990-х годов: ситуация «поворота» / Д.А. Чугунов. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2006. – 288 с.
91. Чхартишвили, Г.Ш. Но нет Востока и Запада нет: [статья] // Иностранная литература. 1996. - № 9. – С. 254.
92. Чхартишвили, Г.Ш. Писатель и самоубийство – изд. 3-е. / Г.Ш. Чхартишвили. – М.: Новое литературное обозрение, 2003. – 576 с.: ил.
93. Чхартишвили, Г.Ш. Театр на все времена // Японский театр. – СПб.: СЕВЕРО-ЗАПАД, 2000. – 750 с. – С. 5 – 32.
94. Шенар, А. Война и мир в современной израильской литературе // Вопросы литературы. 1998. - №2. – Март – Апрель. – С. 153 – 171.
95. Штайн, В. Хронология мировой цивилизации: в 2 т. / пер. с нем.; отв. редактор Е. Лакирева; худ. П. Маслов / В. Штайн. – М.: СЛОВО / SLOVO, 2003.
96. Штейн, А.Л. История испанской литературы. – изд. 2-е, стереотипное / А.Л. Штейн. – М.: Едитория УРСС, 2001. – 608 с.
97. Шульпяков, Г. «В моём Стамбуле всегда идёт снег»: Интервью с О. Памуком // ИЛ. 2004. - №3. – С. 100 – 107.
98. Энциклопедия читателя: литературные, библейские, классические и исторические аллюзии, реминисценции, темы и сюжеты, мифологические и сказочные герои, литературные маски, персонажи и прототипы, реальные и вымышленные топонимы, краткие биографии и рекомендуемые библиографии / под ред. Ф.А. Еремеева. – Т. 1: А – Д. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, ИД «Сократ», 1999. – 792 с.
99. Этот безумный разумный мир:литература современной Финляндии / сост. и ред. Варпио Ю., Пуумала А. – СПб.: Изд-во «ДЕАН», 2000. – 160 с.
100. Ярыгина Н.С. Художественный мир романа О. Памука «Меня зовут Красный» // Текст: теория и методика в контексте вузовского образования: сборник научных трудов и материалов II Международной конференции. – Тольятти: ТГУ, 2006. – 404 с. – С. 221 – 230.
______________________________________________________
101. Beesley S., Joughin S. History 20-th century literature. – London: Hamlyn, 2001. – 192 p.
Примерная тематика докладов и рефератов
1. Тема войны в романе А. Барикко “Гомер. Илиада”.
2. Своеобразие переводов прозы А. Барикко.
3. А. Табукки – новеллист (на примере рассказов из сборника «Маленькие незначительные недоразумения» [ИЛ, 1991, № 5]).
4. Лондон в творчестве П. Акройда.
5. Тема библиотеки как модели Вселенной. Генезис этой темы у П. Акройда.
6. Интертекстуальность в романах П. Акройда.
7. Библейские аллюзии и реминисценции в романах Т. Моррисон.
8. Отражение африканской мифологии в сюжетном строении прозы Т. Моррисон.
9. Музыка джаза в романах Т. Моррисон «Джаз», «Любовь».
10. Русская тема в романе “Осень в Петербурге” Д.М. Кутзее.
11. Новое прочтение известных литературных образов Робинзона Крузо и Пятницы в романе Д.М. Кутзее “Мистер Фо”.
12. Жанр политического романа в творчестве О. Памука («Снег»).
13. Роман “Чёрная книга” и влияние западной литературной традиции на творчество О. Памука.
14. Современная зарубежная литература и Интернет.
15. Проблема клонирования в романах «Элементарные частицы» М. Уэльбека и «Не отпуская меня» К. Исигуро.
16. Мотив бесчестья в романах «Людское клеймо» Ф. Рота и «Бесчестье» Дж. М. Кутзее.
17. Жанр стилизации и творчество П. Кэри («Джек Мэггс»).
18. Музыкальная составляющая в прозе А. Барикко, Т. Моррисон. К. Исигуро.
19. Образ нарратора в романах Б. Ёсимото «NP», «Спящая», «Цугуми», «Амрита».
20. Трансформация античного мифа в романах К. Вольф «Медея. Голоса» и А. Барикко «Гомер. Илиада».
21. Тема войны в романе К. Крахта «Я буду здесь, на солнце и в тени».
22. Традиции и новаторство японской поэзии и драматургии.