Виды и свойства внимания.

Виды внимания:

 

I. По степени произвольности, наличию цели.

 

1.Непроизвольное – вызывается особенностями раздражителей.

2.Произвольное – наиболее отчетливо проявляется, когда есть препятствия: внешние или внутренние (мысли не о том); момент втягивания в работу.

3.Послепроизвольное – нет или минимальные волевые усилия, но деятельность может быть сложной и напряженной. Момент втянутости; заинтересованности.

II. По расположению объекта внимания.

 

1.Внешнее/внешненаправленное – вне субъекта.

2.внутреннее/внутренненаправленное – внутри субъекта, образы в сознании.

 

III. По характеру психической активности, которая обслуживается вниманием.

2.Двигательное/моторное – контроль за движением.

3.Сенсорное – связано с работой органов чувств (ощущения).

4.Интеллектуальное.

5.Мнемическое – память.

 

IV. По степени широты охвата субъектов.

 

1.Индивидуальное.

2.Групповое (эффект заражения).

Свойства внимания:

1.Интенсивность или концентрированность – степень сосредоточенности.

(Временная характеристика – устойчивость.

Колебания во внимании – моменты ослабления внимания).

 

2.Объем внимания – количество одновременно охватываемых объектов.

(Около 5-7 объектов у взрослого человека).

 

3.Переключаемость.

(В частности зависит от темпераментных характеристик).

 

4.Распределение внимания (на разные действия, объекты).

 

5.Отвлекаемость (отрицательное свойство).

(Рассеянность: неорганизованное внимание; слишком сосредоточенное на чем-то одном).

 

Факторы, определяющие внимание(см. б.37).

 


Билет 37.

Внимание и индивидуальность.

Зависит от личностных характеристик.

От свойств характера.

От наклонности личности, стимулов, мотивов.

 

 

Факторы, определяющие внимание.

 

1.Внешние факторы.

- интенсивность силы раздражителя;

- новизна раздражителя (по отношению к привычной – появление, исчезновение);

- динамичность, изменчивость раздражителей;

- контрастность раздражителей.

 

2.Промежуточные факторы.

- факторы, вызывающие эмоциональный тон;

- факторы внутреннего порядка (степень овладения деятельности (процесс учебы, …), структурированность воздействий).

3. Внутренние факторы.

- воля;

- мотивы;

- интересы;

- установки;

- привычки;

- опыт;

- динамические характеристики (темперамент, свойства НС);

- свойства организма (здоровье).

 

 


+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Билет ??.