Общие функции менеджмента и уровни управления на предприятии.
Основы менеджмента
Процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля, которые представляют собой четыре основные функции менеджмента.
ПЛАНИРОВАНИЕ. Функция планирования - решение о целях организации и о том, что должны делать члены организации, чтобы их достичь. Попланирование - способ, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению общих целей. Планирование в организации не представляет собой отдельного одноразового события в силу двух существенных причин: 1) хотя некоторые организации прекращают существование после достижения цели, многие стремятся продлить существование как можно дольше, заново определяют или меняют цели, если полное достижение первоначальных целей завершено; 2) постоянная неопределенность будущего. В силу изменений в окружающей среде или ошибок, события могут разворачиваться не так, как планировалось. Поэтому планы пересматривают, согласовываясь с реальностью.
ОРГАНИЗАЦИЯ. Организовывать - создавать некую структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать чтобы организация могла выполнять планы и достигать цели. Один из них - работа, конкретные задания организации. Поскольку работы выполняют люди, важным аспектом функции организации является определение, кто должен выполнять каждое конкретное задание из существующих в рамках организации, включая работу по управлению. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия или права использовать ресурсы организации. Субъекты делегирования принимают на себя ответственность за успешное выполнение своих обязанностей. Поступая так, они соглашаются считать себя подчиненными по отношению к руководителю.
МОТИВАЦИЯ. Руководитель должен помнить, что планы и совершенная структура организации не имеют смысла, если кто-то не выполняет фактическую работу организации. И задача функции мотивации в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом. Раньше считалось, что мотивирование - простой вопрос, сводящийся к предложению денежных вознаграждений в обмен за прилагаемые усилия. На этом основывался подход к мотивации школы научного управления. Исследования в области поведенческих наук доказали, что мотивация, т.е. создание внутреннего побуждения к действиям, является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются. Чтобы мотивировать работников эффективно трудиться, руководителю следует определить эти потребности и обеспечить способ удовлетворять их через хорошую работу.
КОНТРОЛЬ. Непредвиденные обстоятельства могут заставить организацию отклониться от основного курса, намеченного руководством первоначально. И если руководство окажется неспособным найти и исправить эти отклонения прежде, чем организации будет нанесен серьезный ущерб, достижение целей и даже само выживание будут поставлены под угрозу. Контроль - это процесс обеспечения того, чтобы организация действительно достигает своих целей. Существуют три аспекта управленческого контроля:
-установление стандартов - точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования;
измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. Если обе эти фазы выполнены правильно, руководство организации знает о том, что в организации существует проблема и знает ее источник. Это знание необходимо для успешного осуществления третьей фазы;
- необходимость предпринимать действия для коррекции серьезных отклонений от первоначального плана. Одно из возможных действий - пересмотр целей, для того, чтобы они соответствовали ситуации. Уровни управления на предприятии:
На верхнем уровне управления решаются стратегические задачи. К ним относятся все виды прогнозов, определяющих тенденции развития предприятия; характер развития: полную реконструкцию, расширение производства, его частичную модернизацию, переход на изготовление принципиально новых изделий или модификаций выпускаемых моделей. На нижних уровнях, в цехах, решаются задачи тактические: оперативно-календарное планирование, использование систем стимулирования труда. Дифференциация управленческих функций не отрицает участия каждого из уровней в решении всех задач управления: как стратегические, так и тактические задачи смыкаются с помощью реализации функций планирования, регулирования и контроля исполнения. Определяющей функцией верхнего уровня управления является способность решать стратегические задачи. На верхнем уровне управления необходимо знать не только стратегию реализации производственного процесса, но и точно предугадать направления развития новой техники, тематику исследований и проектных работ, характер и последовательность материального обеспечения новых разработок и последующую реализацию изготавливаемых изделий.
Существует иерархия (пирамида) управления с дифференциацией по рангу командной власти, компетенции принятия решений, авторитету, положению. Иерархия управления - инструмент для реализации целей фирмы и гарантия сохранения системы. Чем выше иерархический уровень, тем больше объем и комплексность выполняемых функций, ответственность, доля стратегических решений и доступ к информации. Одновременно растут и требования к квалификации и личная свобода в управлении. Чем ниже уровень - тем больше простота решений, доля оперативных видов деятельности. Организации, достаточно крупные, чтобы обеспечить четкие разграничения в работе руководителей и подчиненных, имеют большой объем управленческой работы, и она должна быть разделена. Одна из форм такого разделения носит горизонтальный характер: расстановка конкретных руководителей во главе подразделений. Горизонтально разделенная управленческая работа должна быть скоординирована, чтобы организация могла добиваться успеха в работе. Некоторым руководителям приходится тратить время на координирование работы других руководителей, которые также координируют работу руководителей, пока, наконец, доходим до руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала - людей, физически производящих продукцию или оказывающих услуги. Такое вертикальное развертывание разделения труда образует уровни управления. Наиболее употребимый способ описания уровней управления в выделении руководителей низового звена (операционных управляющих), руководителей среднего звена и руководителей высшего звена. РУКОВОДИТЕЛИ НИЗОВОГО ЗВЕНА - младшие начальники (операционные руководители - организационный уровень, находящийся непосредственно над другими работниками (не управляющими). Младшие начальники осуществляют контроль за выполнением производственных заданий для обеспечения непосредственной информацией о правильности их выполнения. Они отвечают за использование выделенных им ресурсов, сырья и оборудования. К ним относятся: мастер, мастер смены, сержант, завотделом, старшая медсестра, завкафедрой. Большая часть руководителей - руководители низового звена. РУКОВОДИТЕЛИ СРЕДНЕГО ЗВЕНА. Работа младших начальников координируется и контролируется руководителями среднего звена. Типичными должностями руководителей среднего звена являются: завотделом (в бизнесе), декан (в колледже), управляющий сбытом по региону или по стране или директор филиала, армейские офицеры от лейтенанта до полковника, священники в сане епископов, Они являются буфером между руководителями высшего и низового звеньев, готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена и передают их после трансформации их в технологически удобной форме, в виде спецификаций и конкретных заданий, низовым линейным руководителям. РУКОВОДИТЕЛИ ВЫСШЕГО ЗВЕНА - высший организационный уровень - гораздо малочисленней других, всего несколько человек. Типичные должности руководителей высшего звена в бизнесе - председатель Совета, президент, вице-президент и казначей корпорации; в армии - генерал, в среде государственных деятелей - министр, а в университете - канцлер (ректор). Они отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для основной части организации.
return false">ссылка скрыта