Измерение эластичности спроса

Как измерить эластичность спроса по цене? Для этого необходимо подсчитать процентное измене­ние величины спроса, процентное изменение цены и соотнести их:

3.2

Из этой формулы видно, что показатель эластичности зависит не только от соотношения приростов цены и объема, или от наклона кривой спроса (см. рис. 3.5, а, б), но и от их фактических значений. Даже если наклон кривой спроса является постоянным, показатель эластичности будет различным для разных точек на этой кривой.

Существует еще одно обстоятельство, которое следует учитывать при определении эластичности. Какой объем продукции и какой уро­вень цены следует использовать при расчете? Существовавший до изменения или полученный после изменения?

 

Какие факторы влияют на эластичность спроса?

Важным моментом, оказывающим воздействие на эластичность спроса, является наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, призванных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного про­дукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.

Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос на отдельные сорта хлеба является относительно эластичным, так как с повышением цены, к примеру, на бородинский хлеб, поку­патель может перейти на другой сорт ржаного хлеба и т.п. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относитель­но неэластичен. Однако если рассматривать эластичность по отноше­нию к отдельным видам сигарет, сортам мыла и т.п., то она будет выше.

Та же закономерность применима к изделиям, выпускаемым от­дельной фирмой. Если на рынке присутствует значительное число конкурентов, выпускающих аналогичную или близкую по назначе­нию продукцию, то спрос на продукцию нашей фирмы будет относи­тельно эластичным. В условиях совершенной конкуренции, когда много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товар каждой отдельной фирмы будет абсолютно эластичным

Другим важным обстоятельством, влияющим на ценовую эластич­ность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос на бензин со стороны индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особен­но в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно предполо­жить, что осенью значительная часть автовладельцев поставит свои машины в гараж, спрос на бензин сократится, сократится и объем продаж. А к следующему лету часть из них начнет пользоваться пригородными электричками. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше.

Такая тенденция изменения эластичности во времени объясняет­ся тем, что с течением времени каждый потребитель имеет возмож­ность изменить свою потребительскую корзину, найти товары-заме­нители.

Различия в эластичности спроса объясняются также значимо­стью того или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен, спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Действитель­но, при повышении цен мы можем отказаться от дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократим покупки хлеба, масла и молока. Как правило, спрос на продукты питания неэластичен, и сейчас, при снижающемся уровне жизни населения, на их приобретение тратится все большая часть доходов средней российской семьи.

 

Перекрестная эластичность.

Понятие перекрестной эластичности спроса ис­пользуется для определения степени влияния на величину спроса на данный товар изменения цены другого товара. Коэффициент перекрестной эла­стичности — это отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены товара Б:

3,6

где в индексе означает перекрестную эластичность (англ, cross). Значение коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, какие товары мы рассматриваем — взаимозаменяемые или взаимо­дополняемые.

Если товары являются взаимозаменяемыми, коэффициент пере­крестной эластичности будет положительным. Так, подорожание сливочного масла вызовет увеличение спроса на маргарин, снижение цены на бородинский хлеб приведет к сокращению спроса на другие сорта черного хлеба. Если товары являются взаимодополняемыми, как, например, бензин и автомобили, фотоаппараты и фотопленка, величина спроса будет изменяться в том же направлении, что и цены, а коэффициент эластичности будет отрицательным.

Например, цена батона белого хлеба повысилась с 400 до 500 руб., в результате спрос на черный хлеб увеличился с 2000 до 3000 буха­нок. Рассчитав коэффициент перекрестной эластичности, который в данном случае равен 1,8, можно сделать вывод, что эти два вида хлеба являются взаимозаменяемыми товарами.

Измерив перекрестную эластичность, мы можем определить, яв­ляются ли выбранные товары взаимодополняемыми или взаимозаме­няемыми и, соответственно, как изменение цены на какой-то один вид продукции, производимой фирмой, может отразиться на спросе на другие виды продукции той же фирмы. Такие расчеты помогут оценить решения по изменению цен на выпускаемую продукцию.

Эластичность Для оценки эластичности спроса может быть вы-спроса брана не только цена, но и другие экономические по доходу переменные. Эластичность спроса по доходу из­меряется как отношение изменения спроса на товар к изменению доходов потребителей. Измерив эластичность по дохо­ду, можно определить, относится ли данный товар к категории нор­мальных (когда рост доходов приводит к росту спроса) или низших (когда реакция обратная).

Основная масса потребительских товаров относится к категории нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем одежды и обуви, высококачественных продуктов питания, товаров длительного поль­зования. Однако есть товары, спрос на которые обратно пропорцио­нален доходам потребителей. Сюда относится вся продукция «second hand», некоторые виды продовольствия (крупы, сахар, хлеб и т.п.).