Личностно-профессиональные качества и умения учителя, важные для общения
· 14.4.1. Качества личности педагога, важные для общения
· 14.4.2. Коммуникативные умения, навыки и их характер
· 14.4.3. Стиль педагогического общения
· 14.4.4. Влияние характера педагогического общения на психическое развитие учащихся
Качества личности педагога, важные для общения
· Эффективность педагогического общения в немалой степени определяется личностными качествами учителя. Среди них можно выделить четыре группы:
o показатели коммуникативного плана;
o показатели индивидуально-личностного плана;
o показатели общего социально-психологического плана;
o показатели морально-этического плана (рис. 14).
Среди показателей личностного плана наибольшее значение имеют коммуникативные склонности, способности, знания, умения, навыки общения и др. Безусловно, на результативность педагогического общения оказывают влияние такие показатели индивидуально-личностного плана, как интересы, склонности, уровень подготовленности, привычки учителя и ученика.
В некоторых исследованиях отмечается связь эффективного познания личности учащегося с индивидуально-психологическими особенностями педагога, например такими, как интроверсия, экстраверсия, эмоциональная стабильность. Исследования показали, что в целом педагоги интровертированного типа более полно и адекватно отражают личность учащегося по сравнению с педагогами-экстравертами. Исследования А.А. Реан обнаружили интересную особенность: те педагоги, которые не связывают свое профессиональное совершенствование с развитием самоуверенности (а, напротив, приближаясь к своему идеалу профессионализма, стремятся стать менее самоуверенными), дают более позитивную оценку личности учащегося. И наоборот, чем более педагог связывает свое профессиональное самосовершенствование с повышением самоуверенности, тем чаще он дает в целом негативные оценки личности учащегося.
· В психолого-педагогической литературе указывается ряд и других качеств личности педагога, важных для общения. Среди них можно назвать следующие:
o фасцинация (основа обаяния);
o прямой и лучистый взгляд, голос, богатый в тембровом отношении;
o импровизационный ум;
o эмпатия (способность поставить себя на место другого);
o доброжелательность;
o аутентичность (умение быть собой);
o инициативность в общении;
o непосредственность;
o принятие своих и чужих без страха;
o стремление к самопознанию.
Также можно выделить ряд профессионально важных качеств педагога, необходимых для общения с аудиторией (рис. 15).