Рече-мыслительный уровень.
Ступень рационального познания (рацио - разум).
Отражение более глубинное.
Отражение существенных, общих характеристик, которые закономерно повторяются.
Пр: мышление (вербально-логическое и понятийное) – это процесс социального опосредованного отражения.
В этих методах зафиксирована общественная историческая практика, тот опыт, который был разработан в процессе развития общества. Общественно-исторический опыт.
Этот уровень создает возможность для планирования деятельности с опорой на индивидуальные и социальные знания (вплоть до планов на всю жизнь).
Последовательность рассмотрения = последовательность создания психических процессов (от нерасчлененного к более точному; от детального к общей картине; от неструктурированного к структурированному, целостному).
В процессе жизнедеятельности Ч. может развивать свои перцептивные процессы.
Представленческий уровень – позволяет обозначать группы предметов (пр: дерево).
Уровни различаются между собой, но и тесно связаны.
Рече-мыслительный уровень опирается на чувственное познание.
На чувственном уровне производится познание, на рече-мыслительном – делаются выводы – появляется нечто новое
С другой стороны, сенсорно-перцептивный уровень приобретает новые характеристики за счет рационального познания.
Но можно выделить ведущий уровень – определяет специфику структуры психического в данной ситуации.
Выделение ведущего уровня зависит от 2-х лмоментов:
1. Цели деятельности.
2. Решаемые задачи.
Формы психического отражения:
На разных уровнях психическое отражение осуществляется в разных формах.
1. Ощущение и восприятие – образная форма.
2. Представление – образы, объединение – отвлеченно-образная форма.
3. Рече-мыслительное - Понятия, слова, символы, знаки – знаковая форма – отражение общее, повторяющееся, закономерное.
Чтобы раскрыть суть образа и знака можно это сделать, анализируя их по отношению к ч-то третьему – оригиналу.
Оригинал – это тот предмет, процесс, явление, которое отражается и может быть представлено или в образе, или в знаке.
Основные различия между образом и знаком:
1. В образе, так или иначе, воспроизводится оригинал. Он является копией, слепком (прямая связь).
Знак – заменитель оригинала (связь условная).
2. В образе отображается – явление (единичное, конкретное, окрашенное, субъективное).
В знаке фиксируется – общее, абстрактное (понятия, мысли).
В понятийном отражении отражаются более общие характеристики процессов.
Между уровнями и формами связь неоднозначная.
На основе образа может возникнуть понятие, и в связи с понятием возникает уровень.
Выделяют 2 ступени при переходе из 1 на 2 уровень:
1. Чувственное
2. Рациональное (осн.процесс - мышление)
Они взаимосвязаны.
Рациональное базируется на чувственном познании. А чувственное становится б/я рациональному более осмысленным.