Рече-мыслительный уровень.

Ступень рационального познания (рацио - разум).

Отражение более глубинное.

Отражение существенных, общих характеристик, которые закономерно повторяются.

Пр: мышление (вербально-логическое и понятийное) – это процесс социального опосредованного отражения.

В этих методах зафиксирована общественная историческая практика, тот опыт, который был разработан в процессе развития общества. Общественно-исторический опыт.

Этот уровень создает возможность для планирования деятельности с опорой на индивидуальные и социальные знания (вплоть до планов на всю жизнь).

 

Последовательность рассмотрения = последовательность создания психических процессов (от нерасчлененного к более точному; от детального к общей картине; от неструктурированного к структурированному, целостному).

 

В процессе жизнедеятельности Ч. может развивать свои перцептивные процессы.

 

Представленческий уровень – позволяет обозначать группы предметов (пр: дерево).

 

Уровни различаются между собой, но и тесно связаны.

Рече-мыслительный уровень опирается на чувственное познание.

На чувственном уровне производится познание, на рече-мыслительном – делаются выводы – появляется нечто новое

 

С другой стороны, сенсорно-перцептивный уровень приобретает новые характеристики за счет рационального познания.

 

Но можно выделить ведущий уровень – определяет специфику структуры психического в данной ситуации.

 

Выделение ведущего уровня зависит от 2-х лмоментов:

1. Цели деятельности.

2. Решаемые задачи.

 

Формы психического отражения:

На разных уровнях психическое отражение осуществляется в разных формах.

 

1. Ощущение и восприятие – образная форма.

2. Представление – образы, объединение – отвлеченно-образная форма.

3. Рече-мыслительное - Понятия, слова, символы, знаки – знаковая форма – отражение общее, повторяющееся, закономерное.

Чтобы раскрыть суть образа и знака можно это сделать, анализируя их по отношению к ч-то третьему – оригиналу.

Оригинал – это тот предмет, процесс, явление, которое отражается и может быть представлено или в образе, или в знаке.

 

Основные различия между образом и знаком:

1. В образе, так или иначе, воспроизводится оригинал. Он является копией, слепком (прямая связь).

Знак – заменитель оригинала (связь условная).

 

2. В образе отображается – явление (единичное, конкретное, окрашенное, субъективное).

В знаке фиксируется – общее, абстрактное (понятия, мысли).

В понятийном отражении отражаются более общие характеристики процессов.

 

Между уровнями и формами связь неоднозначная.

 

На основе образа может возникнуть понятие, и в связи с понятием возникает уровень.

 

Выделяют 2 ступени при переходе из 1 на 2 уровень:

1. Чувственное

2. Рациональное (осн.процесс - мышление)

Они взаимосвязаны.

Рациональное базируется на чувственном познании. А чувственное становится б/я рациональному более осмысленным.