Изменения внимания в клинике

 

Среди нарушений внимания наиболее распространенными и значимыми являются: истощаемость, нарушение концентрации, отвлекаемость, инертность.

Истощаемость внимания – нарушение всех основных параметров внимания, всех его свойств при повышенной психической нагрузке, как правило в следствие патологической утомляемости. Повышенная истощаемость внимания наблюдается у больных с органическими поражениями головного мозга. Истощаемость внимания - это один из основных симптомов в структуре астении.

Нарушение концентрации внимания – ослабление и утрата способности сосредотачивать внимание на объектах или явлениях. Часто наблюдается при депрессивных состояниях различного генеза, когда больной не в состоянии сохранять интенсивную психическую связь с текущими событиями.

Отвлекаемость внимания (нарушение устойчивости) – снижение избирательности внимания, неспособность в течение длительного времени сосредоточиваться на каком-либо одном объекте, постоянное отвлечение на посторонние раздражители. О отвлекаемость выражается в постоянных колебаниях внимания – периодических ослаблениях внимания к тому или иному объекту или виду деятельности. Повышенная отвлекаемость внимания характерна для маниакальных состояний.

Инертность внимания – недостаточная переключаемость внимания с одного объекта на другой. Как правило сопровождается общей психической инертностью, тугоподвижностью, склонностью «застревать» на каких-либо событиях или объектах. Наиболее типичным нарушение переключаемости внимания является для больных эпилепсией.

Можно также выделить сужение объема внимания, при котром количество объектов, одномоментно удерживаемых в поле внимания, уменьшается. Сужение объема внимания отмечается при астенических состояниях.

 

4. Память

Особенностью нашей психики является то, что образы внешнего мира, возникающие в коре головного мозга, не исчезают из нашего сознания бесследно. Они оставляют определенный след, сохраняются и закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.

Память – возобновляющееся отражение действительности, отражение или воспроизведение пережитого, воспроизведение как чувственного, так и обобщенного смыслового содержания. Память – форма психического отражения, заключающаяся в запечатлении, сохранении и последующем воспроизведении человеком его индивидуального опыта.

Без памяти человек был бы существом мгновения, лишенным каких бы то ни было знаний, умений, навыков, неспособным накапливать жизненный опыт и пользоваться им в новых и сложных ситуациях. Такое существо, лишенное памяти, нельзя было бы назвать личностью.

Процессы памяти не только обеспечивают необходимый человеку багаж знаний и умений, но и позволяет формировать индивидуальный жизненный опыт, являющийся условием и компонентом психической адаптации личности.

Память – важнейшая характеристика психической жизни человека, она обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

В структурной организации памяти различают следующие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Эти процессы не являются автономными психическими способностями. Они формируются в деятельности и определяются ею.

Запоминание – процесс кодирования поступающей информации, который начинается уже на стадии сенсорной памяти. Здесь происходит распознавание и удержание физических характеристик предъявляемых стимулов. Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Запоминание – это связывание нового с уже имеющимся в индивидуальном опыте. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не всё, что воздействует на наши органы чувств. Даже при непроизвольном запоминании, когда мы не ставим перед себе определенной цели запоминания, лучше запоминаются предметы и явления, вызывающие интерес и затрагивающие эмоции. Произвольное запоминание всегда имеет целенаправленный характер, и если при этом используются специальные приемы для лучшего усвоения материала (мнемотехника), то такое запоминание называют заучиванием.

Запоминание может протекать с различной степенью осмысленности и глубиной понимания. В случае механического запоминания между частями нового материала и имеющимися знаниями путем многократного повторения устанавливаются простые единичные временные связи, которые отражают преимущественно внешнюю сторону явлений. Логическое запоминание основывается на выделении смысловых связей между элементами запоминаемого материала, отражающие существенные стороны отношений.

Запоминание зависит от многих факторов: от установки личности, от настроения человека и его психического состояния, от целостного контекста происходящих событий. Так, незавершенные дела стимулируют более прочное запоминание (эффект Зейгарник).

Использование в дальнейшей деятельности того, что запомнилось, требует воспроизведения. Выпадение же определенной информации из деятельности ведет к её забыванию. Сохранение материала в памяти зависит от участия его в деятельности человека, поскольку каждый данный момент поведение человека определяется всем его жизненным опытом.

Сохранение –процесс накопления информации в памяти, её структурирование и организация. Информация может быть организована в памяти различными способами. Одним из способов организации информации может быть пространственная организация., которая позволяет устанавливать связи и «опорные точки» в физическом пространстве и социальном окружении. Другим способом является ассоциативная организация, т.е. группировка элементов какими-либо общими признаками. Наконец, в качестве способа организации информации может выступать иерархическая организация, при которой каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, к какой категории – более общей или более частной – он соответствует.

Воспроизведение – извлечение из запасов памяти в осознаваемое поле необходимого материала. Информация всегда воспроизводится на основе той структуры, в составе которой она запоминалась. При непреднамеренном воспроизведении какой-либо раздражитель по принципу ассоциации оживляет в сознании ранее воспринятые образы, которые, как нам кажется, всплывают сами собой. Преднамеренное воспроизведение – процесс, когда мы ставим себе целью восстановить в сознании прошлые мысли, чувства, действия. Его особенностью является планомерный характер, а не случайно возникшая ассоциация.Воспроизведение может осуществляться двумя путями: узнаванием и припоминанием. Поскольку очень важную роль в извлечении информации играет контекст, человеку всегда легче узнать какой-либо элемент на фоне других, предъявляемых вместе с ним (чувство знакомости). Припоминание – сознательное воспроизведение, связанное с преодолением некоторых трудностей при воспроизведении, требует волевых усилий, а иногда и отвлечения от припоминаемой мысли.

Одним из интересных эффектов памяти является реминисценция, улучшенное, отсроченное воспроизведение сохраненного в памяти материала, которое обычно бывает не сразу после заучивания, а обычно спустя 2-3 дня. Это обусловлено снятием охранительного торможения с нервных клеток. Именно поэтому, например, подготовку к экзамену рекомендуется закончить хотя бы за день до него.

Забывание – процесс необходимый для эффективной работы памяти, также носящий избирательный характер: бесчисленное количество конкретных деталей забываются скорее, а обычно дольше сохраняются общие положения и выводы. Процесс забывания протекает неравномерно: в начале быстро, а затем медленно («кривая забывания» Эббингауза). Процессом забывания трудно управлять. В старости способность к запоминанию ограничена. Она ярко выражена у детей, но способность к сохранению информации у них слабее.