Радиус закругления обмоточного провода прямоугольного сечения
a, мм | £ 1,0 | ³ 1,0 £ 1,6 | > 1,6 £ 2,24 | > 2,24 £ 3,35 | > 3,35 £ 4,0 | > 4,0 £ 6 | > 6 |
r, мм | 0,5а | 0,5 | 0,65 | 0,8 | 1,0 | 1,05 | 1,5 |
Если S £ 60 мм2, провод поставляется изолированным.
4. Размеры выбранных проводов уточняются по ГОСТ 434—78.
В тяговых двигателях применяют открытые пазы с креплением обмотки клиньями. Такие пазы облегчают укладку обмотки; снижается индуктивность паза по сравнению с закрытыми пазами и, следовательно, реактивная э.д.с. при коммутации секции, что способствует улучшению коммутации. К недостаткам открытых пазов можно отнести увеличение потерь в стали сердечника главного полюса от пульсации магнитной индукции в зазоре вследствие зубчатости якоря, повышение падения магнитного потенциала в зубцах и увеличение потерь от перемагничивания зубцов при клиновом креплении обмотки.
Размеры паза определяют по допустимой индукции в зубцах в следующем порядке.
Ориентировочно определяется высота зубца
где t — полюсное деление.
Ширина зубца на 1/3 его высоты от основания паза
Для стали 2212 (ГОСТ 21427.2—83) (холоднокатаная, рулонная, изолированная), наиболее широко применяемой в тяговом электромашиностроении, Bz 1/3 не должна превосходить 2,2 Т для тяговых двигателей электровозов и 1,5—1,9 T для двигателей электропоездов.
Ширина паза (предварительно)
Следует отметить дополнительно, что по середине паза ширина его должна быть примерно равна ширине зубца; отношение высоты паза к ширине должно находиться в пределах 3—6; из технологических условий ширина паза и ширина зубца у основания должны быть не менее 7—8мм.
Далее рекомендуется наметить по полученным данным эскиз паза якоря.
Проводники в пазу широкой стороной могут размещаться вертикально и горизонтально. Вертикальное расположение проводников в пазу позволяет наиболее просто выполнить соединение их с коллектором, однако при этом возникают большие потери энергии в проводниках от поперечной составляющей главного поля в пазах и от потоков рассеяния паза в процессе коммутации.
Для уменьшения потерь при вертикальном расположении проводников их делят по высоте на две или на три части, изолируя друг от друга.
В зависимости от частоты перемагничивания якоря
рекомендуется принимать высоту проводника в следующих пределах:
f, Гц Высота проводника, мм | 100-150 5,9 | 6,4 | 6,9-7,4 | 9,3 | 10,8 | 11,6 |
При горизонтальном расположении проводников добавочные потери будут незначительны, обеспечивается лучший отвод тепла к стенкам паза, увеличивается коэффициент заполнения паза медью. Недостатки горизонтального расположения проводников — в необходимости перегибать проводник на 90° при вводе в шлиц коллекторной пластины; в различных реактивных э.д.с. секций в связи с различным расположением проводников по высоте паза, что ухудшает коммутацию двигателя.
Для электровозных тяговых двигателей можно рекомендовать горизонтальное расположение проводников 6 в пазу (рис. 1).
Изоляция катушки якоря включает изоляцию каждого элементарного проводника (витковую, 1); корпусную изоляцию 2 в несколько слоев изоляционной ленты в зависимости от напряжения с перекрытием половины ширины ленты. Число слоев обычно постоянно для различных видов изоляции и может быть определено в зависимости от напряжения на изоляции Uиз:
Uиз, В Число слоев | до 750 |