VIII. СЛОВЕСНОЕ УДАРЕНИЕ, ЕГО ФУНКЦИИ И ТИПЫ
1. Ударный слог – слог, несущий на себе ударение.
В зависимости от физической природы ударение бывает следующих видов:
|
|
|
|
Таблица 17
2. Физическая суть различных видов ударений:
- динамическое (силовое) ударение – ударный слог произносится громче, чем безударные.
- квантитативное (количественное) ударение – ударный слог произносится длиннее, чем безударный, состоящий из тех же фонем. Например, в русском языке слово «Мáма». Первый ударный слог произносится громче и длительнее по времени произнесения, чем второй безударный, т.к. в русском языке ударение не изолированное, а смешанное. Именно, ударный слог произносится и громче и длительнее, чем безударный, что доказали эксперименты.
- музыкальное (тоническое) ударение – ударный слог выделяется повышением или понижением тона голоса на самом слоге. Этот вид словесного ударения доминирует в восточных иероглифических языках, например, в китайском языке, где существует 4 слоговых тона:
- ровный: ma – мать;
- восходящий: ma – конопля;
- нисходящий: ma – ругать;
- нисходяще - восходящий: ma – лошадь.
- качественное (тембровое) ударение – где ударный слог выделяется особым качеством звука (тембром).
3. Виды словесного ударения по месту ударения в словах определенного языка:
- свободное ударение – когда ударение может стоять на любых (начальных, серединных, конечных) слогах акцентного слова в конкретном языке, например, в русском, болгарском, литовском, английском, скандинавских, итальянском и других языках. В рамках свободного ударения существуют 2 вида:
§ неподвижное – когда при изменении грамматических форм место ударения не меняется (горóх, огорóшить, горóшек, горóховый);
§ подвижное ударение – когда при изменении грамматических форм, место ударения меняется, например, бородá, бóроды, борóдка и т.д.
- связанное ударение (фиксированное) – когда оно всегда падает на один по порядку слог слова, например. только на начальный в финно-угорских языках, в латышском, чешском, словацком и др.; только на конечный, как. например, в армянском и таджикском языках; только на предпоследний слог. например, в польском языке (Варшáва, Крáков, шляхта).
- полусвязанное ударение – где место ударения зависит от:
а). границы слова;
б). некоторых фонологических особенностей слова, а именно, является ли предпоследний слог слова долгим или кратким, если он долгий, то он является ударным, например, natúra, naturālis, но если он краткий, то ударение падает на 3-ий слог от конца: nébŭla, asĭnus, как, например, в латинском языке.
4. Виды ударений по количеству
Если в слове не одно ударение, а несколько, то, как правило, наблюдается известная градация, а именно, одно ударение является главным и противостоит одному или нескольким второстепенным более слабым, таким образом, не нарушается единство слова, но создается некоторое расчленение внутри смыслового и фонетического целого. Так, например, в русском языке второстепенное ударение появляется в длинных сложных словах вроде «машиностроительный, вагóноремóнтный» и т.д. В германских языках второстепенное ударение в определенных случаях строго обязательно и встречается довольно часто.
5. Функции словесного ударения
1) Словоформирующая функция, так как ударение – такой же обязательный элемент звукового облика слова как и его фонетический состав. При изменении места ударения, меняется и значение слова, например: мýка - мукá; замóк – зáмок. Кстати такие слова называются квазиомонимами.
2) Словоразграничивающая функция, ее еще называют делимитативной или функцией пограничного сигнала, которая особенно ярко проявляется в языках со связанным (фиксированным) ударением, где место ударения указывает на границу между словами.
IX. Фразовая интонация
Это понятие охватывает все просодические единицы. которые наблюдаются в рамках синтаксических единиц (словосочетаний и предложений).
Запомните определения важнейших терминов из этого вопроса:
§ мелодика – движение основного тока голоса (его повышения и понижения), создающее тональный контур высказывания и таким образом связывающее и членящее нашу речь.
§ интенсивность – изменение громкости звучания для подчеркивания отдельных частей.
§ фразовое ударение (синтагматическое по определению Л.В.Щерба) состоит в том, что последнее значимое слово подчеркивается больше, чем другие.
§ паузирование - расстановка пауз и их градация по степени длительности.
§ темп – длительность произнесения различных сегментов фразы (слогов, слов, синтагм).
§ тембр – особая окраска отдельных сегментов фразы, или всей фразы в целом.
§ логическое ударение – особое выделение определенной части высказывания, которое часто рассматривается как отступление от привычных норм фразового ударения.
§ эмфатическое (эмоционально-экспрессивное ударение) выделяет наиболее эмоционально значимые слова.
Важнейшие единицы фразовой интонации
Таблица 18.
Все компоненты интонации используются в тесном переплетении друг с другом.