Слайд 5

В течение первого года войны воронежская промышленность была перестроена на производство оборонной продукции. На предприятиях был удлинен рабочий день, отменены отпуска, ужесточен режим труда и введены сверхурочные работы.

Был освоен выпуск свыше 150 ее видов – от шинелей и гранат до автоматов и пусковых установок реактивной артиллерии (воронежских «катюш»), от бронепоездов до самолетов-штурмовиков Ил-2. (Слайд 6) Еще накануне войны на одном из крупнейших в стране и в Европе воронежском авиазаводе №18 был впервые налажен серийный выпуск нового грозного советского оружия – бронированных самолетов-штурмовиков Ил-2, которые были жизненно необходимы фронту. Почти все советские штурмовики, выпущенные в 1941 г. (около 1,5 тысяч) были собраны в Воронеже. На заводе им. Коминтерна было произведено более половины (около 300) установок БМ-13 («катюш»), на заводе «Электросигнал» производились полевые радиостанции.

Составной частью оборонной перестройки 1941 г. стала частичная эвакуация важнейших предприятий и учреждений, материальных ценностей и населения Воронежа и западной части Воронежской области. В осенне-зимнюю эвакуацию 1941 г. важнейшие оборонные заводы в короткий срок были перебазированы на восток и в южные республики СССР. Основная часть оборудования и около половины многотысячного коллектива левобережного воронежского авиазавода была перемещена за тысячу километров на восток от Воронежа в район Куйбышева (ныне Самары). Вскоре после прибытия в пункты эвакуации воронежцы возобновляли выпуск оборонной продукции. Тогда же на восток страны были эвакуированы свыше половины населения областного центра, всего более 200 тысяч воронежцев. Вторая, летняя эвакуация в июле 1942 года была предпринята после внезапного прорыва противника к Дону в районе Воронежа. Она оказалась экстренной, спешной и отчасти трагической, так как проходила в тяжелых условиях, в основном пешим порядком, нередко под обстрелами и бомбежками и сопровождалась потерей материальных ценностей, людскими жертвами. Тем не менее, за две волны эвакуации на восток было перебазировано всего около 200 промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

Несмотря на две частичные эвакуации и огромные трудности военного времени, труженики предприятий воронежской промышленности снабжали фронт всем необходимым: от оружия до продовольствия, от самолетов до боеприпасов, от шинелей до походных котелков и окопных печей. В ходе оборонной перестройки 1941-1942 гг. воронежцы освоили производство свыше 150 видов военной продукции, которая выпускалась на всех заводах и фабриках, в промартелях и даже ряде вузов (ВГУ, СХИ).

Важнейшими источниками трудовых достижений воронежцев и помощи фронту в этот период были патриотический подъем и техническое творчество. По существу, можно с полным основанием говорить и о массовом героизме тружеников тыла, которые нередко не уходили с завода сутками, а то и неделями.

Осенью 1941 года в связи с оккупацией Белгорода, Курска и Орла линия фронта проходила в 100 км. от Воронежа. Город наряду с областью приобрел статус прифронтового. Самая первая бомба была сброшена на Воронеж в октябре 1941 года. Но она упала на территории авиазавода, и жертв среди мирных граждан не было. Был создан новый, чрезвычайный орган власти – Воронежский городской комитет обороны, чья деятельность распространялась на 15 прилегающих районов области.