Типология конфликтов

Конспект лекции 1. Определение конфликта. Типология конфликтов

Определение конфликта. Конфликт и противоречие

Большая часть определений конфликта предполагает противоречивость мотивов, целей, установок, ожиданий и т. д. сторон конфликта. Любая управленческая деятельность практически всегда сопряжена с конфликтами. И хотя в каждом определенном случае причина конфликта совершенно конкретная, при анализе обнаруживается, что все они имеют общую основу: фактическое положение дел входит в противоречие с ожиданием людей.

Например, картина взаимных ожиданий со стороны студентов и преподавателей такова:

Студент ожидает, что преподаватель будет:

- уважительно относиться к нему;

- выдаст программу курса и требования к экзамену;

- регулярно посещать занятия;

- предлагать современный материал;

- применять эффективные методы преподавания;

- вовремя начинать и заканчивать занятия;

- адекватно оценивать знания студента.

Преподаватель ожидает, что студент будет:

- относиться к нему с уважением;

- регулярно посещать занятия;

- готовиться к занятиям;

- активно работать во время урока.

Представьте себе, как часто эти ожидания не оправдываются, и вспомните, опираясь на собственный опыт, какие из этих обманутых ожиданий стали основой известных вам конфликтных ситуаций.

Определение конфликта

Социальный конфликт – наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу. Суть конфликта – не столько в возникновении противоречия, сколько в способе его разрешения, в противодействии. Всевозможные противоречия возникают часто, но только часть из них решается путем конфликта.

Типология конфликтов

Конфликты классифицируются по одному из их существенных признаков. Подробно схемы различных классификаций конфликтов приведены в типологии конфликтов Р. Дарендорфа, типологии конфликтов И. Дойча.Конфликты с участием человека могут быть социальными и внутриличностными.

 

                                     
   
 
   
   
 
 
   
   
 
 
 
   
   
 
 
 
     
     
 
 
     
     
 
 
     
     
 
 
     
     
 
     
 

                         
   
 
   
 
   
 
 
 
   
   
     
 
 
 
   
   
     
 
 


 

 

Конспект лекции 2. Конфликтология и конфликтологическая компетентность

Конфликтология

Конфликты являются объектом междисциплинарной науки конфликтологии. Конфликтология – это наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликта, а также о принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования. Слово конфликтология пришло в русский и другие языки из латыни. В латинском языке (conflictus) означает буквально столкновение. В русском языке слово конфликт стало употребляться с 19-го века.

Практические конфликтологические знания есть в житейском опыте каждого человека. Среди конфликтологов даже закрепилась шутка: «Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс».

Анализ русских пословиц и поговорок позволил установить, что опыт народа одинаково оценивает эффективность насилия и согласия в разрешении противоречий социального взаимодействия. В обыденном же сознании не сформировано отрицательного отношения к насильственному способу разрешения проблем. С другой стороны, люди стремятся всеми возможными способами уходить от конфликтов. Известна закономерность: участники конфликта не хотят признать, что между ними конфликт, чаще всего они называют это разногласиями, расхождением во мнениях и пр. Необходимо признать также, что состояние конфликта так же естественно для человеческого взаимодействия, как и мир. И умение разрешать конфликты – часть социально-психологической компетентности любого человека.

Решение этих практических вопросов при разрешении конфликтов будет эффективным при наличии конфликтологических знаний. Предметом конфликтологии являются общие закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов, а также принципы, способы и приемы управления ими.

Отношение к конфликтам в тоталитарном и демократическом обществах прямо противоположно. В первом они рассматриваются как аномальное явление, а во втором как неотъемлемая сторона взаимодействия между людьми. Отношение к конфликтам в демократическом обществе предполагает многообразие форм жизнедеятельности, сложную многоуровневую социальную структуру, сосуществование множества социальных групп со своими специфическими интересами.

Исследованием конфликтов занимались в России главным образом психологи, социологи и политологи. Объектом анализа педагогов являются конфликты в области образования. Сегодня в педагогике исследуются: конфликты в коллективах школьников, сущность конфликтов, их причины в педагогических коллективах и др. В последнее десятилетие конфликтология начинает выделяться в самостоятельную науку, создаются центры, группы по исследованию и регулированию конфликтов.