РАЗДЕЛ II. ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ
I. Фонетика как раздел языкознания
1) Запомните определение термина «фонетика» (в переводе с греческого «звук», «голос») - наука о звуковом материале языка, об использовании этого звукового материала в значащих единицах, об исторических изменениях в этом звуковом материале.
2) Объект изучения фонетики – звук человеческого голоса. Он изучается с точки зрения трех аспектов:
- физический аспект;
- биологический аспект;
- собственно-лингвистический аспект.
Источник звуков – колебательные движения голосовых связок, передаваемые через упругую среду (воздух) и воспринимаемые человеческим ухом.
Если колебания равномерные (периодические) – то мы произносим и слышим тоны, которые рассматриваем как гласные звуки.
Неравномерные (непериодические) колебания дают шумные согласные, если в них преобладает шум, и сонанты, если в них преобладает тон.
3) Физический (акустический) аспект изучает звуки человеческой речи с точки зрения их физических характеристик. Запомните физические параметры, которые характеризуют каждый звук.
№ | Физические параметры звуков | Физическая суть | Единицы измерения |
Высота | Количество колебаний голосовых связок | Гц(герц) | |
Интенсивность (громкость) | Амплитуда колебаний голосовых связок | Децибел (уровень шума) | |
Длительность (период звучания) | Отрезок времени, в течение которого воспроизводится звук | Мсек (милисекунды) | |
Тембр | Специфическая окраска, которая создается резонансными характеристиками при прохождении воздуха через полости рта и носа | Единиц измерения нет |
Таблица 7
4) Биологический аспект
Запомните, что в этом аспекте звуки рассматриваются с точки зрения процессов, происходящих в организме человека при их произнесении и восприятии. Поэтому существуют 2 аспекта: произносительный (произнесение) и перцептивный (восприятие).
При произнесении любого звука в организме человека происходят следующие процессы:
§ из зоны Брона и Вернике (левое полушарие головного мозга) исходит импульс (команда);
§ импульс (команда) должен быть передан по нейронам к выполняющим эту команду органам;
§ дыхательный аппарат (легкие, бронхи, трахея, диафрагма, вся грудная клетка) выполняют сложную работу по образованию воздушной струи;
§ произносительные органы (голосовые связки, язык, губы, небная занавеска и т.д.) выполняют работу по артикуляции звуков.
Итак, артикуляция звука – совокупная работа всех органов.
Все органы речи делятся на 2 группы:
- активные – выполняют те или иные движения в процессе артикуляции, например, язык, губы, небная занавеска, голосовые связки;
- пассивные – являются точкой опоры для активных органов речи, например, альвеолы, твердое небо, зубы.
II. Гласные и согласные звуки
1) Постарайтесь осмыслить разницу между гласными и согласными звуками:
Гласные | Критерий сравнения | Согласные |
периодические (равномерные) | колебательные движения голосовых связок | непериодические (неравномерные) |
отсутствует | наличие преграды (фокуса) | обязательно присутствует |
разлито по всем произносительным органам | напряжение | сосредоточено в месте образования преграды |
ртораскрыватели | положение нижней челюсти | ртосмыкатели |
Таблица 8
2) Классификация гласных звуков в языках мира
а). По работе языка:
Таблица 9
б). По работе губ:
- огубленные (лабиализованные)
- неогубленные (нелабиализованные)
в). По положению небной занавески:
- носовые (назализованные)
- неносовые (неназализованные)
г). По долготе
- долгие
- краткие
В соответствии с этими критериями можно описать и определить любой гласный звук любого языка, например,
[R] – гласный, долгий, напряженный, заднего ряда, низкого подъема, нелабиализованный;
[L] – этот гласный звук английского языка отличается от предыдущего одним параметром, он огубленный и т.д.
3) Классификация согласных звуков в языках мира
а). По соотношению тона и шума
Таблица 10
б). По характеру преграды
Таблица 11
в). По активному артикулирующему органу
Таблица 12
III. Позиционные изменения звуков в потоке речи
В потоке речи артикуляция звуков подвергается изменениям, которые называются позиционными в широком смысле
а). Запомните схему:
Позиционные изменения
комбинаторные собственно-позиционные
изменения изменения
Таблица 13
Комбинаторные изменения – общие изменения, возникающие в результате взаимодействия между артикуляциями звуков, находящимся в непосредственном или близком соседстве друг с другом в потоке речи.
Аккомодация – изменение артикуляции согласных под влиянием соседних гласных и наоборот, изменение артикуляции соседних гласных под влиянием согласных.
Например,
[brata] → [brat°u]
Ассимиляция (уподобление) – сближение артикуляции соседних согласных или гласных в потоке речи.
Например,
['lPdPCkq]→ ['lotkq]
Диссимиляция (расподобление) – расхождение артикуляции звуков в потоке речи. Например,
['kPrIdPr] → [kPlidor] – просторечие
[fev'ral'] ← [fev'rar'] – историческое изменение в русском литературном языке
Собственно-позиционные изменения – изменение артикуляции звуков в потоке речи в зависимости от позиции в слове и от ударения, например, гласных звуков в безударных слогах или оглушение согласных в конце слова перед паузой, например,
['mal] → [mA'lыS] → [mъlыI'SI]
['duba] → ['dup]
Редукция – частичное (качественное или количественное) изменение артикуляции звуков в безударных слогах (см. пример выше) вплоть до полного выпадения (полная редукция или нулевая редукция), например:
She 'has a "cat [hxz] – полный стиль произнесения под ударением.
'She has a "cat [hqz] - качественная редукция.
'She's a "cat ['z] – нулевая редукция.
Апóкопа – отпадение конечного гласного или целого слога в конечной части слова, например,
[Pet'a] → [pet'] – Петя – Петь;
[S'tobы] → [S'tob] – чтобы – чтоб.
Синкóпа – выпадение звуков или слогов в середине слова, например,
[I'vanovItS] → [I'vanыtS] – Иванович- Иваныч
[sQn 'sanыtS]- Александр Александрович.