РАЗДЕЛ II. ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ

I. Фонетика как раздел языкознания

1) Запомните определение термина «фонетика» (в переводе с греческого «звук», «голос») - наука о звуковом материале языка, об использовании этого звукового материала в значащих единицах, об исторических изменениях в этом звуковом материале.

2) Объект изучения фонетики – звук человеческого голоса. Он изучается с точки зрения трех аспектов:

- физический аспект;

- биологический аспект;

- собственно-лингвистический аспект.

Источник звуков – колебательные движения голосовых связок, передаваемые через упругую среду (воздух) и воспринимаемые человеческим ухом.

Если колебания равномерные (периодические) – то мы произносим и слышим тоны, которые рассматриваем как гласные звуки.

Неравномерные (непериодические) колебания дают шумные согласные, если в них преобладает шум, и сонанты, если в них преобладает тон.

3) Физический (акустический) аспект изучает звуки человеческой речи с точки зрения их физических характеристик. Запомните физические параметры, которые характеризуют каждый звук.

Физические параметры звуков Физическая суть Единицы измерения
Высота Количество колебаний голосовых связок Гц(герц)
Интенсивность (громкость) Амплитуда колебаний голосовых связок Децибел (уровень шума)
Длительность (период звучания) Отрезок времени, в течение которого воспроизводится звук Мсек (милисекунды)
Тембр Специфическая окраска, которая создается резонансными характеристиками при прохождении воздуха через полости рта и носа Единиц измерения нет

Таблица 7

4) Биологический аспект

Запомните, что в этом аспекте звуки рассматриваются с точки зрения процессов, происходящих в организме человека при их произнесении и восприятии. Поэтому существуют 2 аспекта: произносительный (произнесение) и перцептивный (восприятие).

При произнесении любого звука в организме человека происходят следующие процессы:

§ из зоны Брона и Вернике (левое полушарие головного мозга) исходит импульс (команда);

§ импульс (команда) должен быть передан по нейронам к выполняющим эту команду органам;

§ дыхательный аппарат (легкие, бронхи, трахея, диафрагма, вся грудная клетка) выполняют сложную работу по образованию воздушной струи;

§ произносительные органы (голосовые связки, язык, губы, небная занавеска и т.д.) выполняют работу по артикуляции звуков.

Итак, артикуляция звука – совокупная работа всех органов.

Все органы речи делятся на 2 группы:

- активные – выполняют те или иные движения в процессе артикуляции, например, язык, губы, небная занавеска, голосовые связки;

- пассивные – являются точкой опоры для активных органов речи, например, альвеолы, твердое небо, зубы.

II. Гласные и согласные звуки

1) Постарайтесь осмыслить разницу между гласными и согласными звуками:

Гласные Критерий сравнения Согласные
периодические (равномерные) колебательные движения голосовых связок непериодические (неравномерные)
отсутствует наличие преграды (фокуса) обязательно присутствует
разлито по всем произносительным органам напряжение сосредоточено в месте образования преграды
ртораскрыватели положение нижней челюсти ртосмыкатели

Таблица 8

 

2) Классификация гласных звуков в языках мира

 

а). По работе языка:

 

 

           
     
 

 

 


Таблица 9

б). По работе губ:

- огубленные (лабиализованные)

- неогубленные (нелабиализованные)

в). По положению небной занавески:

- носовые (назализованные)

- неносовые (неназализованные)

г). По долготе

- долгие

- краткие

В соответствии с этими критериями можно описать и определить любой гласный звук любого языка, например,

[R] – гласный, долгий, напряженный, заднего ряда, низкого подъема, нелабиализованный;

[L] – этот гласный звук английского языка отличается от предыдущего одним параметром, он огубленный и т.д.

 

3) Классификация согласных звуков в языках мира

 

а). По соотношению тона и шума

       
   
 

 


Таблица 10

 

б). По характеру преграды

 

 

 


Таблица 11

в). По активному артикулирующему органу

           
     
 
 

 


 

Таблица 12

III. Позиционные изменения звуков в потоке речи

 

В потоке речи артикуляция звуков подвергается изменениям, которые называются позиционными в широком смысле

а). Запомните схему:

Позиционные изменения

       
   


комбинаторные собственно-позиционные

изменения изменения

                       
       
     

 


Таблица 13

Комбинаторные изменения – общие изменения, возникающие в результате взаимодействия между артикуляциями звуков, находящимся в непосредственном или близком соседстве друг с другом в потоке речи.

Аккомодация – изменение артикуляции согласных под влиянием соседних гласных и наоборот, изменение артикуляции соседних гласных под влиянием согласных.

Например,

[brata] → [brat°u]

Ассимиляция (уподобление) – сближение артикуляции соседних согласных или гласных в потоке речи.

Например,

['lPdPCkq]→ ['lotkq]

Диссимиляция (расподобление) – расхождение артикуляции звуков в потоке речи. Например,

['kPrIdPr] → [kPlidor] – просторечие

[fev'ral'] ← [fev'rar'] – историческое изменение в русском литературном языке

Собственно-позиционные изменения – изменение артикуляции звуков в потоке речи в зависимости от позиции в слове и от ударения, например, гласных звуков в безударных слогах или оглушение согласных в конце слова перед паузой, например,

['mal] → [mA'lыS] → [mъlыI'SI]

['duba] → ['dup]

Редукция – частичное (качественное или количественное) изменение артикуляции звуков в безударных слогах (см. пример выше) вплоть до полного выпадения (полная редукция или нулевая редукция), например:

She 'has a "cat [hxz] – полный стиль произнесения под ударением.

'She has a "cat [hqz] - качественная редукция.

'She's a "cat ['z] – нулевая редукция.

Апóкопа – отпадение конечного гласного или целого слога в конечной части слова, например,

[Pet'a] → [pet'] – Петя – Петь;

[S'tobы] → [S'tob] – чтобы – чтоб.

Синкóпа – выпадение звуков или слогов в середине слова, например,

[I'vanovItS] → [I'vanыtS] – Иванович- Иваныч

[sQn 'sanыtS]- Александр Александрович.