IIХ) Проблема духовных ценностей и смысла жизни.

IIX|1)Понятие ценностей, классификация ценностей.

Термин ценность широко используется в обыденной жизни и философии. Ценность можно определить как эмоциональная значимость обьектка для определенного субьекта. Ценность = качество явлений действительности в равной степени зависящее как от обьективных свойств так и от эмоциональных потребносте субьекта. На основе ценностей формируется целостные ориентации как внешних элементов личности, социума. Именно через многообразие ценностей человек становится человеком, приобщается к культуре. Многочисленные ценности являются не хаотичным множеством а гармоничной системой, выстраиваемой в полном соответствии с идеалом, т.е должным образом мира и человека. Идеал рассматривается как всшая ценность. Критерии для ценностей берут различные. Наиболее распространенным является деление ценностей на дматериальные и духовные. Грань между этими ценностями весь условна т.к материальные ценности несут в себе отпечаток человеческого духа, духовные ценности выражаются при помощи опр средств. Возможна классификация ценностей по сферам человеческо й деятетльности: экономические, политические, экологические. Т.к ценности имеют субьективную составляющую их делят по субьекту: индивидуальные, групповые,общественные. Так же ценности делят на относительные т.е имеющие определенный предел и абсолютные т.е неизменные вечные. Ценности касаются бытия как такого а не только его переживание субьектом. Абсолютными ценностями могу выступать радовые сущностные свойства: дистантность, трансцентгентность. Все они есть необходимы аспект бытия человека и в этом отношении они являются частичной абсолютной ценностью. В силу конечности земного существования человек может достич полноты бытия только в свободной взаимодополняющей деятельности с другими людьми. Т.е уникальное бытие отдельной личности есть не только бытия для самого себя но и бытия для других.Абсолютность ценностей обеспечивает надежность и гармоничность движения человечества, по пути все большего проявления сущности , по пути добра.

IIX|2)Проблема определения добра и зла.

"Добро и зло это равноправные начала бытия?" Если ответить на этот вопрос "Да", тогда получится что зло так же вечно как и добро, они оба всегда будут существоватьв мире. Если ответить "Нет" то что первично? Преодолимо ли зло и каким образом? Добро и зло это обьективная или сугубо субьективная оценка?От адекватного ответа на эти вопросы зависит жизнь человека. По утверждению Платона Добро необходимо писать с заглавной буквы, а зло с прописной. Аврелий Августин утверждал что зло это есть только лишение добра. А философ 20 века Альберт ... говорил что зло есть то что уничтожает жизнь, препятствует ей. Добро и зло представляют собой характеристики качества бытия. Добро - это гармоничное единство всех элементов мира, это эталонныая фарма, а зло есть отклонение от нормы. ПО мнению Соловьева наличие зла порождено разрозненностью и враждебностью тех существ которые в своем нормальном состоянии находятся во внутреннем единстае друг с другом. Он утверждал что если бы не было разрозненности то каждое существо чувствовало себя во всем и тогда не было бы ничего безусловно чуждого. Соловьев справедливо полагал что источник зла - эгоизм т.е. стремление поставить свое "я" на место всего. Абсолютная любовь к своему "я" т.е. эгоизм приводит к страданиям. но еще обедняет бытие личности, т.к обособляя себя от человеческого рода эгоист абсолютизирует тем самым свою ограниченнсть, разрывает социальные связи. Т.о зло саморазрушительно. Зло делает недостижимиым полноту человеческого бытия. Другой русский философ Лосский исходя из представленных рассуждение Соловьева утверждал что опосредованное добрым существованием отдельных личностей проявление родовой сущности автоматически обеспечивает толлько форму человеческого мира. Содержанием же она автоматически наполняется сама. Поведение человека это творческий процесс предпринимаемый ради достижение конкретной цели \ценности на основе свободного предпочтения другим ценностям. Абсолютные ценности выступают как обьективная необходимость с которой можно не считаться но которую нельзя отменить. Камертоном единства философии общества выступает мораль, все требования которой сводятся к одному: "Относись к другому человеку так же как к самому себе".

IIX|3)Роль ценностей в жизни человека и общества. Проблема смысла жизни, основные направления решения.

Высшая ценность занимает особое место среди других ценностей, выступает как идеал должного определяет смысл жизни дял отдельно личности и общества. Это высшая цель и достижение ее наполняют жизнь человека смыслом, оправдывают в глазах личности ее действия. Для того чтобы жить человек обязательно должен верить в высший смысл которым обладают его поступки. Т.к это все затрагивает жизни других людей то смысл жизнь имеет нравственное значение. Смысл жизни не есть что то субьективное, человек не изобретает его а обретает, поэтому он выступает как императив. Однако здесь имеет место быть свободный выбор, хотя его свобода не абсолютна. Австрийский философ Виктор Франкл выделяет сл: а) Обретение смысла жизни с помощью того что человек дает для жизни. б) обретение смысла жиз с помощью того что человек берет от жизни. в) обретение смысла жизни посредством ... которое человек занимает по отношению к судьбе.

IIX|4)Смысл жизни и счастья.

Человек выбирает свое призвание и в нем находит смысл своего бытия. Однако обретя смысл жзни необходимо его осуществить в действительности, т.е в условиях ограниченности и необратимости земного бытия. Такое осуществление не происходит автоматически, а требует постоянно отличности выбора, желает ли личность осуществить этот смысл жизни в конкретных условиях. Именно в череде таких выборов и строит человек свою судьбу, реализует с разной степенью полноты свой смысл жизни и т.о достигает или не достигает счастья. Именно счастье многие люди считаю смыслом жизни. Аристотель определял счастье как длительное и гармониченое удовольствие. Стоики определяли счастье как жизнь в гармонии с природой. Эпикурейцы видели счастье в чувственном наслаждении. В средневековой философии счастье понималось как обращение к Богу, пребывание в нем. А в новое время философы видели счастье вв приобретении знаний.В. Франкл считал что человеку незачем стремиться к счастью, если у человека есть основа для него то это автоматически обуславливает наличие счастья, в то же время чем больше человек стремится к счастью тем больше оно отдаляется от него. Однако и то что легко дается не всегда ведет к счастью Если человек считает что он достиг счастья это ознает что ему просто не к чему больше стремиться. Счастье - это процесс связаный с самореализацией. Успешность этого процесса сопровождается чувством наслаждения, удовлетворения, но к ним не сводится. При сопереживании другому человеку счастье является более глубоким и полным, но такое счастье является сугубо индивидуальным. Марк Аврелий подметил что счастье является не чем то внешним, а чем то внутренним. Человек счастлив или несчастлив не благодаря тому тому что он имеет, кем является а благодаря тому что обо всем этом думает как ко всему этому относится. Содержание счастья каждый человек понимает по своему, оно зависит от того как он истолковывает свой смысл жизни. Счасье есть чувственно эмоциональная форма идеала.

return false">ссылка скрыта