IV) Познание его возможности и границы.

IV|1-2) Истоки и природа человеческого познания. Познание и практика.

Специфика человеческой сущности в отличии от других животных заключается в том, что человек адаптируется к окружающей среде не биологически в процессе эволюции а социально в результате общественно деятельности, совершенствуя орудия труда. Человеческое сознание - это высшая форма отражения окружающей действительности, специфика которой заключается в целенаправленном идеальном восприятии мира. еще Аристотель говорил что от рождения человек стремится к знаниям. Но что есть эти знания? Почему он к ним стремится? Какими свойствами они должны обладать чтобы человек к ним стремился? Достижимы ли адекватные знания? Познание- это процесс получения знаний. Цель познания получения знаний истинных т.е соответствущих предмету познания. В основе познания лежит первоначальное единства мира и человека. В процессе познания человек накапливает истынные знание которое обуславливают процесс жизнедеятельности человека. Человек взаимодействует с окружающей средой (соответственно накапливает знания) при помощи практики т.е совокупности чувственно предметной целеполагающей деятельности. Структура практики включает в себя такие элементы как : потребность, цель, мотив. Процесс познания выростает из практической деятельности и обуславливает ее. Практика выступает критерие истинности.

IV|3) Субьект и обьект познания.

Познание это обьектно-субьектный процесс. отправной точка познания является процесс разделения изначально целого бытия на обьект и субьект. Познание и исторически логически принято начинать с выделения обьекта познания который мысленно выделяется из окружающих. Субьектом познания всегда является человек. Обьектом позщнания всегда является частичка природы вовлеченна в процесс целесообразный. Сознание человека никогда не работает с обьектом непосредственно, а лишь с моделью воссозданной на основе накопленного опыта или чувственных данных. На качество модели, ее адекватность реальному миру влияет множество факторов, и особое значение уделяется предметам посредникам. К их числу можно отнести орудия труда,языкавые знаки и письмена.

IV|4) единство чувственного и рационального познания и форм.

Познание это активный творческий процесс приближения мышления к обьекту через его мысленную реконструкцию. Причем человек отражает обьект взависимости от его уровня подготова, ценностей и врожденных психовизических характеристик. Познание есть переход от улавливаемых внешних "лежащих на поверхности" свойств предмета и фиксирования явлений. Чувственное познание появляется раньше рационального. И на ранних этапах жизни человека и общеста является более эффективным. Но по мере усложненния практических задач появляется необходимость перехода к рациональному познанию. Чувственное познание осуществляяется через: ощущение, восприятие, представление. Ощущение - это процесс воспроизведения отдельных сторон предмета (создание чувственных образов) через непосредственно взаимодействие с предметом на уровне чувств; Восприятие - отражение совокупности сторон предмета при непосредственном воздействии на органы чувств.; Представление - это мысленное воссоздание образа предмета на основе ранее полученных данных (хранящихся в памяти). Ощущение восприятие и представление очень многообразны, т.к в них наличиствует опосредованный образ. И здесь появляется вариативность виденья мира различными людьми. Это обусловлено развитостью их органов чувств, мозга и тп. Чувственное познание является первым и важным элементом познания. Но сущность не лежит на поверхность и достичь ее только с помощью чувственных данных невозможно. Здесь проялвляется абстрактное, рацональное познание. он отбрасывает отдельны свойства предмета и сосредотачивается на его основе. Рациональный метод познания заключается в 3 формах: понятие,суждение и умозаключение. Понятие - выделяет общие свойства и свзяи предмета, фиксирует общее, является основой мыления.; Суждение - это форма выражения мысле посредством связи нескольких понятий, устанавливает наличие или отсутсвие какого либо принцыпа.; Умозаключение -форма выражения мысле когда из 1 или нескольких суждений вытекает новое не в исходном не содержащееся, но по логике вытекающее. Чувственное и рациональное познание являются неотемлемыми частями познания. Интуиция - это прямое постижение истины без ее обоснования путем логических суждений. Филосовские направления по разному оценивают основу познания. Рационализм считает осново познания разум, а иррационализм считает разум обсурдом, и делает осново познания веру.

IV|5) Проблемы истины и ее критерии.

Целью познания является получение знаний, но не рпосто знаний, а знаний истинных. Но что есть истина? каковы ее критерии? Платом считачто существует вченые и неизменный и неизменный мир идей (эндосы), рассматриваемые им как существующие сами по себе истины. имануил Кант считал истину как согласие мышления с самим собой. Многие философы после Аристотеля считали истину как соответсвие знания вещам. Но истина не вещь. Истина субьективна по существованию и обьективна по содержанию и источнику. Истина возникает как результат познания в головвах отдельных социумов, уникальных по своему существованию. Поэтому истин выражающих с той или иной степенью полноту мысли столько же сколько и людей как носителей субьективности. Но это вовсе не означает что единой абсолютной истины не существует. Относительно частные истины в той или иной мере представляют собой приближение к абсолютной истине, выступающей в реальном мире в качестве некого инварианта при сравнениее множества истин. относительные истины могут даже вступать в противоречие друг с другом но это не значит что они ошибочны. так как обьект познания все время находится в развитии. Так же следует учитывать различия самих субьектов. Людям свойственна интуитивная и пространственно-временная ограниченности. Отсюда и акцентирование внимания на разных аспектах обьекта. Разные степени глубины представлений 1 и тогоже обьекта разными людьми воспринимаются по разному, даже одним и тем же человеком, в зависимости от эмоционального состояния и возраста. Истина отражает обьект не полностью, а в известных пределах которые меняются => процесс познания заключается не только в приобретении новых знаний о новых предметах но и постоянном уточнении знаний о старых предметах. В неопределенно равных условиях истина превращаетсяв ложь. Существует 2 крайности постижения истины: а) Дагматизм - абсолютизирует абсолютную истину, в том смысле что каждый человек может достичь ее в исчерпывающей полноте; б) Релятивисты же абсолютизируют относительную истину, утверждая что у каждого субьекта она своя и ничего общего у них быть не может. Существуют различные критерии истинности например: ясность нерпотиворечивость, простота, общезначимость. Однако существует иуниверсальный критерий истины это практика, которая дает в качестве критерия истинности свой результат. Результаты человеческой практики позволяют изменять и корректировать знания, все больше приближая их к абсолютной истине.