Архитектура Франции.
Во второй половине XVII века возвышенные эстетические утопии ранних классицистов заинтересовали французскую монархию. Людовик XIV решил создать своеобразный классический ландшафт недалеко от Парижа. Так была создана резиденция короля – Версаль (1669 – 1685 гг.) архитекторы Луи Лево, Жюль Ардуэн-Мансар, Андре Ленотр. Как впоследствии Петербург по указу Петра I, так и Версаль был построен по указу властного молодого короля в местности, болотистой и пустынной. Раньше там стоял маленький охотничий замок Людовика XIII.
Версальский дворец выполнен в строгой регулярной и торжественной планировке. По замыслу архитекторов Большой дворец – главная часть комплекса должен был располагаться на искусственной террасе, где сходятся три главных проспекта Версаля. Один из них ведет к Парижу, а два боковых к дворцам Со и Сен-Клу.
Жюль Ардуэн-Мансар, приступив к работе, оформил все постройки в едином стиле. Фасады корпусов были поделены на три яруса . Нижний по образцу итальянского дворца-палаццо эпохи Возрождения отделан рустом ( тесаный камень, лицевая поверхность, которого грубо околота, обычно с узким, более гладким кантом по краям), средний – самый крупный – заполнен высокими арочными окнами, между которыми расположены колонны и пилястры. Верхний ярус укорочен, завершается балюстрадой (ограждением, состоящим из ряда фигурных столбиков, соединенных перилами) и скульптурными группами, которые создают ощущение пышного убранства, хотя все фасады имеют строгий вид. Однако интерьер дворца отличается пышностью отделки, характерной для стиля барокко.
Огромное значение в дворцовом ансамбле принадлежит парку, спроектированному Андре Ленотром. Он отказался от искусственных водопадов и каскадов в стиле барокко, символизирующих стихийное начало в природе. Бассейны Ленотра четкой геометрической формы, зеркально гладкой поверхностью. Перед нами расстилаются ровные ковры газонов, в их зеленые зеркала и заключены прямые аллеи, которые уводят вдаль, к блистающему Большому каналу. Бесчисленные статуи фонтанов, вазонов, гармонируют с зеленью и водой. Парк Ленотра, благородный «зеленый дворец», радует больше, чем роскошный дворец Мансара и Лебрена.
Разбивка парков – тоже искусство, и искусство сложное: оно имело дело с непокорным живым материалом – все время меняющимся растительным миром. В садово-парковом искусстве сложились два основных принципа – пейзажный и регулярный. Пейзажные парки стали популярными в Англии, в них имитируется естественная природа: запутанные тропинки, заросли кустов и деревьев, укромные лужайки. Гуляя по такому парку, вы неожиданно набредете на ручей или речку с перекинутым через них мостиком, на уютную беседку или вдруг замечаете статую, смутно белеющую сквозь густую зелень. Такой «натуральный» парк вы найдете в Павловске под Петербургом.
Французский парк – это парк регулярный, в нем вся природа подчинена замыслу зодчего, дорожки выровнены, аллеи прямы, как стрелы, трава подстрижена, водоемы имеют правильные геометрические очертания, кронам деревьев приданы правильные конусообразные и шарообразные формы. В этих чинных парках есть своя прелесть, в чем убеждают сады Ленотра. Они особенно хороши вечером, в предзакатный час, когда золотое небо отражается в чашах бассейнов и длинные тени ложатся на песок четким решетчатым узором.