Диего Веласкес (1599 – 1660).

Произведения Диего Родригеса де Сильва Веласкеса справедливо считаются вершиной испанской живописи XVII в. Никто из современников не мог сравниться с ним по широте художественных интересов и виртуозности кисти. Живописец увлеченно изучал античную историю и современное ему барокко. Сохранив национальную самобытность, Веласкес впитал в себя все богатство европейской художественной традиции.

Диего Веласкес родился в Севилье в знатной семье.

В 1609 году Веласкес поступает в обучение к художнику Франсиско Эррере- старшему, но уже через несколько месяцев уходит из-за скверного характера мастера. С 1610 по 1617 годы он учится у Франсиско Пачеко, который преподает ему искусство живописи. В 1617 он вступает в корпорацию севильских живописцев, а через год женится на красавице Хуане, дочери Пачеко. Именно к этому периоду принадлежат его первые известные жанровые картины, например известное нам эрмитажное полотно «Завтрак». Такие жанровые картины получили название бодегоны, что в переводе с испанского означает «харчевня». Это картины с изображением лавки или трактира, нечто среднее между натюрмортом и бытовой сценой. Обязательный элемент бодегона – грубоватая глиняная или деревянная посуда; его персонажи – простые люди с обыкновенной внешностью.

Интересной работой севильского периода является «Поклонение волхвов» (1619). Перед нами религиозный сюжет, за которым скрывается настоящий семейный портрет самого художника. На нем можно узнать жену художника Хуану (Богоматерь), маленькую симпатичную дочку Веласкеса (Младенец), тестя Пачеко (бородач) и самого художника (себе он отвел роль юного волхва). Веласкес очень быстро проявляет себя как блестящий и вдумчивый портретист, способный ухватить каждую черточку характера.

Однако художника манит Мадрид – резиденция испанских королей, город, в котором можно снискать славу. Его живопись привлекает внимание знатного вельможи, графа-герцога Оливареса, при помощи которого Веласкес становится в возрасте 24 лет придворным художником короля Филиппа IV и оставался им до самой смерти. Столица открыла ему новые возможности. Знакомство с шедеврами королевской коллекции живописи, встреча со знаменитым фламандским художником Питером Пауэлом Рубенсом в 1628 году, наконец, две поездки в Италию – все это превратило Диего Веласкеса в мастера с огромной художественной эрудицией.

Центральное место в творчестве Веласкеса занимают портреты. Будучи придворным художником, он создал большое количество портретов представителей королевской семьи и их приближенных (например «Портрет Оливареса (Эрмитаж). Создает художник и несколько портретов самого Филиппа IV (один из них хранится в Эрмитаже), а также особенно трогательными являются портреты инфанты Маргариты – дочери Филиппа IV и Марианны Австрийской. Последним из этих портретов написан, когда ей было 9 лет. Эта обаятельная белокурая девочка умерла в 22 года. Мастер часто писал блестящие психологические портреты, с поразительной глубиной проникая во внутренний мир своих героев. К их числу относится портрет Папы римского Иннокентия X (1650 год). Веласкес прекрасно передает вздорный характер понтифика, играя на контрасте с его высоким положением, которое художник подчеркивает чистыми и сверкающими тонами.

«Сдача Бреды» 1635 г. - единственное произведение, написанное Веласкесом на исторический сюжет, изображает взятие испанцами голландской крепости Бреда в 1625 году. Испанцы стоят плотно сомкнутым строем, лес копий над их головами символизирует сплоченность. Голландцы напротив, сбились в беспорядочную толпу. Комендант крепости Юстин Нассауский вручает ключи испанскому адмиралу Амброджио Спиноле и пытается приклонить перед ним колена, а благородный и великодушный победитель удерживает его от этого.

Особое внимание Веласкес уделял античным образам. На знаменитой картине «Венера перед зеркалом» (1650 г) изображена полулежащая обнаженная богиня. Она смотрится в зеркало, которое держит перед ней Амур. Тема этого полотна, вероятно, навеяна впечатлениями от венецианской живописи эпохи Возрождения. Картина была создана художником в Италии, так как инквизиция Испании запрещала художникам писать обнаженное женское тело. Однако Венера Веласкеса воплощает типично испанский идеал красоты: она хрупка и пропорции её фигуры далеки от античной «правильности». Богиня показана спиной к зрителю (это очень необычно), а её лицо можно увидеть только в зеркале. Телесная красота Венеры доступна простому взгляду, но тайну красоты внутренней зритель в состоянии лишь смутно ощутить лишь в неясном расплывчатом отражении.

Лучше всего глубину живописи Веласкеса передают две работы позднего периода «Пряхи» (или миф об Арахне) 1657 год и «Семья Филиппа IV» (или Менины) 1656 год. Обе эти работы считают одними из самых загадочных произведений Веласкеса. Картина «Менины»(Придворные дамы) вызывает много споров. Придворные дамы окружают заботами маленькую инфанту Маргариту. Рядом с ними изображены карлик с карлицей и мужчина с женщиной, о чем то беседующие. В глубине, по ту сторону открытой двери, - гофмаршал дон Хосе Ньето де Веласкес. В левом углу картины – сам художник, работающий над огромным холстом. Реальные персонажи в ирреальной среде, среди света и пыли. Что хочет изобразить художник? Ответ, казалось бы, очевиден: две фигуры, отраженные в зеркале за его спиной, то есть короля и королеву. Но зеркало может отражать еще какую-то картину. И чем объяснить удивленные взгляды персонажей? Может быть, появлением самих королевских особ? Значит художник пишет не их, а всю сцену, которую мы видим, адресуя её потомкам.

Картина «Пряхи» - на первый взгляд жанровая сцена, показывающая труд работников ткацкой мастерской. На переднем плане женщины прядут и разматывают нити. В глубине картины изображена сцена из античного мифа, описанного древнеримским поэтом Овидием в «Метаморфозах»: мастерица Арахна вызвала Афину на состязание в ткачестве, а разгневанная богиня в наказание за дерзость превратила её в паука. Сцена с работницами показана очень поэтично, все фигуры окутаны мягким светом. В то же время персонажи на втором плане, изображены довольно четко и объемно. Поэтому границу между реальным и вымышленным пространством полотна трудно определить. Историки предполагают, что эта необычная картина на самом деле отражает два эпизода мифа. Старая работница на переднем плане - это Афина, а молодая – Арахна, и Веласкес показал сцену их состязания. В глубине картины представлено завершение мифа: Афина предстает перед Арахной в своем истинном обличие, намереваясь её покарать, а мастерица испуганно прижимается к стене.

Веласкес добился небывалых высот, благодаря дружбе с королевской семьей. Именно Филиппу IV удается получить от папы необходимое разрешение, чтобы в 1659 году произвести художника в рыцари ордена Сант-Яго – высочайший титул, мечта всей жизни. Вершина карьеры, но, по иронии судьбы, и её завершение. В июне 1660 года он готовит и организует торжественную церемонию «передачи» инфанты Марии Терезы жениху Людовику XIV, королю Франции, которая проходит на острове Фазанов на реке Бидассоа. А в августе, находясь в Мадриде, после непродолжительной болезни художник умирает.

return false">ссылка скрыта

 

 

Искусство Фландрии и Голландии XVII века.

 

В XVII столетии художественные традиции нидерландского искусства продолжались во Фландрии и Голландии. На их основе сложились родственные, но самобытные голландская и фламандская школы живописи. Причиной такого разделения послужила драматическая история Нидерландов во второй половине XVI века.

В то время в Нидерландах широко распространился протестантизм. В 1566 году по стране прокатилась волна иконоборчества. Король Испании Филипп II, под властью которого находились Нидерланды, отправил в страну большую армию, чтобы восстановить господствующие положение Католической церкви. Испанцы жестоко подавляли волнения, при этом десятки тысяч нидерландцев погибли. В ответ на насилие вспыхнуло вооруженное восстание.

На севере страны, где протестанты составляли большинство населения, жители сумели в 1581 году свергнуть испанское иго и провозгласили независимую республику Соединенных провинции. Среди них в хозяйственном и культурном развитии лидировала Голландия, поэтому так вскоре стали называть всю страну. Государственной религией стал кальвинизм. Это вероучение не признавало икон и вообще церковного искусства.

Голландским художникам поневоле пришлось отказаться от религиозных тем и искать новые. Они обратились к окружавшей их действительности, поэтому ведущими жанрами в голландской живописи стали: бытовой жанр, натюрморт, портрет и пейзаж.

Заказчиками таких картин стали не вельможи, а малообразованные бюргеры, которые больше всего ценили произведения искусства за то, что они «совсем как живые». Картины стали рыночным товаром, и благосостояние живописца всецело зависело от умения угодить заказчику. Поэтому художник совершенствовался лишь в основном в определенном жанре. Картины художников были, как правило, небольших форматов и предназначались не для дворцов, а для скромных гостиных и были адресованы простому человеку. Этих художников историки искусства стали называть «малыми голландцами».

Наиболее знаменитыми такими художниками являются: жанристы – Ян Стен, Адриан ван Остаде, Герард Терборх, Ян Вермер, Питер де Хох, пейзажисты - Якоб ван Рейсдал, Паулюс Поттер, художники, работающие в жанре натюрморта – Питер Клас, Виллем Клас Хеда, Виллем Калф, Балтазар ван дер Аст.

На юге Нидерландов к сожалению победу одержали испанцы. В 1585 году сдался последний оплот повстанцев – город Антверпен.

Филипп II в 1598 году передал Южные Нидерланды любимой дочери инфанте Изабелле. Вновь образованное государство в официальных документах называли католическими Нидерландами, в ученых трудах – Бельгией, в простadsbygoogle.js">