Микеланджело да Караваджо (1573 – 1610).
Микеланджело Меризи да Караваджо прожил бурную, но короткую жизнь, создав свой собственный стиль в искусстве и ряд необыкновенных образов. Одаренный мастер он вел странную, неустроенную жизнь, был очень неуравновешенным человеком, нередко дрался на дуэли. Одна из дуэлей закончилась смертью противника. Четыре последних года Караваджо повел в скитаниях, скрываясь из-за обвинения в убийстве, и умер в полной нищете.
Микеланджело родился в Ломбардии на севере Италии. Точно неизвестны ни дата, ни место его рождения. Известно, что его семья была довольно обеспеченной, в свое время Микеланджело получил довольно хорошее образование. После смерти отца он получает довольно приличное наследство. С 1584 года Микеланджело учится у миланского живописца Симоне Петерцано.
Около 1590 года Караваджо переехал в Рим. С 1597 года он работает при дворе кардинала Франческо дель Монте.
Одной из его первых известных работ является картина «Гадалка» (1595). По мнению Д. Беллори (биографа Караваджо), этим полотном художник хотел доказать, что можно вдохновляться и сюжетами, взятыми из реальной жизни, а не только античными мифами, древними мраморными статуями и работами Рафаэля. Для этого Караваджо пригласил уличную гадалку и предложил ей показать, как она предсказывает судьбу. Кроме неё он изобразил и юношу – одна его, обтянутая перчаткой рука, лежит на эфесе шпаги, а вторая, обнаженная, потянута к гадалке. Эти две поясные фигуры помогли художнику достичь небывалого реализма. Цыганка ловко одурачивает простака. Поглаживая ладонь юноши, она ловко снимает кольцо с его пальца. Молодой самовлюбленный человек, одетый в модный костюм заинтересовано рассматривает привлекательную девушку, не ожидая от неё мошенничества.
В первые годы, проведенные в Риме, Караваджо написал несколько крупных поясных портретов молодых людей: такие как «Корзина с фруктами», «Юноша с лютней», «Мальчик с фруктами» и «Вакх с чашей в руках». Среди них наиболее выделяется картина «Вакх с чашей в руках» 1595 год. Картина великолепна по композиции и обнаруживает в Караваджо прекрасного портретиста и мастера натюрморта. Изображенный юноша соблазнительно смотрит на зрителя и как будто предлагает ему изысканный бокал вина. Полное чувственное лицо Вакха увенчано шапкой густых черных волос. Рядом с юношей изображена корзина с фруктами, среди них мы видим гранат, знак чистоты и целомудрия. Но гранат этот перезрел, и скорее всего служит символом того, что герой полотна уже утратил свою невинность.
Между сентябрем 1600 года и ноябрем 1601 года Караваджо написал две картины для капеллы Черази церкви Санта-Мария дель Пополо. Одной из самых известных является «Обращение Савла».
Изображенные на полотне фигуры как бы не умещаются в пространстве, ограниченном рамой картины.
Святой Павел (до обращения его звали Савлом) был поначалу ярым гонителем христиан, но во время своего путешествия в Дамаск пережил встречу с самим Христом. Ослепительный свет пролился с неба, и раздался голос, вопрошавший: «Савл, Савл, зачем ты гонишь меня?». Хотя в самой Библии не указывается, каким образом путешествовал Савл, традиция предписывает изображать его упавшим при виде божественного явления с лошади. Этот сюжет живописцы использовали и до Караваджо, но никогда ещё он не показывался столь драматично и реалистично. Особенно натуралистично прописаны детали: сморщенный лоб, натруженные ноги конюха, мощный лошадиный круп, занимающий всю верхнюю часть картины.
Караваджо действительно революционный художник. Ни один мастер до него не передавал так необычно светотень, как это делал Караваджо. Его резкий свет и темные приглушенные тени, выписанные с поразительным мастерством, помогают придать предметам отточенную форму. Такой способ передачи светотени создает ощущение театральности. Благодаря такой живописной манере, в картинах Караваджо присутствует небывалая напряженность действия.
Подлинным шедевром творчества Караваджо, является «Ужин в Эммаусе» (1601). Это полотно отличается драматичностью освещения, театральностью жестов и высочайшим реализмом в передаче деталей. На нем изображен постоялый двор вблизи Иерусалима, где двое учеников Христа узнают в разделившем с ними трапезу страннике воскресшего Бога и Учителя. Подсказка заключается в жесте, которым Христос благословил трапезу, - этот жест напоминает о Тайной вечери. Картина написана в характерной для художника манере: закрытое пространство, сверху слева, падающий свет, образующий подобие нимба над головой Христа и приглушенные тени. На столе мы видим жареную птицу, хлеб, вино, воду и фрукты. Эти детали, изображенные в реалистической манере, являются вместе с тем очевидными символами. Хлеб и вино здесь символизируют Причастие; жареная птица и переспелые фрукты – смерть; гранат – Воскресение.
Христос предстает перед своими учениками в обновленном виде. У Спасителя юное, неожиданно безбородое лицо. Лица и жесты учеников выражают сильное удивление.
Другими известными библейскими работами Караваджо являются: «Призвание апостола Матфея», «Успение Богородицы», «Мадонна и змея», «Погребение Христа».
Творчество Караваджо оказало огромное влияние на развитие искусства XVII столетия. Многие художники пошли по следам этого удивительного мастера и буквально копировали его живописную манеру. Такие художники получили впоследствии название «караваджисты».