Архитектура и скульптура барокко.
Наиболее характерные черты итальянской архитектуры XVII века воплотились в памятниках Рима. Именно здесь ярче всего проявилась главная особенность барокко – стремление к созданию ансамбля. Этот стиль соединил постройки разных эпох в архитектурное целое. В римской архитектуре появились новые типы храма, городской площади и дворцового ансамбля.
Первым образцом стиля барокко принято считать церковь Иль-Джезу (51), возведенную к 1575 г. архитекторами Джакомо Бароцци да Виньола (1507 – 1573) и Джакомо делла Порта (1537 – 1602)для монахов ордена иезуитов. Автор основной части проекта Виньола обратился к форме купольной базилики (см. пособие для 1-ых классов). Центральный неф церкви здесь шире и короче, чем в предшествующих постройках подобного типа, а вместо боковых нефов с двух сторон располагаются капеллы.
Интересна композиция фасада Иль-Джезу, выполненного Джакомо делла Порта. Мастер разделили огромную плоскость стены на два горизонтальных яруса, оформив каждый из них ордером (см. пособие для 1-ых классов). Более узкий верхний ярус обрамлен по краям спиралевидными деталями - волютами (завитками) и словно перетекает вниз. Это придает фасаду сложный и выразительный облик.
Огромный вклад в создание церквей архитектуры барокко внесли три мастера: Карло Мадерна, Франческо Борромини и Лоренцо Бернини.
Главным делом жизни Карло Мадерны (1556 – 1629) была перестройка собора Святого Петра (1607 – 1617). К основному зданию, возведенному в эпоху Возрождения Микеланджело, он прибавил с западной стороны большой притвор, превратив весь собор из центрического в вытянутый базиликальный. Помещение храма обрело стремительное движение к подкупольному пространству, где находится могила Святого Петра.
Франческо Борромини (1599 – 1667), ученик Мадерны, построил в своей жизни не очень много. Одним из его лучших произведений является церковьСан-Карло алле Куатро Фонтане (1634 – 1667) (52). Для церкви был отведен маленький и очень неудобный участок на перекрестке двух улиц. Возможно, поэтому Борромини сделал этот храм очень небольшим, что необычно для построек барокко. По углам расположены четыре скульптурные группы с фонтанами, отсюда и название церкви. Овальное в плане здание перекрыто куполом. Фасад по традиции делится на два яруса, оформленных ордером. Стена верхнего яруса то прогибается, то слегка выступает вперед, и её движению вторит изогнутая линия перекрытия. Кажется, что плотная, тяжелая масса камня постоянно меняется на глазах – это любимый мастерами барокко мотив преображения материи.
В XVII столетии в Италии возводилось много дворцовых ансамблей. Мастера барокко стремились соединить в них черты городских и загородных построек. Яркий образец такого подхода - палаццо (дворец) Барберини (1625 – 1663). Его строительство начал Мадерна и завершили Борромини и Бернини. Со стороны входа здесь впервые появился парадный двор, форму которого определил фасад с сильно выступающими боковыми крыльями. Двор объединял здание с городским ансамблем. С противоположной стороны раскинулся парк. Таким образом, дворец связан с городом и в тоже время образует в нем некий особый мир, сочетающий в себе архитектуру и живую природу.