V. ЯЗЫК И РЕЧЬ

1. Запомните схему, в которой графически четко и ясно показано соотношение таких сложных лингвистических понятий, как язык и речь. Обратите особое внимание на направление стрелок.

 

 

       
   
 
 

 


 

 

Таблица 5.

2. Выучите определения терминов:

 

- речь (устная и письменная; внешняя и внутренняя, т.е. про себя без произнесения вслух) - состоит из речевых актов и проявляется в речевой деятельности;

- речевой акт (устный) – двухсторонний процесс, с одной стороны - говорение, с другой стороны – восприятие и понимание услышанного;

- речевой акт (письменный) – двухсторонний процесс, с одной стороны - написание, с другой стороны – чтение и понимание написанного;

- текст – результат речевого акта, речевое произнесение любой протяженности от однословной реплики до рассказа в устной речи; и от однословного предложения до поэмы, книги или многотомного собрания сочинений в письменной.

3. Суть взаимоотношений «язык - речь» состоит в следующем: текст правильно понимается адресатом, так как он построен из элементов (единиц), форма и значение которых известны и понятны адресату, как и правила построения (грамматика). В общем, соотношение «язык - речь» можно сравнить с соотношением «теория - практика», в которой одно без другого невозможно себе представить. Действительно, теория (язык) проявляются в жизни в виде практики (речь) с одной стороны, а с другой стороны, практика без теории была бы непонятна. Хотя оба явления тесно между собой переплетаются, это не одно и то же, их необходимо четко различать.

 

VI. ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО

1. Большинство языков мира не являются абсолютно одинаковыми на всей территории своего распространения и во всех сферах своего использования. В языках обнаруживаются определенные различия:

- географически единый литературный язык противостоит вариантам и местным диалектам (диалекты и групповые различия изучает диалектология);

- профессионально литературный язык противостоит подъязыкам науки, включающим арго, термины, терминосистемы;

- стилистически литературный язык различает следующие литературные стили:

- высокий;

- научный и научно-популярный;

- газетно-публицистический;

- официально-деловой;

- разговорный;

- сленг;

- поэтический;

- народно-поэтический.

2. Обратите внимание на различие понятий «литературный язык» и «вариант литературного языка»:

- литературный язык – общенародный, образцовый, функционирующий в устной и письменной речи, строго кодифицированной орфоэпическими (правилами произношения) и орфографическими (правилами правописания) нормами.

- вариант литературного языка – литературный язык, обслуживающий народ, проживающий на другой отдаленной территории, имеющий свои особенности и отличия, как правило, в лексике и фонетике.

3. С точки зрения профессионального расслоения общества, в подъязыках наук встречаются термины и профессиональные арго:

- термин – слово или словосочетание, служащее для точного выражения специфического понятия в определенной области знания, производства или культуры, обеспечивающее коммуникативные потребности в этой сфере человеческой деятельности и закрепленное в терминологическом словаре.

- профессиональное арго - неофициальное обозначение специфических понятий в отдельных отраслях знаний, производства или культуры, не закрепленные в словарях, но понятные профессионалам.

4. Стилистическое расслоение языка происходит при функционировании языка в различных формах и случаях общения. Каждый стиль характеризуется особыми стилистически окрашенными словами и выражениями, а так же особенностями грамматики на фоне нейтрального стиля.

 

VII. ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА И РЕЧИ

1. Разберитесь в таблице единиц

Уровень языка Единицы языка Единицы речи Область языкознания
Синтаксический предложение фраза/ высказывание синтаксис
Лексический лексема лекс/ слово лексикология
Морфологический морфема морф морфология
Фонетический фонема фон/ звук фонология/ фонетика

Таблица 6

2. Постарайтесь запомнить, что единицы различных уровней находятся в 2-х видах отношений друг с другом:

- парадигматических;

- синтагматических.

Парадигматические отношения возникают между единицами одного уровня, которые образуют между собой различного рода парадигмы. Так, например:

· звуки (фоны) образуют парадигмы гласных и согласных, открытых и закрытых, высоких и низких и т.д.

· лексы (слова) образуют различные лексические парадигмы: парадигмы диких животных, парадигмы домашних животных, парадигмы предметов мебели и т.д.

· предложения образуют парадигмы различных коммуникативных типов, например, вопросительные предложения, которые в свою очередь делятся на общие вопросы, повествовательные предложения, просьбы и приказания и т.д.

Синтагматические отношения – это такие отношения, в результате которых единицы одного уровня, объединяясь, образуют единицы более высокого уровня. Так, например, фоны/звуки, объединяясь, образуют морфы.

Например, [b],[e],[l]® образуют морф [bel] и т.д.

Объединяясь в свою очередь, морфы образуют лексы, например, морф [bel] + морф [aja] образуют лекс [belaja].

Объединяясь в свою очередь, лексы образуют фразы и высказывания.

Проследите, что количество фонем во всех языках достаточно ограничено, примерно несколько десятков. С помощью их различных комбинаций язык создает тысячи морфем (для сотен корней, десятков префиксов, суффиксов и окончаний).

Сочетаясь различным образом, морфемы составляют уже сотни тысяч слов со всеми их грамматическими формами. Комбинируясь в зависимости от содержания нашей речи, слова образуют уже миллионы и миллиарды высказываний и предложений.

Итак, многоярусность языковой структуры делает язык очень экономичным и гибким орудием, обеспечивающим удовлетворение выразительных потребностей общества.

Это и называется законом экономии языковых средств.