ГЛАВА ТРЕТЬЯ

СВОДНАЯ КАРТОТЕКА ПРИМЕРОВ КЖСТЛ

Пример к 1-6

Из биографии П.С.Урысона — "создателя советской топо­логии", как пишет в предисловии к книге академик С.П.Алек­сандров.

"Зимой 1907 года Павлику исполнилось девять лет. Пора было подумать о поступлении в гимназию...

. Через несколько дней после экзаменов, когда за столом сидели родители и сестра, отец вынул из кармана письмо:

"Многоуважаемый Самуил Иосифович! Ваш сын Павел вы­держал все испытания, полагающиеся для учеников за первый класс. Однако он не может быть принят в число учеников второго класса вверенной мне гимназии, ввиду отсутствия вакансии в Третьей гимназии для учеников-евреев. Директор (следовала фамилия)".

Прошел год.

"Снова шел Павлик с мамой на экзамены в Третью гимназию. Мать не волновалась за сына...

...Ответ не заставил себя долго ждать.

"На прошение Ваше от 21-го сего августа, переданное гос­подином попечителем округа на окончательное распоряжение педагогического совета вверенной мне гимназии, имею честь уведомить Вас, милостивый государь, что просьба Ваша не может быть удовлетворена за отсутствием вакансий в Третьей гимназии для учеников-евреев".

О Нейман Л.С. Радость открытия. М.: Дет. лит., 1972. С. 19-20, 26-28.


404_____________________________________________ Как стать гением

Пример к 1-е

"Личность Джона Милля не лишена интереса. Он родился в Лондоне в 1806 году, был старшим сыном Джемса Милля, философа и экономиста, друга Рикардо. Человек суровый до жестокости, принципиальный до догматизма, Джемс Милль имел свою систему воспитания и решил применить ее к сыну. "Рабочий день" ребенка был строго расписан. Список книг, которые мальчик прочел к восьми годам, приводит в изумление. Он не знал ни игрушек, ни сказок, ни игр со сверстниками. Прогулки с отцом, во время которых он давал ему отчет о прочитанных книгах, а позже — занятия с маленькими братьями и сестрами заменили все это. Ребенок превращается в настояще­го вундеркинда, неизменно поражая своими познаниями друзей и знакомых Милля-отца. Привычка к чтению и умственному труду становится уже частью его натуры. Он самостоятельно занимается высшей математикой и естествознанием. Но люби­мым его предметом была история. Он пишет сочинения, перес­казывая и порой критически комментируя древних и новых авторов. Строгость отца не только не уменьшается, но, скорее, усиливается. Джемс Милль требует от мальчика зрелого и само­стоятельного мышления, он любит давать невыполнимые зада­ния. Сын всегда должен думать, что он знает, умеет, понимает страшно мало. И сын думает так, потому что он почти лишен общества детей и подростков его возраста. Лишь позже, выйдя в широкий мир, он познает и свои преимущества и свои траги­ческие недостатки...

В 13 лет младший Милль проходит с отцом курс политической экономии. Отец читает ему лекции, они обсуждают сложные вопросы, сын пишет рефераты. Джон Стюарт Милль позже рассказывал: "Поскольку я постоянно участвовал в научной работе отца, я был знаком с самым близким из его друзей, Давидом Рикардо. Своим благожелательным участием, своей добротой и снисходительностью он очень привлекал к себе молодых людей. После того как я стал заниматься политической экономией, он приглашал меня к себе и во время совместных прогулок беседовал со мной о проблемах этой науки".

В 1882 году Милль опубликовал свои первые работы по политической экономии — две небольшие статьи о теории стоимости. Он мечтал о политической карьере, но отец решил иначе. В следующем году Джон занял место самого низшего клерка в отделе Ост-Индской компании, которым заведовал


Работа______________________________________________________ 405

Джемс Милль, и начал восхождение по служебной лестнице. В первые годы служба не очень мешала его кипучей интеллекту­альной деятельности. Привыкнув работать по 14 часов в сутки, он продолжал читать и писать для себя и для печати, обучать братьев и сестер. Милль сам называл себя мыслящей машиной". О Аникин А.В. Юность науки. М.: Политиздат, 1979. С.257-258.

Пример к 1-е

До 12 лет Эйнштейн был религиозным ребенком.

"Чтение научно-популярных книг привело меня вскоре к убеждению, что в библейских рассказах многое не может быть верным. Следствием этого было прямо-таки фантастическое свободомыслие, соединенное с выводами, что молодежь умыш­ленно обманывается государством: это был потрясающий вывод. Такие переживания родили недоверие ко всякого рода авторите­там и скептическое отношение к верованиям и убеждениям, жившим в окружающей тогда меня социальной среде".

О Эйнштейн А., ИнфельдЛ. Эволюция физики. М., 1965. С.243-244.

Пример к 3-г

"На рождество отец подарил Генриху (Шлиману) книгу Геор­га-Людвига Еррера "Всемирная история для детей". Перелисты­вая ее, мальчик увидел интересную картинку: войско штурмует горящий город. В клубах дыма вырисовываются мощные кре­постные стены с четырехугольной башней. На переднем плане — воин несет на плечах старика и за руку ведет маленького мальчика. Оказалось, что это Эней с отцом и сыном бежит из горящей Трои.

Здесь начинается одна из самых спорных страниц в био­графии Шлимана, вызывавшая много разногласий среди пи­савших о нем.

Вот как сам Шлиман описывает этот эпизод:

"Я радостно воскликнул:"Отец, ты ошибся! Еррер видел Трою, иначе он не смог бы ее нарисовать!" "Сынок, — ответил он, — это лишь воображаемая картина". Но на мой вопрос, в действи­тельности ли древняя Троя имела такие большие стены, он ответил утвердительно. "Отец, — сказал я тогда, — если такие стены существовали, они не могли быть совершенно уничтоже­ны, они лишь погребены под пылВю и мусором столетий". Он


406_____________________________________________ Как стать гением

мне вновь возразил, но я остался при своем мнении, и, наконец, мы порешили на том, что я когда-нибудь открою Трою".

О Мейерович М. Шлиман. М.: Дет. лит., 1966. С.20—21.

Пример к 3-г

Об Эйнштейне:

"Мальчику было пять лет, когда ему подарили компас. Игрушка его заворожила. И он сделал первое свое научное открытие: "За вещами должно быть что-то еще, глубоко скрытое..."

О Кляус Е.М. Поиски и открытия. М.: Наука, 1986. С. 15*3.

Пример к 3-г

"Два ярких воспоминания... озаряют мрак его детства: в возрасте 6 лет он впервые увидел комету: "Я много слышал о комете этого, 1577 года, и мать выводила меня на возвышен­ность, чтобы я поглядел на нее". И в 9 лет: "Родители позвали меня на улицу, чтобы показать затмение Луны. Она казалась совсем красной".

О Белый Ю.А. Иоганн Кеплер. М.: Наука, 1971. С.19—20.

Пример к 3-г

"Меня часто спрашивают, когда у меня впервые зародилась мысль достичь Северного полюса. На этот вопрос трудно отве­тить. Я не могу назвать такой-то день или месяц и сказать: "Вот тогда эта мысль впервые пришла мне в голову". Мечта о дости­жении Северного полюса выкристаллизовывалась исподволь и постепенно в ходе моей более ранней работы, которая не имеет к ней отношения (Пири работал топографом-геодезистом на строительстве Панамского канала. — Прим. авт.). Я начал инте­ресоваться Арктикой с 1885 года — тогда я был молодым чело­веком и мое воображение поразили отчеты Норденшельда об исследованиях во внутренних районах Гренландии. Я так увлекся этими работами, что летом следующего года совершенно один предпринял путешествие по Гренландии. Быть может, где-то в тайнах сознания у меня уже тогда родилась надежда, что когда-нибудь я смогу достичь самого полюса. Несомненно, именно тогда я поддался соблазну Севера, или так называемой "арктичес­кой лихорадке", и мною овладело какое-то чувство фатальности, ощущение того, что смысл и цель моего существования — разгадать тайну замерзших твердынь Арктики".

О Пири Р. Северный полюс. М.: Мысль, 1972. С. 13.


Работа______________________________________________________ 407

Пример к 4-а

"Хотя 90 процентов высших учебных заведений США имеют в своих школьных программах курс биологии и 80 процентов учащихся изучают ее, лишь небольшая часть американцев зна­кома с этой основополагающей научной теорией по той простой причине, что на протяжении последних 60 лет она была либо изъята из школьных учебников, либо изложена в них весьма схематично. В декабре прошлого года в Верховном суде США спустя 127 лет после выхода в свет книги Дарвина "Происхож­дение видов путем естественного отбора" по-прежнему выдвига­лся аргумент, что эволюция — это всего лишь одна из теорий, которую следует преподавать только в сочетании с "креацио­низмом" — наукой о божественном сотворении мира".

О Священная война против Дарвина // За рубежом. 1987. N2.

Пример к 5-г

"Филипп Франк вспоминает, как однажды, приехав в Берлин, он условился с Эйнштейном вместе посетить астрономическую обсерваторию в Потсдаме. Они решили встретиться в назначен­ное время на одном из мостов. Франк, у которого было много дел, беспокоился, что не сможет оказаться точным. "Ничего, я подожду на мосту", — сказал Эйнштейн. "Но ведь это отнимет ваше время!" "Нисколько. Свою работу я могу делать где угодно. Разве я меньше способен обдумывать свои проблемы на мосту, чем дома?" Его мысли, продолжает Франк, были подобны пото­ку. Любой отвлекающий разговор был подобен небольшому камню в могучей реке, неспособному повлиять на ее течение". D Кузнецов Б. Г. Эйнштейн. Жизнь, смерть, бессмертие. М.: Наука, 1972. С.166.

Пример к 6-а

"Особенно тревожны изъяны в педагогическом образовании. Скажем, по данным Госинспекции СССР, большинство студен­тов выпускных курсов Пржевальского и Бирского пединститутов не справляется с требованиями даже не вузовской, а школьной программы: литераторы допускают множество орфографических и синтаксических ошибок, математики не умеют выполнять алгебраические преобразования, "плавают" в своем предмете физики, хромает психолого-педагогическая подготовка выпуск­ников. Беспомощность при диагностике распространенных за-


408_____________________________________________ Как стать гением

болеваний обнаружили в ходе аттестации будущие врачи — питомцы Северо-Осетинского, Дагестанского и Башкирского медицинских институтов. А в Брянском технологическом инсти­туте многие старшекурсники оказались не в состоянии объяс­нить назначение транзисторов и диодов... В 1975 году с задания­ми на проверку общеобразовательных знаний в одном из веду­щих вузов страны справились 65 процентов первокурсников, а в 1986 году — уже лишь 25 процентов... В промышленности в качестве рабочих трудятся 300 тысяч инженеров".

D Северцев В. Из плена стереотипов предстоит осво­бодиться народному образованию/УПравда. 1988. 21 авг.

Пример к б-а

сам в этом году присутствовал на выпускных экзаменах в одном из московских вузов и слышал ответы выпускников: один из них пребывал в уверенности, что самая большая страна в мире — Монголия, другая сообщила, что в Советском Союзе про­живает 30 млн. человек".

О Из беседы с начальником Управления преподавания общественных наук Минвуза СССР В.Купцовым // Аргументы и факты. 1988. N2. С.1.

Пример к б-а

"После убийства народовольцами в 1881 году императора Александра II в России начался разгул реакции, затронувший и систему образования. Министр народного просвещения граф И.Д.Делянов представил на рассмотрение высшему законода­тельному органу империи — Государственному совету проект нового универсального устава. О том, какие порядки пытался насадить в университетах граф, можно судить по некоторым его высказываниям. Так, однажды он заявил: "Лучше иметь на кафедре преподавателей со средними способностями, чем осо­бенно даровитого человека, который, однако, несмотря на свою ученость, действует на умы молодежи растлевающим образом". Даже Государственный совет, членов которого трудно запо­дозрить в вольнодумстве, не решился одобрить "деляновский" устав. Тогда император Александр III в августе 1884 года утвердил его высочайшим повелением".

О Шибанов А Александр Михайлович Ляпунов. М.: Мол. гвардия, 1985. С.153.


Работа_______________________________________________________ 409

Пример к 6-а

"Известен ряд анекдотических случаев, подтверждающих вы­сказанную выше мысль. Так, некий профессор дал нескольким своим аспирантам для реферирования пару научных статей, касающихся проблем, над которыми трудились эти аспиранты. После ознакомления с готовыми рефератами ошеломленному профессору оставалось лишь развести руками — ни один реферат не содержал главных мыслей первоисточника: аспиранты не поняли статей".

О Коган В.З. Маршрут в страну информологию. М.: Нау­ка, 1985. С.98.

Пример к 6-а

"В 1848-50 гг. в Московском университете была закрыта кафедра философии. Основание... было найдено в знаменитом изречении, что "философия, хотя и не явно бесполезна, возмож­но, является вредной".

О Малинин В.А. История русского утопического социа­лизма. М.: Высш. шк., 1977. С.159.

Пример к 6-6

В.Гаршин закончил реальное училище, но это не давало права поступления в университет (брали только выпускников гим­назии).

"Не имея возможности поступить в университет, я думал сделаться доктором. Многие из моих товарищей (предыдущих выпусков) попали в Медицинскую академию и теперь доктора. Но как раз ко времени моего окончания курса Делянов подал записку покойному государю, что вот, мол, реалисты поступают в Мед. акад., а потом проникают из академии в университет. Тогда было приказано реалистов в доктора не пускать".

О Из автобиографии В.Гаршина // В.И.Порудоминский. Грустный солдат, или Жизнь Всеволода Гаршина. М.: Книга, 1987. С.279.

Пример к б-в

"Я решил сделаться полярным исследователем. Не ограничи­ваясь этим решением, я немедленно начал работать над тем, чтобы сделать себя пригодным для такой жизни. Тогда у лас еще не существовало тех спортивных организаций, которые имеются теперь повсюду. Единственные известные нам виды спорта были


410_____________________________________________ Как стать гением

футбол и лыжи. Хотя игра в футбол мало привлекала меня, я все же стал заниматься этим спортом, чтобы тренировать свое тело и приучить его к выносливости. Лыжный спорт, напротив, мне нравился, и я отдался ему всей душой... В те времена дома зимой не особенно хорошо проветривались, и поэтому меня считали чуть не сумасшедшим, так как я непременно желал спать с открытыми окнами, даже в сильные холода. Моя мать серьезно бранила меня за это. Я успокаивал ее заверениями, что люблю свежий воздух. В действительности же я таким образом осущест­влял часть проводимой мною тренировки!"

О Амундсен Р. Моя жизнь. М.: Географгиз, 1959. С. 18.

Пример к б-в

"Преподаватели возражали против перевода Галуа в следу­ющий класс: по их мнению, Галуа не отличается крепким здоровьем, а, кроме того, директор лицея считал, что его суж­дения еще должны созреть. Несмотря на это, в октябре 1826 года Галуа все же начал заниматься в классе риторики. Однако с самого начала второго триместра — Галуа в это время исполни­лось пятнадцать лет — ему пришлось вернуться во второй класс. Тогда-то и произошло достопамятное событие: Эварист Галуа открыл математику. До класса риторики все учащиеся колледжа занимались по одной программе: каждый проходил курс гумани­тарных дисциплин в объеме средней школы. Но те из учеников, кто чувствовал склонность к точным наукам, могли, начиная со второго класса, посещать дополнительный курс начальной мате­матики. Галуа занимался во втором классе повторно, естествен­но, что у него в этом отношении было больше возможностей, чем у других. Посещать занятия по математике ему разрешили без труда... Галуа с самого начала отказался от школьных учебни­ков, в которых искусство рассуждать подменялось искусством вводить в заблуждение при помощи слов. Вместо них он за несколько дней проглотил "Элементы геометрии" А.М.Лежандра — классическую книгу, выдержавшую множество изданий... Язык Лежандра, воспринятый Галуа, заключал уже в себе самом искусство математического мышления".

О Дальма А. Эварист Галуа, революционер и математик. 2-е изд. М.: Наука, 1984. С. 12—14.

Пример к б-в

"В то время в Курган поступало ничтожно мало специальной


Работа_______________________________________________________ 411

медицинской литературы. Свой очередной отпуск Илизаров, как правило, проводил в столице. Здесь, в Государственной библио­теке имени В.И.Ленина, по его просьбе переводили статьи итальянских, немецких, египетских, польских, японских, гре­ческих, индийских, норвежских ученых".

О Нувахов Б. Доктор Илизаров. М.: Прогресс, 1987. С.58.

Пример к 6-в

"Тогда, задавая сам себе вопросы, он интуитивно чувствовал, что сами принципы лечения переломов устарели, и начал искать радикально новые. Выписывал по абонементу все, что только можно было выписать в Долговку. Брал отпуск за свой счет, ехал в Москву и не вылезал там из библиотек. Пришлось овладеть такими науками, о которых раньше понятия не имел. Изучал сопромат, механику и биомеханику. А когда разрабатывал кон­струкцию аппарата, освоил в совершенстве и слесарное дело". О Нувахов Б. Доктор Илизаров. М.: Прогресс, 1987. С.46.

Пример к 6-в

Так как в экспедиции через Атлантический океан Бомбар оказался без напарника, ему пришлось самому изучать основы кораблевождения. Поскольку напарник покинул Бомбара в пос­ледний момент, учиться Бомбару пришлось, уже находясь на плоту в океане, и — по самоучителю:

"Для начала надо постичь основы кораблевождения. Я уже умею пользоваться компасом и управлять парусом. Остается освоить измеритель Краса, с помощью которого прокладывается курс. После нескольких попыток мне это удается... На изучение этих премудростей я потратил всю пятницу 15 августа".

О Бомбар А. За бортом по своей воле. М.: Мысль, 1975. С.89.

Пример к 6-г

"В уже известной нам анкете на вопрос о побочных занятиях Обручев ответил: "Литературная работа (сатирические фельето­ны, повести, фантастические романы)". Эти побочные занятия произвели на свет 100 печатных листов художественных произве­дений: пять романов, сборник рассказов, десятки фельетонов, книги воспоминаний. Ни годы путешествий, ни научная работа, ни преподавание — ничто не смогло заглушить в Обручеве фамильную страсть к сочинительству. Напротив, все эти основ-


412_____________________________________________ Как стать гением

ные занятия способствовали побочным» были почвой, на кото­рой выросла и расцвела литературная деятельность ученого".

О Друянов В.А. Рыцарь факта. Книга об академике ВАОбручеве. М.: Знание, 1984. С.131.

Пример к 6-г

Кеплер для заработка выпускал астрологические календари с прогнозами на погоду, урожай, политику. Вот выдержка из письма Кеплера на эту тему:

"Чтобы ищущий истину мог свободно предаваться этому занятию, ему необходимы по меньшей мере пища и кров. У кого нет ничего, тот раб всего, а кому охота идти в рабы? Если я сочиняю календари и альманахи, то это, без сомнения, — прости мне, господи, — великое рабство, но оно в настоящее время необходимо. Избави я себя хоть на короткое время от этого — мне пришлось бы идти в рабство еще более унизительное. Лучше издавать альманахи с предсказаниями, чем просить милостыню. Астрология — дочь астрономии, хоть и незаконная, и разве не естественно, чтобы дочь кормила свою мать, которая иначе могла бы умереть с голоду".

Эти слова звучат горьким укором тогдашнему общественному строю, в котором не умели и не хотели позаботиться о мало-мальски пристойном существовании немногочисленных тогда ученых, что вынуждало их непроизводительно расточать свои знания, ум, время. До конца дней своих приходилось Кеплеру добывать себе значительную часть средств к существованию с помощью "незаконной дочери астрономии".

О Белый Ю.А. Иоганн Кеплер. М.: Наука, 1971. С.34.

Пример к 7-в

Из воспоминаний П.К.Ощепкова об изобретении радиоло­кации:

"Не случайное вдохновение или желание "что-то" изобрести руководило нами в то время. Нет. Мы точно знали, что ищем. Мы точно определили внутренние противоречия в решаемой нами задаче воздушного наблюдения и на основе творческого применения марксистского диалектического метода анализиро­вали ее шаг за шагом. Именно анализ привел нас к необ­ходимости использовать для этой цели электромагнит! гую энер­гию как самую быструю по скорости распространения, как проникающую через мрак ночи и толщу облаков, как наиболее


Работа______________________________________________________ 413

легко управляемую в месте посылки. Это не гениальное пред­видение, а закономерный результат анализа".

О П.К.Ощепков. Жизнь и мечта. М.: Моск. рабочий, 1984.

Сю.

Пример к 7-в

"Главное в том, что настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные и благонадежные чинов­ники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики. А если писатель должен быть благоразумным, должен быть католически-правоверным, должен быть сегодня полез­ным, не может хлестать всех, как Свифт, не может улыбаться над всем, как Анатоль Франс, — тогда нет литературы бронзовой, а есть только бумажная, газетная, которую читают сегодня и в которую завтра завертывают глиняное мыло".

О Е-Замятин. Я боюсь // Книж. обозрение. 1988. 8 апр. Сб.

Пример к 13-г

Фридрих Артурович Цандер умер 28 марта 1933 года. Я.Голо­ванов описывает события января 1933 года:

"Он выглядел очень усталым, похудел, осунулся, мало ел, а если и брал что-нибудь в столовой, то самое дешевое: денег не было. Королев предложил собрать деньги и тайно от Цандера заплатить за него вперед. Фридрих Артурович по-прежнему отдавал свои 7 копеек, но блюда получал за 35 копеек. И все не мог нарадоваться: "Насколько лучше стали кормить в нашей столовой!"

О Голованов Я. Марсианин. М.: Мол. гвардия, 1985. С.216.

Пример к 13-г

"В 1946 году... Ландау получил свою первую Государственную премию. По отношению к премиям он твердо придерживался правила: часть премии, не меньше половины, надо раздать людям, в первую очередь тем, кто в данный момент нуждается в материальной поддержке. В институте физических проблем ста­ло известно, что жена инженера Игоря Борисовича Данилова Алиса Ивановна находится в больнице в тяжелом состоянии. Дау понимал, что денег Игорь Борисович у него не возьмет. Тогда он послал ему по почте крупную сумму от имени Гаруна аль-Рашида.


414_____________________________________________ Как стать гением

Алиса Ивановна Данилова, вспоминая события сорокалетней давности, говорит:

— Вы не представляете, как это было неожиданно и как мы
с Игорем были счастливы! Это одно из самых приятных событий
в моей жизни. Как волшебная сказка ".

О Бессараб М.Я. Ландау: Страницы жизни. М.: Моск. рабочий, 1988. С.134—135.

Пример к 13-г

Русский мыслитель П.Л.Лавров в начале 70-х годов XIX века в нелегальных изданиях говорил о проблемах революционной нравственности:

"Люди, утверждающие, что цель оправдывает средства, долж­ны всегда сознавать ограничение своего права весьма простым трюизмом: кроме тех средств, которые подрывают саму цель". О 1984: Памятные книжные даты. М.: Книга, 1984. С.24.

Пример к 18-а

Из воспоминаний Катаева о Бунине:

"Я приносил Учителю все новые и новые стихи и рассказы.

— Обрати внимание, Вера, — говорил Бунин, держа в руке
мои сочинения и кивая на меня головой, — как и все начи­
нающие, он воображает, что литература принесет ему славу,
деньги, роскошную жизнь. Признайтесь, милостивсдарь, — об­
ращался он уже прямо ко мне, — что вы мечтаете о своих
портретах в журналах и газетах, похвальных отзывах в прессе,
подумываете о собственной даче в Финляндии, о текущем счете
в лионском кредите, о красавице жене," об автомобиле! Обрати
внимание, Вера, как он покраснел. Сейчас будет врать, что
ничего этого не желает, а желает только одного — чистого
искусства. Так вот что я вам скажу, милостивый государь, не
воображайте, что все знаменитые писатели непременно богаты.
Прежде чем добиться более или менее обеспеченного — весьма
скромного! — существования, почти все они испытывают ужа­
сающую бедность, почти нищенствуют. Не верите? Так вот:
скажите мне, как вы представляете, например, Куприна? Знаме­
нитый писатель, не так ли? Всюду издается, имеет громадное
имя, кумир читающей публики. Согласны?

— О, конечно.

— Так вот-с, позвольте вам сказать, что у этого знаменитого
писателя Куприна случались в жизни месяцы, когда в кармане


Работа______________________________________________________ 415

не было трех копеек. И не в переносном смысле, а в самом буквальном: трех медных копеек".

О Катаев В. Алмазный мой венец (Трава забвенья). М.: Сов. писатель, 1981. С.361—362.

Пример к 18-а

Из воспоминаний Катаева о Мандельштаме:

"Он был давно уже одним из самых известных поэтов. Я даже считал его великим. И все же его гений почти не давал ему средств к приличной жизни: комнатка почти без мебели, случай­ная еда в столовках, хлеб и сыр на расстеленной бумаге, а за единственным окошком первого этажа флигелька — густая зе­лень сада перед ампирным московским домом с колоннами по фасаду".

О Катаев В. Алмазный мой венец. М.: Сов. писатель, 1981. С.80.

Пример к 19-в

Из письма А.А.Любищева:

"...Я рассчитывал, что наряду с прикладной энтомологией буду заниматься и систематической энтомологией и общебио­логическими проблемами... но занимался этим мало. Приходи­лось отдавать много времени на хождение по магазинам, стояние в очереди за керосином и прочими вещами. Жена моя тоже работала, а трудности были большие. Я довольно много занима­лся математикой, причем делал это и в трамваях, и при поездках, и даже на заседаниях, когда решал задачки. Одно время на это смотрели неодобрительно, но когда убедились.что решение задач не мешает мне слушать выступление, что я доказывал, выступая по ходу заседания, то с этим примирились. При поездках я много читал философских книг, в частности три "Критики" Канта были прочитаны мною в дороге..."

О Гранин Д. Эта странная жизнь //Д.Гранин. Выбор цели. Л.: Сов. писатель, 1975. С.57—58.

Пример к 20-а

Русский композитор АМ.Ляпунов жаловался В.В.Стасову на то, что множество семейно-бытовых дел отвлекают его от сочи­нения музыки. В.В.Стасов ответил в письме: "То "неустроенная" еще судьба мешает, то "устроенная" препятствует! Но ведь поз­вольте Вам откровенно сказать, этак никогда конца не будет.


416_____________________________________________ Как стать гением

Никогда не придет такой минуты, когда бы не было ровно никакой заботы, никакой трудности, и еще такого сочинителя отроду не слыхано и не видано, у которого вдруг все было бы гладко, как лысина, и ничто его не тревожило. Нет, такого дня и часа никогда не будет ни у Вас, да и ни у кого. Если Вы будете сидеть у моря и ждать той "погоды", то будьте твердо уверены, что никогда не дождетесь ".

О Шибанов А. Александр Михайлович Ляпунов. М.: Мол. гвардия, 1985. С. 168.

Пример к 21-а

"Молодая писательница из Ленинграда, еще не публиковав­шаяся в столице, приехала в Москву и сказала, что хочет напи­сать острую дискуссионную статью. Даже не статью — манифест своего поколения. Мне идея показалась вполне перспективной: жалобами в последние годы начинающие литераторы просто заваливают, а вот манифесты — большой и стойкий дефицит. Но оказалось, что дебютантка нуждается не в одобрении, а в кон­кретной помощи.

— Вы можете позвонить в "Литературку" и спросить, станут
ли печатать мою статью?

— Но ведь статьи пока нет.

— В принципе, чтобы не работать впустую.

— А статья будет большая?

— Страниц семь-восемь на машинке.

Я позвонил, дебютантке обещали режим наибольшего бла­гоприятствования, и она села за стол...

Начинающая "профессионалка" из Ленинграда хочет гаран­тий, и в этом... есть свой резон. Но когда человек кричит от боли или поет от радости, он не ждет твердых заверений, что крик услышат, а песню оценят".

О Жуховицкий Л. Нужны ли гарантии?//Юность. 1987. N10. С.85.

"...Кстати, тот "манифест поколения" в "Литгазете" не напе­чатан. Потому что не написан".

О Жуховицкий Л. Не молитва, а угроза//Юность. 1988. N2. С.87.

Пример к 21-в

Из записи беседы с Эрнестом Хемингуэем:


Работа______________________________________________________ 417

"Не теряйте духа из-за того, что писательство требует уйму простой, чисто механической работы. Это так, и здесь ничего не поделаешь. Я переписал первую часть "Прощай, оружие!", по крайней мере,раз пятьдесят. Нужно это превозмочь...

Всякий раз, когда я сажусь за стол, я чувствую себя абсолютно бессильным нацарапать хотя бы несколько строк. Писательство — тяжкий труд. Это самая тяжелая работа в мире. Если бы это было просто, то все стали бы писателями. За это платят при­личные деньги только потому, что очень немногие люди могут писать, и писать хорошо".

О Хемингуэй Э. Писательство — тяжкий труд // Книжн. обозрение. N18, 1987. 1 мая. Сб.

Пример к 21-в

"Мысль о ежедневном труде Бунин несколько развил: — Писать стихи надо каждый день, подобно тому как скри­пач или пианист непременно должен каждый день без пропусков по несколько часов играть на своем инструменте. В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно ко­лодцу, откуда долгое время не берут воду.

...Самое главное, — нужно преодолеть в себе отвращение к листу чистой бумаги, которое испытывает почти каждый насто­ящий писатель, и писать... регулярно, не дожидаясь вдохновения, настроения и тому подобного, писать — как ходить на службу... или в гимназию".

О Катаев В. Алмазный мой венец (Трава забвенья). М.: Сов. писатель, 1981. С.347,355.

Пример к 21-в

"Я думал и искал, искал и думал. Ехал из своего села Долговки в Курган, в Москву, шел в библиотеки, брал книги по интересу­ющим меня вопросам, сопоставлял, снова думал. Иногда шел по улице и людей не замечал. Потом родилась идея. Потребовались десятилетия, чтобы она выросла в новое научно-практическое направление в медицине. Ученый-исследователь должен быть целеустремленным. Он не имеет права отвлекаться на второсте­пенное. Известно, например, что Менделеев делал прекрасные чемоданы. Конечно, нужно переключаться, если что-то не полу­чается. Я поступаю так. Зашел в одном эксперименте в тупик, берусь за другой. Вдруг здесь что-нибудь найду? Но все в рамках того же тесного круга задач, которые необходимо решить в нашей

14 Г. Альтшуллер, И. Верткин


418___________________________________________ Как стать гением

сфере исследований. И это нередко приводит к желаемым ре­зультатам".

О Нувахов Б. Доктор Илизаров. М.: Прогресс, 1987. С.50-51.

Пример к 21-в

"Сильные волей не колеблются. Они садятся за стол, они обливаются потом. Они доведут дело до конца. Они изведут все чернила, они испишут всю бумагу. И в этом отличие талантливых людей от малодушных, которые никогда ничего не начнут. Литературу могут делать только волы. Самые мощные волы это гении, те, что не покладая рук работают по восемнадцать часов в сутки".

О Ренар Ж. Дневник // Ж.Ренар. Избранное. М., 1946. С.З.

Пример к 24-6

"Теория сверхтекучести создавалась с перерывом: 27 апреля 1938 года Ландау арестовали. "По нелепому доносу, — писал он в "Комсомольской правде" 8 июля 1964' года, — я был арестован. Меня обвинили в том, что я немецкий шпион. Сейчас это иногда кажется мне даже забавным, но тогда, поверьте, было совсем не до смеха. Год я провел в тюрьме, и было ясно, что даже еще на полгода меня не хватит: я просто умирал. Капица поехал в Кремль и заявил, что он требует моего освобождения, а в противном случае будет вынужден оставить институт. Меня освободили. Вряд ли надо говорить, что для подобного поступка в те годы требовалось немалое мужество, большая человечность и кристальная честность".

О Бессараб М.Я. Ландау: Страницы жизни. М.: Моск. рабочий, 1988. С. 103.

Пример к 24-в

Дмитрий Дмитриевич Плетнев был репрессирован в 1938 году; в 1985 году реабилитирован посмертно.

"Даже во время следствия Плетнев продолжал работать. По его просьбе ему было выдано свыше 20 книг на четырех языках из его личной библиотеки.

В своем последнем слове 12 марта 1938 года он сказал, что, находясь в тюремной камере, он сумел написать монографию в 10—12 печатных листов (эта рукопись не сохранилась).


Работа________________________________________________ 419

Поразительная аналогия с судьбой Н.И.Вавилова напра­шивается сама собой".

О Тополянский В. Он слишком много знал: О драматичес­кой судьбе профессора Плетнева // Лит. газ. 1988. 15июня. С. 13.

Пример к 24-в

Из интервью с писателем Владимиром Дмитриевичем Ду-динцевым:

"В чем состоит объективное счастье? Вот когда меня ругали за роман "Не хлебом единым", ругали всем Союзом писателей, на большом пленуме страшным криком на меня кричали. Не было отказа в добровольцах, тянули руки, шли через зал с видом Жанны д'Арк на трибуну и начинали кричать. И было очень тяжело. Я там первый раз в жизни потерял сознание от контраст­ных эмоций. Когда Симонов таким прокурорским тоном стал говорить, что "я думал, что это советский человек, я думал, что это наш, но вот, товарищи, как иногда даже главный редактор и коммунист, как он может иногда заблуждаться. Оказалось, что вкрался чуждый товарищ". А я ожидал, что он будет меня выручать. Потому что мы вместе с ним "грешили". Я писал роман, а он его печатал. И печатал охотно. И был со мной в таких хороших отношениях, что я ожидал, по своей наивности, от него сильной поддержки. Когда он пошел на трибуну, я подумал, ну наконец-то... Вот рыцарь, который меня защитит. И вдруг... Вокруг меня начало темнеть, темнеть, очнулся — половина меня на полу, половина на стуле, и мне несут воду...

Так вот о счастье. Мое первое счастье — когда ко мне пришла идея "Не хлебом единым". Она пришла в виде поведения Симо­нова. Он "ткнул" меня в лоб перстом, вывел на главную мысль романа "Белые одежды". Симонов дал мне конкретный пример из жизни. Так начал формироваться замысел. А еще происходит выволочка за "Не хлебом единым" на пленуме Союза писателей. Писательница, лауреат Сталинской премии, маститая, с крашен­ными в красный цвет волосами от негодования на трибуне вся трепещет, вибрирует. И зал отвечает таким всплеском шума. Знаете, как будто в кислоту уронили каплю воды, такая пена — и опадает. "А этого Дудинцева враги бы сделали мэром города". Зал сразу — у-у-у, — вздымается пена и опускается. И мыслит одинаково. Мне бы еще раз потерять сознание, но я уже столк­нулся с Симоновым и во мне возникла концепция, которая стала


420_____________________________________________ Как стать гением

каким-то барьером на пути отрицательных эмоций. Мое соз­нание уже исторгло из себя способности страдать от оскорб­лений. Я весь превратился в слух, творческий слух, и стал уже частью того пророка, который встретил шестикрылого серафима. Я, когда слушал ее, только прятался.чтобы записывать "с натуры" ее живые слова, которые вы найдете сегодня в "Белых одеждах". Когда прорабатывали Стригалева, кричала одна там женщина. И реакция зала — это тоже была замечательная натура. Я вос­принимал, я радовался вместо того, чтобы страдать от этой проработки. И я шел домой, чуть не прыгая на одной ножке, потому что я замечательно сегодня поохотился... Наконец-то я касаюсь вопроса о счастье — я был неизмеримо счастлив, потому что творческий восторг по поводу хорошо пришедшего в руки факта — это наивысшее счастье. Это знакомо всем людям творческого труда".

О Жить и все понимать // Комсомольская правда. 1988. 28 июля.

Пример к 25-в

"На днях в Кембридже состоялась необычная пресс-конфе­ренция. С журналистами встретился выдающийся английский ученый Стивен Хокинг. Посвящена была эта беседа важному событию — выходу в свет созданной им книги "Краткая история Времени — от большого взрыва до "черных дыр". ...Теоретик-ас­трофизик говорил, отвечая на вопросы журналистов, увы, не своим голосом. За него эту работу выполнял звуковой робот-синтезатор, связанный с компьютером. Дело в том, что 46-летний СХокинг вот уже 18 лет как парализован, сраженный тяжелейшим рассеянным склерозом. Слух его не пострадал, но общение с внешним миром профессор может осуществлять лишь при помощи своего кибернетического ассистента. Все — в голо­ве, и лишь указательный палец на правой руке, сохранивший некоторую подвижность, преобразует мысль в цифры, заверша­ющуюся бесстрастными металлического звучания словами робо­та... Он занимается с аспирантами, ведет теоретическую работу, разъезжает по белу свету, участвуя в различных научных симпо­зиумах и конференциях. Сообщения Хокинга всегда поражают неожиданным поворотом мысли, глубиной, смелостью".

О Кривопалов А. Живой голос Стивена Хокинга // Из­вестия. 1988. 20 июня.


Работа_______________________________________________________ 421.

Пример к 26-а

В путешествие через океан Бомбар собирался отплыть вместе с товарищем — профессиональным моряком. В последний мо­мент, испугавшись, он фактически предал Бомбара:

"Последнее время Джека не узнать. Его энтузиазм постепенно угасает... Каждый раз Джек подыскивает новый предлог, чтобы отложить отплытие: мешают то ветер, то прилив, то небла­гоприятное время года. Но ведь он моряк, и мне остается только соглашаться...

Часов в десять Джек уезжает в Танжер, чтобы навестить кое-кого и сейчас же вернуться, потому что благоприятный ветер держится сегодня последний день и мы должны отплыть не позднее восемнадцати часов. В восемнадцать часов Джека все еще нет. Это уже слишком! Чувствую, что, если буду еще колебаться, все пойдет прахом. Оставляю таможенному досмотр­щику Жану Стоделю записку для Джека: "Беру ответственность на себя и отправляюсь в плавание один. Чтобы добиться победы, нужно в нее верить. Если даже меня постигнет неудача, то потому что я не специалист. До свидания, брат! — Ален".

Затем с помощью Жана Стоделя я немедленно отчаливаю, преисполненный ярости, честолюбия и веры в успех".

О Бомбар А. За бортом по своей воле. М.: Мысль, 1975. С.84-86.

Пример к 27-а и 27-в

В период обучения Бруно в монастырской школе начальство сумело разглядеть его исключительные способности: Бруно жда­ла блистательная карьера...

"Способного юношу, отличавшегося необыкновенной памя­тью, возили в Рим к папе: показать будущую славу доминикан­ского ордена. После получения сана священника и недолгого пребывания в провинциальном приходе Бруно был возвращен в монастырь для продолжения занятий богословием. Многие из его соучеников по монастырской школе сделали церковную и ученую карьеру, став епископами, регентами монастырских школ и профессорами университетов. Бруно, превосходивший знаниями и способностями их всех, мог рассчитывать и на большее. В коллегии мудрости в Риме — высшем католическом университете — нужны были обличители ереси...

Перед ним открывался путь, к которому готовил его монас­тырь: он должен был стать героем богословских словопрений,


422_____________________________________________ Как стать гением

превратить свои знания и способности в шит богословского невежества, пойти на сознательное усыпление мысли, замкнутой в догматические рамки предвзятых и недоказуемых положений, не подлежащих ни критике, ни обсуждению. Это был не путь, а тупик, нравственный и интеллектуальный. Самоубийство разума — такова была неизбежная цена открывающейся перед ним карьеры".

О Горфункель А.Х. Джордано Бруно. М.: Мысль, 1973. С.29, 31-32.

Пример к 30-а

О событиях 1924 года:

"Еще до собрания Цандер успевает оформить патентную заявку на свой космический корабль и отослать ее в Комитет по делам изобретений. Он не знает еще, что Бюро предварительной экспертизы комитета сочтет его предложения выдумкой фантас­та и в выдаче заявочного свидетельства откажет. Лишь в 1937 году, после смерти Цандера, заявка эта, которая является, по сути, научной статьей, будет опубликована в одном из сборников "Ракетная техника".

О Голованов Я. Марсианин. М.: Мол. гвардия, 1985. С.161.

Пример к 30-а

"Любите ли вы широкоэкранное кино? Лично я, когда сижу в зале, испытываю сложное чувство: восхищение пополам с горечью. Дело в том, что идею широкого экрана я обосновал и предложил еще до войны. Быть может, кто-то сделал это и раньше. Не знаю. Но вот что ответили эксперты:"Это невозмож­но. Во-первых, будет нарушен стандарт технического оснащения кинематографа: придется расширять экраны, менять оптику и т.д. Во-вторых, перестраивать кинотеатры. В-третьих, изобретать новую съемочную аппаратуру, методы съемки..." В общем, полу­чалось — бредовая идея. А сейчас в стране сотни широкоэкран­ных кинотеатров. На различные изобретения в этой области выданы десятки авторских свидетельств. Обидно? Не то слово.

... Еще 12 лет назад мною была предложена инъекция без иглы. Лишь недавно авторское свидетельство выдано... другому изоб­ретателю".

О Гайдаенко Д.Т. Почему я не изобрел кино // Изобрета­тель и рационализатор. 1963. N9. С. 18.


Работа_______________________________________________________ 423

Пример к 30-а

Из воспоминаний Огюста Пиккара об изобретении стратостата: "Жизнь в стратосфере невозможна из-за малого давления воздуха. Поэтому там нужно пользоваться воздухонепроницае­мой гондолой, в которой можно было бы поддерживать почти нормальную атмосферу. Специалисты того времени находили мои предложения неосуществимыми. То, что теперь для нас элементарно, тогда казалось утопией. Единственным возраже­нием, которое выдвигали против меня, было — почему все это до сих пор не существует. Как много раз приходилось мне слышать соображения такого рода! Настоящее призвание инже­нера и заключается в том, чтобы, опираясь на теорию, создавать новое. Если бы я был авиатором, я, может быть, сконструировал бы стратосферный аэроплан. Но, будучи аэронавтом, я принялся за создание аэростата. Самое простое решение заключалось в том, чтобы подвесить к аэростату непроницаемую гондолу".

О Пиккар О. На глубину морей в батискафе. Л.: Суд-промгиз, 1961. С.36.

Пример к 30-а

Из воспоминаний Илизарова.

"И вот пришел день, когда я «первые должен был рассказать о результатах нашей работы на научной конференции. Доклады­ваю и вижу: мне не верят. Слишком необычны результаты. В перерыве ко мне подходит один видный специалист и говорит: "Ваше открытие удивительно. Люди со сломанными ногами начинают ходить буквально на следующий день после операции. Сроки выздоровления фантастичны. Я лично верю вам, верю, что все цифры, которые вы приводили, соответствуют дей­ствительности. Но все же... Завышайте сроки. Тогда вам скорее поверят другие".

О Нувахов Б. Доктор Илизаров. М.: Прогресс, 1987. С.49.

Пример к 30-г

"Долго оставалось загадкой, каким образом у Максвелла в самом расцвете его славы нашлось достаточно времени и прони­цательности, чтобы раскопать статьи Гиббса, которые были напечатаны в никому не известном журнале Коннектикутской академии наук. Но и эта тайна была, в конце концов, разгадана. Максвелл узнал о статье Гиббса весьма простым способом — он получил ее по почте. Гиббс, которого постоянно обвиняли в том,


424__________________________________ Как стать гением

что он не интересуется отзывами других ученых о своей работе, рассылал оттиски своих статей наиболее интересным ученым. Гиббс составил список из пятисот семи имен ученых, живших в двадцати странах. В течение своей жизни он написал двадцать монографий и каждую из них лично послал тем ученым из своего списка, для которых они могли представлять интерес".

О Уилсон М. Американские изобретатели. М.: Знание, 1975. С.73.

Пример к 31-6

"Ришар (преподаватель специального математического класса в колледже, где учился Галуа) помог Галуа опубликовать его первые работы и убедил послать сообщение в Академию наук... 1 июня состоялось заседание Академии наук, на котором Пуансо и Коши было поручено рассмотреть присланную Галуа работу. Коши так и не дал никакого заключения; он потерял рукопись Галуа так же, как раньше потерял рукопись Абеля" (Речь идет о 1 июня 1829 года).

"На очередном заседании Академии наук, состоявшемся 17 января 1831 года, двум членам Академии — Лакруа и Пуассону — было поручено рассмотреть записку Галуа, рукопись которой он накануне передал в секретариат Академии. Год тому назад эта работа уже представлялась в Академию. Тогда она попала в руки непременного секретаря Фурье, который умер, так и не успев ею заняться. В оставшихся после его смерти бумагах рукопись не была обнаружена. В связи со вторичным представлением своей работы Галуа снабдил ее кратким вступлением, в котором просил "по крайней мере" прочесть то, что он написал. Эта настой­чивость оказалась отнюдь не лишней, потому что, пока Галуа не написал весьма резкое письмо, направленное президенту Ака­демии наук, работу так и не прочитали".

О Дальма А. Эварист Галуа, революционер и математик. М.: Знание, 1984. С. 15,30.

Пример к 31-6

Доменщик из Магнитогорска Алексей Степанович Бакшинов построил судно нового типа, названное им гидролетом. По предварительным подсчетам, судно должно было стать самым быстроходным. На выделенном месте еще в середине 70-х годов Бакшинов на свои деньги построил гараж для хранения и до­водки гидролета.


Работа________________________________________________ 425

"С лета 82-го года на дамбе появились спортсмены, у которых были свои, далеко идущие планы. Месяц за месяцем, аккурат­ными рядами, вырастали эллинги, асфальтированные дорожки, строились подсобные помещения, а чудовищных размеров ржа­вый гараж на берегу торчал, как бельмо на глазу. Бакшинову предложили съехать подобру-поздорову. На исходе зимы 86-го года Алексей Степанович угодил в больницу. Там он и получил ультиматум: или он убирает гараж, или его сносят. После боль­ницы Бакшинов кинулся в Москву, но акт уже был составлен, печать приложена... Июньским днем 1986 года удачно отрезанная двумя сварщиками при разборке гаража 700-килограммовая кран-балка (на ней крепили аппарат) упала точно на гидролет, превратив в груду металла прообраз "суперсудна". Когда Алексей Степанович пришел на базу с положительным заключением Центрального научно-исследовательского аэродинамического института, "дитя Магнитки" (гидролет называли и так) лежало перед ним грудой хлама. Подшипники в ходовых частях были аккуратно разбиты. Чтоб и мысли не было восстановить".

D Мозговой В. Формула взлета // Коме, правда. 1988. 16 февр.

Пример к 31-в

"Во время блокады Ленинграда и после войны С.П.Митрофа­нов работал технологом на заводе, которому приходилось в рекордные сроки переключаться с выпуска одной продукции на другую... Но любая деталь, самой сложной конфигурации, рас­суждал молодой технолог, складывается из определенного и, в общем-то, обозримого количества элементов. Если сгруппиро­вать детали не по внешней схожести, как всегда подсказывает здравый смысл, а по наличию элементов, то можно заранее для каждого элемента иметь готовую технологию. Тогда разработку каждого шаблона сделают самые талантливые люди, а рядовому технологу остается манипулировать заготовками, соединяя в нужных сочетаниях, группируя... Митрофанов начал с малого. Попробовал свой технологический принцип применить на уже существующих токарных станках. Не сразу получилось, но вы­пуск продукции увеличился в 2,5 раза.

Ныне "групповая технология" — фундамент ГАПов. Первая публикация С.П.Митрофанова, в которой со всей определеннос­тью изложена идея ГАПов, вышла в свет в 1946 году. К сожа­лению, сама идея не была запатентована. В 1959 году ему


426_____________________________________________ Как стать гением

присуждена (индивидуально) Ленинская премия за разработку основ "групповой технологии". В 60-е годы С.П.Митрофанов — секретарь обкома по промышленности г.Ленинграда. Примеча­тельный факт: помогал изобретателям, но свое решение "не пробил". Был обвинен, что, дескать, занимается своими личными делами. У него даже сохранилась копия докладной записки в адрес самой высокой инстанции. Это четыре страницы текста, которые сегодня уже стали символом научной и промышленной интенсификации. Ему позвонили через месяц. Спросили: чего вы, собственно, добиваетесь?.. Сейчас С.П.Митрофанов доктор технических наук, заведующий кафедрой. Выступает с лекциями о "групповой технологии". Инженеры удивляются: во-первых, он говорит известные вещи, во-вторых, всем известно, что приори­тет принадлежит США и Японии..."

О Конгро А. Характер для открытия//3везда. 1986. N7. С.117-125.

Пример к 32-а

"Поскольку я — не текстильщик, то, приступая к проблемам отделки тканей, начал с азов. Перечитал отечественные техни­ческие журналы за последние 15 лет и обнаружил — своих идей в нашей текстильной науке практически нет. Почему? Беседовал с ведущими деятелями этой науки, когда мы предлагали принци­пиально, новые изобретения — магнитную обработку водных систем. В ответ слышал: "На Западе это есть? Нет? Значит, и у нас быть не может!" Это не производственники говорили, а доктора наук, вызывающие восторг у своих аспирантов".

D Негативное отношение к новаторам // Изобретатель и рационализатор. 1988. N6. С.9.

Пример к 32-а

"Двадцать лет назад токарь В.Г.Моисеев изобрел универсаль­ный фрезерный патрон (а.с. 272782). Пока Минстанкопром разрабатывал мероприятия по использованию этой прекрасной новинки, одна из японских фирм выпустила свой зажимной патрон, аналогичный патрону Моисеева".

О Константинова С. Запоздалая премьера // Изобретатель и рационализатор. 1985. N7. С. 16.

Пример к 32-а

Из воспоминаний академика А.Н. Крылова:


Работа______________________________________________________ 427

"Учреждения, ведающего "морской политикой" в части стра­тегической подготовки флота (в соответствии с его назначением в общей системе обороны и военных государственных задач), не было. Теоретически предполагалось, что этим ведает генерал-адмирал по непосредственным^асазаниям царя, а исполнитель­ным органом является Ученый отдел Главного морского штаба, состоящий из одного штаб-офицера, начальника отдела и двух обер-офицеров — его помощников, заваленных текущей пере­пиской с морскими агентами за границей, разбором и клас­сификацией газетных вырезок — "самоновейших" и "важнейших" технических сведений об иностранных флотах и о "морской политике иностранных государств".

Когда я с 1900 по 1908 год заведовал Опытовым бассейном, мне часто с надписью "секретно" и "совершенно секретно" при­сылали вырезки не только из таких газет, как "Тайме", но и из бульварных, типа "Матен". Но отзыв на них обязательно требо­вался. Для любой вырезки соответствующий номер газеты можно было купить в книжных магазинах за 10—15 коп".

О Крылов А.Н. Мои воспоминания. Л.: Судостроение, 1984. С.144.

Пример к 32-6

"Принятие догм мичуринской лженауки облегчалось невеже­ством, оно могло служить смягчающим обстоятельством... К сожалению, было немало вполне грамотных людей — академи­ков, членов-корреспондентов, докторов наук, которые в той или иной мере отказывались от своих убеждений и признавали каноны мичуринской биологии. В этих случаях требовалось заключить сделку с совестью. Часть ученых ограничилась стан­дартными фразами во здравие мичуринской биологии и ее вождей — Лысенко и Лепешинской, не отрекаясь при этом от собственных идей и работ и не связывая себя никакими обяза­тельствами. Другие строчили научные труды с изложением фан­тастических данных, по неведению или сознательно идя на фальсификацию, и все это шло в научную печать, а затем — в популярные издания. Один из многих документированных при­меров подлога: доцент К.Я.Авотин-Павлов в журнале "Агробио­логия" (1952. N5) описал, как под Ригой ель породила сосну. Но ему заведомо было известно, что на деле это была просто прививка. Об этом свидетельствует его же, Авотина-Павлова, статья, напечатанная до этого в журнале "Лесное хозяйство"


428_____________________________________________ Как стать гением

(1951. N11) под названием "Самопрививка ели на сосне" с изложением того же самого факта (название второй статьи — "Порождение ели сосной")".

О Александров В.Я. Трудные годы советской биологии // Знание — сила. 1987. N12. С.58.

Пример к 32-6

"Борьба с космополитизмом все шире развертывалась по исследовательским институтам и вузам... Попытки утвердить приоритет русских и советских авторов без всяких на то осно­ваний принимали уродливые формы.

Приведу лишь один пример. Общеизвестно, что создателем клеточной теории (1839) был немецкий физиолог и анатом Т.Шванн, широко использовавший для этого работы немецкого ботаника М.Шлейдена. В 1946 году с легкой руки Б.М.Козо-По-лянского автором клеточной теории был провозглашен П.Ф.Го-рянинов (1796—1865). Горянинов — широко образованный врач-естествоиспытатель, однако его работы к созданию клеточной теории никакого отношения не имели. И все же имя Горянинова как создателя или сосоздателя клеточной теории в течение ряда лет фигурировало в биологических учебниках, в популярных брошюрах, в программах вузов, в энциклопедических словарях. П.В.Макаров, например, хорошо эрудированный цитолог, прек­расно зная, что творит, просто писал (1951): "Так П.Ф.Го-ряниновым была создана клеточная теория". Это было выгод­ным... Фальсификация истории открытия лишь дискредитиро­вала нашу науку".

D Александров В.Я. Трудные годы советской биологии// Знание — сила. 1987. N12. С.56.

Пример к 32-6

"После Великой Отечественной войны в сферу мичуринской биологии включилась группа О.Б.Лепешинской. Лепешинская, начиная с середины тридцатых годов, выступала с публика­циями, в которых сообщала об открытом ею образовании клеток из бесструктурного живого вещества. Этим опровергалось ут­верждение крупнейшего немецкого патолога Р.Вирхова, сделан­ное им в 1855 году, о том, что клетка образуется только от клетки. Тезис Вирхова, принятый всеми биологами, Лепешинская объ­явила метафизическим, идеалистическим и почему-то несов­местимым с принципом развития. В качестве идейного при-


Работа_________________________________________________ 429

крытая Лепешинская использовала искаженные до неузнавае­мости идеи Ф.Энгельса".

D Александров В.Я. Трудные годы советской биологии // Знание — сила. 1987. N12. С.75.

Пример к 32-в

Об Илизарове:

"Всех своих оппонентов убедить он, конечно, не мог. А если учесть, что многие из них были его непосредственными руко­водителями, то вполне понятно, что на особую поддержку рас­считывать не приходилось. Он уже лечил переломы с помощью своего аппарата и разработанной им оригинальной методики, а аппараты по-прежнему заказывал на собственные средства, по своим чертежам и моделям".

D Нувахов Б. Доктор Илизаров. М.: Прогресс, 1987. С.59— 60.

Пример к 32-в

"У всех предшествующих аппаратов был существенный недо­статок — громоздкость и сложность применения в обычных условиях. Над этим размышлял Вызов пристально, упорно, сут­ками. И настал такой день, когда он увидел решение. Хищные птицы легко хватают и удерживают самую тяжелую и неудобную для подъема добычу. Их когти имеют форму полуокружности, захватов. Значит, можно сделать легкий, удобный аппарат: мощ­ные иглы-когти, вращающиеся по окружности. Они захватывают позвонки, а специальными винтами хирург постепенно добива­ется выпрямления позвоночника. Удаляются поврежденные поз­вонки, и конструкция способствует соединению здоровых. Боль­ной может спать на боку и на животе...

Получив свидетельство на изобретение, он обратился в Свердловский институт травматологии и ортопедии, в Сверд­ловский облздравотдел, написал серьезную статью в солидный журнал. Ведь свидетельство — это только бумага, а нужен сам аппарат. И с огорчением еще раз убедился, что единомыш­ленников надо искать в другом месте.

— Лет двадцать назад я попал к Вызову с подозрением на травму позвоночника. Тревога оказалась ложной. А вот с чело­веком познакомился прекрасным, — рассказывает Владимир Львович Лифшиц, бывший тогда директором "Уралгидромаша", крупнейшего предприятия в Сысерги. — Чего он только в своей


430_____________________________________________ Как стать гением

больнице ни придумал: вертикальную ванную-баню, передвиж­ную кровать, воспроизвел аппараты Илизарова. Поэтому, когда пришел ко мне за помощью, я твердо знал: не для диссертации человек старается, для людей.

...Позвали опытнейшего слесаря Григория Васильевича Ош-кордина. Спросили:

— Сложно, Васильич?

Внимательно вгляделся тот в чертежи, уточнил, для чего все это нужно, сказал:

— Не сложнее, чем людям живым мучиться. Только вот
металл нужен легкий — титан...

Уральские мастера разработали оснастку, выточили на стан­ках "орлиные" когти. Начальник инструментального цеха Л.Ле-канов, начальник конструкторского бюро Г.Захаров, конструк­тор В.Яковлев и многие другие безвозмездно, частенько в сво­бодное от работы время, создавали новый аппарат. Но сменился директор, стало сложно с планом, и "самодеятельность" при­крыли. Нашелся, однако, другой завод..."

О Пашков А. Дело доктора Вызова // Известия. 1986. 17апр.

Пример к 32-г

"Свои изобретения в области телеграфии Шиллинг с успехом демонстрировал в 1835 году в Бонне на съезде немецкого общест­ва естествоиспытателей и врачей. Попытки иностранных фирм перекупить у него права на изготовление телеграфной аппарату­ры заставили русское правительство ускорить решение вопроса об устройстве телеграфной связи. В 1836 году по поручению правительства Шиллинг проложил подземную телеграфную ли­нию между крайними помещениями Адмиралтейства в Петер­бурге. В 1837 году ему было предложено установить телеграфную связь между Кронштадтом и Петергофом".

О Тихий Д. Эстафета без финиша. Л.: Лениздат, 1984. С.28.

Пример к 32-г

"Меценат носил фамилию Гончаров... Иронию сменило уча­стие, желание помочь изобретателю. Это новое отношение Гон­чарова разделила его жена Елизавета Александровна... Стремясь поддержать Константина Эдуардовича... Елизавета Александров­на перевела на французский язык статью "Железный управляв-


Работа_______________________________________________________ 431

мый аэростат на 200 человек длиной с большой морской паро­ход". В этой статье было сконцентрировано все, что успел сделать в области управляемого полета Циолковский. Переводы посланы за границу. Изобретатель с нетерпением ждет результатов. Не­ужто и Европа равнодушно отнесется к проекту? Неужели и там не найдется деловых людей, желающих воспользоваться обиль­ной выгодой, которую сулят его расчеты? ...Удалось разыскать около десятка патентов, выданных в 1910 — 1911 годах Кон­стантину Эдуардовичу на цельнометаллический аэростат... Рос­сия, Соединенные Штаты Америки, Англия, Франция, Гер­мания, Норвегия, Бельгия, Италия, Австрия официально под­тверждали первенство Циолковского на эту идею... Об оформ­лении патентами своего замысла Циолковский мечтал много лет, еще с той поры, когда Е.А. Гончарова перевела на иностранные языки его работы о железном аэростате длиной с большой пароход. Ученому хотелось официально закрепить свое автор­ство, чтобы затем добиться, осуществления проекта".

О Арлазоров М. Циолковский. М.: Мол. гвардия, 1962. С.111—112, 182-183".

Пример к 32-г

Об изобретателе высокопроизводительного озонатора нового типа Ю.Емельянове:" Вместе со своим отцом, вышедшим на пенсию инженером, он (Ю.Емельянов. — Прим.авт.) разработал проект промышленного озонатора нового поколения — высоко­частотного, многоэлементного, который, по расчетам, должен дать рост производительности в десятки раз. Заявка на изобре­тение была подана Емельяновым в 1963 году, но ее отклонили, не признав в предложенной конструкции новизны. И только десять лет спустя к ее разработке вернулись опять. Началось спешное патентование ВЧ-озонатора за рубежом. Причем Гос-комизобретений СССР занялся этим, не обращая внимания на то, что авторского свидетельства на аппарат нет.

Что же произошло? "Не было бы счастья, да японцы по­могли", — шутит Ю.Емельянов. Случилось так, что фирма "Ми-цубиси хэви индастриз" заинтересовалась советским методом озонной очистки дымовых газов электростанций от загрязня-' ющих атмосферу окислов азота и начала летом 1973 года пере­говоры со всесоюзным объединением "Внештехника". В них участвовали и представители группы разработчиков — научные сотрудники МГУ Е.Пицхелаури, Ю.Емельянов. Тогда и ветел


432__________________________________ Как стать гением

вопрос об озонаторах большой мощности. Юрий Михайлович сообщил, что такая разработка в СССР существует".

О Ряшин В. Почем нынче озон: Драма в стиле НТР // Правда. 1988. 29 февр.

Пример к 32-г

Из откликов на статью М.Воздвиженского "Дело Сопочкина": "Мы поддерживаем позицию журнала. А вы знаете, что изоб­ретения В.Ф.Сопочкина хорошо известны за рубежом?! Так, на последнем конгрессе в Токио отмечалась огромная выгода хра­нения рыбы на судах в охлажденной морской воде. И способ этот назывался на конгрессе "русским".

О Изобретатель и рационализатор. 1982. N11. С.15.

Пример к 32-г

С 1964 года А-Бек безуспешно пытался опубликовать у нас в стране свою главную книгу — роман "Новое назначение". Остро­социальный роман вызвал резкое неприятие группы высокопо­ставленных работников. А.Бек был вынужден опубликовать ро­ман за рубежом: