ГЛАВА ПЕРВАЯ

ВОПРОСЫ К СЕБЕ

Прочитав первые две книги, можно попробовать применить к себе некоторые изложенные в них рекомендации. Чтобы помочь читателю в достижении этой цели, мы предлагаем не­большой практикум по теме. Все изложенные здесь задания можно разделить на 3 раздела:

A. Задания 1-й группы преследуют мини-цель: помочь в
освоении темы, уяснить для себя, лучше понять основные поло­
жения изложенного. Правда, у читателей, в отличие от слушате­
лей, есть возможность вернуться назад и перечитать неясный
кусок материала. Упражнения первой группы призваны помочь
ему в этом.

Б. Задания 2-й группы должны способствовать применению прочитанного материала к себе. Это как бы миди-цель: дать читателю возможность в себе самом сформировать некоторые из творческих качеств.

B. 3-й уровень заданий — это попытаться втянуть читателей
в исследования по теме. Наша макси-цель.

Три типа целей, три группы людей, три разных подхода к чтению материала. Разумеется, такая четкая классификация до­вольно условна: чтобы хорошо усвоить тему, надо испытать на себе выводы этой работы, а чтобы быть уверенным в них, надо самому их вывести, то есть проанализировать биографии твор­ческих личностей.

А

1. Представьте себя в роли молодого Земмельвейса: только что гениальное прозрение осенило вас — вы открыли наконец

13 Г. Альтшуллер, И. Верткин


386_____________________________________________ Как стать гением

причины возникновения страшной болезни. Как бы вы внедряли результаты этого открытия? В чем, по-вашему, была ошибка Земмельвейса и как можно было ее избежать (если, конечно, это вообще было возможно)?

2. В журнале "Изобретатель и рационализатор" (1967. N5.
С.24) был опубликован небольшой очерк Б. Ольгина "Процесс о
миллионах". В нем рассказывалось об истории Л.И.Войнова,
придумавшего новый рациональный способ раскроя листовой
стали для изготовления резервуаров (см. пример к ходу 41-6 на
с.252).

Представьте себя на месте Воинова: сделано изобретение, оно приносит прибыль государству, хотя юридически и не признает­ся изобретением, в материальном поощрении отказали (в первый раз). Как следует вести себя дальше? Почему? Как можно усилить действия Воинова?

Вообще, какова, по-вашему, самая разумная тактика внед­рения?

3. Какова цель каждой из глав работы?

4. Составьте краткий конспект каждой главы и попробуйте
пересказать работу своим товарищам. Опишите их восприятие
темы. В чем, по-вашему, причина такого восприятия, такого
отношении к этой теме вообще?

Б

5. Составьте шкалу оценки прожитой части жизни. Оцените
прожитую часть своей жизни по главным параметрам этой
шкалы по стабильной системе.

6. Составьте систему целей прожитой части жизни. Какие из
целей были поставлены зря (в чем причины)? Были ли в вашей
жизни периоды, которые теперь вы считаете для себя потерян­
ным временем? Какова длительность этих периодов? Чем, по-
вашему, можно было бы заменить эти потери: какими заня­
тиями?

 

7. Составьте систему перспективных целей (для себя): на
завтра, на ближайшую неделю, месяц, год, на пять лет, на всю
жизнь. Какие из этих целей основные, какие вспомогательные?
Как сделать вспомогательные цели основными (или как изба­
виться от вспомогательных целей)?

8. Проведите учет времени, потраченного за день, и проа­
нализируйте дневные затраты: сколько времени потрачено на


Работа______________________________________________________ 387

основную работу, сколько на вспомогательную, каковы потери времени (учет надо составить с точностью до 10 минут).

Повторите это же задание в течение недели. Какой процент времени за неделю можно отнести к потерям?

9. Составьте план на завтрашний день. В конце дня подведите
итог: что не удалось, почему, где скрыты резервы? Повторяйте
это задание ежедневно на протяжении недели. В конце недели
подведите итог: что вам дало составление планов? Помогло ли
лучше выявить свою цель, рациональнее распорядиться временем?

10. Как выбрать новую достойную цель? Представьте, что этот
вопрос был вам задан в 15 лет. Как бы вы на него ответили с
вашим сегодняшним жизненным опытом? Что бы вы могли
посоветовать человеку в этом возрасте?

В

11. В чем, по-вашему, главная причина появления этой
работы? В чем ее необходимость: для человека, для государства,
для человечества?

12. В чем вы не согласны с утверждениями этой работы?
Почему (обоснуйте)?

13. Как, по-вашему, можно было бы усилить предлагаемую
работу? Чем дополнить, что изменить?

14. Проведите анализ биографии личности, которую вы счи­
таете творческой. Для этого:

а) Определите цель,'которую преследовал этот человек.

— Какова была избранная цель; менялась ли она в течение
жизни?

— Опишите прототип, то есть что было известным и обще­
принятым до постановки цели; в чем была новизна, непривыч­
ность поставленной цели?

— Почему выбранную творческой личностью цель следует
считать достойной?

— Как была избрана цель (обстоятельства выбора цели)?

— Какова была концепция достижения поставленной цели; в
чем была ее новизна?

б) Была ли у выбранной творческой личности программа?

— Ее распорядок дня. Как он изменялся в течение жизни, в
разных условиях?

— В чем состояла программа достижения цели (если програм­
ма была)? Менялась ли эта программа в процессе достижения
цели?


388_____________________________________________ Как стать гением

Была ли программа на всю жизнь? В чем она состояла? Была ли достигнута? Как изменялась?

в) Какова была работоспособность творческой личности (по­
кажите на примерах)? Как менялась работоспособность в тече­
ние жизни?

г) Какие задачи пришлось решать выбранной творческой
личности? Задачи, связанные с достижением цели, с жизненным
устройством. В чем состояло решение? Как были решены эти
задачи (технология решения, особенности)?

д) Какие преграды пришлось преодолеть творческой лично­
сти в борьбе за признание, внедрение своего изобретения, от­
крытия?

е) Можно ли выделить на примере рассматриваемой био­
графии "удары" судьбы, которые вам кажутся типовыми? Каковы
они? Каковы типовые же способы их отражения? (Разумеется,
такое задание некорректно ставить на примере одной биографии
творческой личности. Но ведь у человека есть информация не
по одной только-сейчас-рассматриваемой биографии, поэтому,
проводя этот анализ, необходимо все время оглядываться на свой
жизненный опыт и на когда-то прочитанную литературу.)

ж) Результативность: намечаемая и полученная итоговая. Их
соотношение?

з) Были ли у творческой личности последователи, ученики,
школа? Какие трудности возникали в связи с появлением пос­
ледователей?


Работа_______________________________________________________ 389