МИТТЕЛЬШПИЛЬ: ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ


УРВ НА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ РАБОТЫ


ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЫ


 


ответ внешних обстоятельств


ход творческой личности


 


Ш 54-а. Основной. Значитель­ный отъем времени на органи-зационно-обучаюшую работу в связи с созданием и ростом школы.

54-6. Усиливающий. Предла­гается формальная организация со спущенными сверху штатами и рекомендуемыми людьми, с жесткой, неразвивающейся струк­турой, не допускающей перехо­да в систему надцелей. Фор­мальная структура привлекает официализированностью н ка­жущейся поэтому защищеннос­тью и предполагаемыми боль­шими возможностями.


D 54-в. Основной. Перераста­ние коллектива в школу. Раз­витие творческих качеств у лю­дей, входящих в школу.Созна-тельный бег от формальной структуры для сохранения тем­пов продвижения в надсистему целей. Подготовка коллег-пре­подавателей и коллег-разработ­чиков, т.е. создание на общест­венных или личных началах сво­ей школы по целн-2. □ 54-г. Упреждающий. Готовя учеников, сподвижников, необ­ходимо вместе со знаниями да­вать и философию применения этих знаний н объяснять сти­мулы поиска новых знаний, по­казывать неизбежность фор­мулы: награда за творчество — есть само творчество.


Примечание к 54-в

Как создается школа?

Главное при создании школы — подготовка будущих коллег. Здесь особенно важны три момента:

1. Основатель школы обязан щедро делиться с бу­дущими коллегами наиболее перспективными темами конкретных разработок, зачастую передавать свои ма­териалы.


282____________________________________________ Как стать гением

2. Обучение идет постепенно: сначала надо сделать
за ученика 90% работы, во второй раз — 70%, потом —
50% и так далее, пока ученик сам не научится делать
120%.

3. Основатель школы обязан непрерывно и быст­
рыми темпами "расти над собой".

Наверное, есть и другие требования. Но и этих трех достаточно, чтобы объяснить, насколько велик объем работы при создании школы (в том числе и объем работы ученика) и почему в девяти случаях из десяти творческая личность остается одиночкой, хотя, каза­лось бы, могла и должна была создать школу. Объем работы резко возрастает, если школа формируется в основном по переписке из людей, живущих в разных городах. Объем писем на каждого ученика (именно писем, а не материалов) не менее ста страниц в период формирования и 200 страниц в дальнейшем. Если шко­ла включает хотя бы десять человек, суммарный объем переписки составляет 3000 страниц. Из десяти по­тенциальных учеников реально коллегами становятся не более двух, и то порой лишь на время...

Пример к 54-а

"Левенгук был прирожденным демонстратором... Но он не был учителем. "Я никого никогда не учил, — писал он зна­менитому философу Лейбницу, — потому что, если бы я стал учить одного, мне пришлось бы учить и других... Мне пришлось бы отдать себя в рабство, а я хочу оставаться свободным чело­веком".

"Но искусство шлифования линз и наблюдения над откры­тыми вами маленькими созданиями исчезнут с лица земли, если вы не будете обучать ему молодых людей", — ответил Лейбниц.

"Профессора и студенты Лейденского университета уже мно­го лет тому назад были заинтересованы моими открытиями; они наняли себе трех шлифовальщиков линз для того, чтобы они обучали студентов. А что из этого вышло? — писал в ответ упрямый голландец. — Насколько я могу судить, ровно ничего, потому что конечной целью всех этих курсов является или приобретение денег посредством знания, или погоня за славой с выставлением напоказ своей учености, а эти вещи не имеют ничего общего с открытием сокровенных тайн природы. Я уверен, что из тысячи человек не найдется и одного, который


Игра________________________________________________________ 283

был бы в состоянии преодолеть всю трудность этих занятий, ибо для этого требуется колоссальная затрата времени и средств, и человек должен быть всегда погружен в свои мысли, если хочет чего-либо достичь..."

О Поль де Крюи. Охотники за микробами. М.: Детиздат, 1936. С.38-39.

Пример к 54-а и 54-в

"В 1892 году Майкельсон в числе других выдающихся аме­риканских ученых был приглашен в недавно открытый Чикаг­ский университет руководить научной работой аспирантов, но он обнаружил, что по натуре он — одинокий волк. Он ни с кем не мог делить ни своей работы, ни своего времени. Только после того, как он взял себе в ассистенты Роберта Милликена, началась широкая исследовательская работа аспирантов. Милликен при­ехал в Чикаго в 1905 году. В письме, написанном в то время, он рассказывал о том, как однажды Майкельсон позвал его и сказал:

"Если Вы как-нибудь сумеете справиться со всеми делами, связанными с диссертациями, то я не стану больше отвлекаться и терять свое время. Всякий раз, когда я отдаю аспирантам какую-нибудь проблему, они либо все портят, потому что не могут работать так, как мне хотелось бы, а прогнать их и делать все самому нельзя; либо, наоборот, добиваются неплохих резуль­татов и тут же начинают считать проблему своей, в то время как она моя. А ведь дело-то в том, что знать, какая проблема достойна наступления, гораздо важнее просто добросовестной работы над любой проблемой. Так что я предпочитаю больше не иметь дела с диссертациями. Я найму себе ассистента, буду ему платить помесячно. Этот человек не станет думать, что я ему должен нечто большее, чем ежемесячный чек. Если вы займетесь аспирантами и поступите с ними, как сочтете нужным, я буду вашим должником навеки".

С тех пор Майкельсон отдавал все свое время только иссле­довательской работе и лишь иногда читал лекции студентам. Он не участвовал в руководстве факультетом, не ходил на собрания преподавателей и работал в лаборатории со своими личными помощниками, выполняя ежедневно очень насыщенную прог­рамму".

О Уилсон М. Американские изобретатели. М.: Знание, 1975. С.77-78.


284_____________________________________________ Как стать гением