ХОД ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ


 


53-а. Основной. Отсев частиколлег, входящих в коллектив по цели-1 (нежелание уходить от полупризианной цели-1 к но­вой, совершенно непризнанной, еретической цели-2).


 

53-в. Основной. Первый пе­
реход в иадсистему целей. Глав­
ной становится цель-2 (переход
от конкретной технической или
научной цели-1 к общетехничес­
кой или общенаучной цели-2).

53-г. Упреждающий. "Про­
щупывание" подходов к цели-3.
Сбор новой информации.


Примечание к 53-в

При переходе к цели-2 фронт борьбы расширяется. Кроме борьбы с Внешними Обстоятельствами за раз­работку цели-2, надо бороться: а) за дальнейшее нор­мальное развитие цели-1 и б) против недостойного применения результатов, полученных при достижении цели-1.

Пример к 53-а

"Патриарх отечественной органической химии Алексей Ев-графович Фаворский... В 1934 году институт, которым руководил Фаворский, переехал из Ленинграда в Москву. С Фаворским уехало всего два ученика. Остальные не захотели бросить на­сиженное место. Старик ожидал большего, переживал, мучился. Один из уехавших позднее станет академиком, другой, Михаил Федорович Шостаковский, — член-корром...

Шостаковский воспитал более 100 ученых. Только докторов наук — 14. Гордится он своими учениками? И да, и нет. Во всяком случае, различает их не по званиям.

Уже в солидном возрасте уехал Михаил Федорович Шоста-


280_____________________________________________ Как стать гением

ковский из Москвы в Сибирь, возглавил Иркутский институт органической химии Сибирского отделения АН СССР. С ним поехало только трое из учеников... Вспомнил ли он в то время переживания Фаворского? Шостаковский тоже ожидал больше­го. Будет и хуже: через 10 лет он решит, что наука много теряет из-за отсутствия надежной теории происхождения нефти, из-за отсутствия уверенной классификации отечественных нефтей и что для улучшения дела надо создать институт химии нефти, причем поближе к тюменским месторождениям, например в Томске. Госплан СССР поддерживает предложение ученого и открывает институт. В Иркутске он за десятилетие воспитал 57 кандидатов и 7 докторов наук. Сколько человек поехало с ним осваивать научную целину? Ни одного...

Сам он трижды бросал все, рвал корни привычной, разме­ренной жизни и ехал в неизвестность — из Ленинграда в Москву, из Москвы в Иркутск, из Иркутска в Томск. И, судя по резуль­татам, по 203 изобретениям (и каким!), — не ошибался".

О Воздвиженский М. 203 изобретения Шостаковского // Изобретатель и рационализатор. 1977. N6. С.42—46.

КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ-3 (окончание)

Обычную цепочку человеческой деятельности мож­но представить так: цель-1 — путь к результату — ре­зультат — внедрение — "навар" — новая цель и т.д. Главное отличие творческой личности от нетворческой в трех моментах:

1. ТЛ меняет цель-1 на более общую, надсистемную
цель-2; не-ТЛ меняет цель-1 на новую цель-1 того же
ранга, или на подцель-1, или даже на нетворческую
цель.

2. ТЛ, в отличие от не-ТЛ, редко доходит до стадии
получения "навара"; иногда не доходит и до стадии
внедрения: начинается переход к цели-2.

3. Переход от цели-1 к новой цели у не-ТЛ проис­
ходит во имя суммирования "навара"; у ТЛ — во имя
увеличения человечности цели. Можно даже сказать,
что суммирование "навара" — характерный симптом
начала перерождения ТЛ в не-ТЛ.


Игра